Виниловые пластинки для ремонта

Виниловые пластинки для ремонта

Фил. Клуб Филофонистов

По поводу необходимости мойки пластинок в интернете огромное количество информации, поэтому углубляться в этот вопрос я не стану, а просто коротко обозначу основные аспекты.

Если Вы недавно увлеклись винилом и в Вашей коллекции только новые, купленные запечатанными грампластинки, то вопрос их чистоты не слишком для Вас актуален. Разумеется, при правильном хранении и эксплуатации. Если же Вы покупаете так называемые «первопрессы» — аутентичные издания доцифровой эпохи, то их по любому надо мыть.

Причем неважно, насколько аккуратно ими пользовались и как они выглядят. Даже если пластинку доставали из конверта пару раз, поверьте, за несколько десятилетий в канавках скопилось достаточное количество пыли и грязи, чтобы испортить Вам прослушивание.

Чистый винил – чистый звук, слегка подернутый легким костерком от следов механического износа. Грязный винил – постоянный шум, скрежет и дребезжание, заглушающие музыку. И к сожалению, это не единственная проблема залапанных пластинок. Жир и грязь с таких винилов неизбежно перекочевывает на иголку звукоснимателя и как следствие – портят звук всей системы.

Сергей Свитенко, генеральный директор аудиосалона «Нота Плюс» рассказал, по этому поводу, весьма поучительную историю. Респектабельный, солидный господин на следующий день после покупки и инсталляции виниловой системы класса Hi-End, позвонил в салон и пожаловался на плохое качество звучания. Выехавший к нему специалист, обнаружил на иголке комок жирной грязи, размером со спичечную головку. И налипла эта куча от прослушивания одной единственной заляпанной пластинки Rammstein.

Расценки. Одна пластинка 220 руб. Дюжина – 2000 руб.

Хочу сразу отметить – чудес не бывает! Если пластинку топтали ногами в кованных сапогах и тушили об нее окурки – восстановить полноценное звучание ну никак не получится! Поверьте, я знаю, о чем говорю. Десятки часов, проведенные со штихелем под микроскопом, дают мне основания это утверждать. Но. Если Ваша пластинка в основном, в хорошем состоянии, но в одном или нескольких местах она застревает, перескакивает или громко коцает, то это можно и нужно исправлять.

Коротко остановлюсь на наиболее распространенных дефектах и методах их устранения. Самый простой случай. К пластинке что-то прилипло. Под микроскопом это выглядит как куча инородного материала, завалившая собой одну или несколько канавок грампластинки. Иголка звукоснимателя, спотыкаясь об эту кучу, перескакивает на соседнюю канавку. Освобождаем звуковую дорожку от прилипшей дряни и если Вы своевременно обратились к специалисту и иголка не успела в этом месте нарыть царапину, то от дефекта не останется вообще никакого
следа.

Следующий случай по-сложнее – заводской брак. Тут ситуация обратная. Какая-то дрянь прилипла к печатной матрице, оставив на пластинке углубление. Под микроскопом это выглядит как воронка от взрыва с ямой посередине и вспученными заусенцами по краям. Об эти заусенцы и спотыкается игла. Исправлять такой дефект намного сложнее. Необходимо замять вспученные края в углубления и штихелем прорезать колею для беспрепятственного следования иглы. Таким образом, устраняется перескок, но на месте дефекта, как правило, все же слышится незначительный щелчок.

И самый распространенный случай – механическое повреждение или царапина. Под микроскопом это выглядит, как если бы горячим ножом провели по ребристой плитке шоколада. Форма-масса как бы оплавляется и сдвигается по направлению царапины, заполняя собой канавки звуковой дорожки. Если царапина неглубокая – это проявляется в виде заусенцев, направленных в одну сторону поперек движения иглы и слышатся как периодические щелчки в одном или обоих каналах. В более серьезных случаях это выглядит как траншея с наваленным по краям грунтом, прорытая поперек звуковых дорожек. И по такой траншее иголка запросто можно съехать аж на соседний трек. В данном случае, задача
реставратора убрать наплывы и заусенцы, обеспечив беспрепятственное следование иглы по звуковой дорожке.

Достигается это при помощи специальным образом закаленного и заточенного под определенным углом штихеля, микроскопа МБС-10 и рук гравера с четверть вековым стажем.

На YouTube я нашел видео, довольно хорошо демонстрирующее смысл реставрационных работ. Я делаю не точно так же, но по очень похожему принципу.

Расценки. В зависимости от сложности работы 200-1000 руб.

Источник

СОВЕТЫ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ. НА ЗАМЕТКУ

Виниловый Ликбез. Реставрация грампластинок – ДУХ ВРЕМЕНИ.

— Салют Фил! Какими судьбами?

— Придумал продолжение Винилового Ликбеза.

— Здорово! Ну, ты красавчик! И обзоры строчишь, и про Виниловый Ликбез не забываешь. Вот бы все так трудились на Благо Родины – гордое Знамя Русского Звука уже развивалось бы над всей Планетой! О чем пойдет речь?

— Да вот, как раз, когда начал писать серию обзоров и рецензий на грампластинки современных отечественных лейблов – произошел один забавный эпизод. Хотел его подробно описать и вывести мораль – на Благо всем Добрым Людям.

Читайте также:  Фонд регионального имущества по капитальному ремонту

— Слушаю тебя очень внимательно.

— Звонит мне приятная дама с очаровательным голосом и восхитительной – абсолютно не Москальской манерой вести разговор. Что-то утонченно благородное и почему то не Русское прозвучало в ее интонациях.

Говорила она чисто и правильно – но казалось, что Русский язык не единственный родной для нее. Мне представилась хрупкая и утонченная – изысканно воспитанная и безупречно образованная, владеющая в совершенстве семью языками Грузинская Царица Тамара. Так ее и будем величать.

— Здравствуйте, это клуб Филофонистов?

— А Вы реставрацией грампластинок занимаетесь?

— А можете мне несколько грампластинок отреставрировать?

— Прекрасно! И еще вопрос. У меня большая Винилотека и в ней собралось некоторое количество повторов. Мне они не нужны, а выбрасывать их жалко. Там в основном классика – Вы их не заберете?

— Примем в дар любые грампластинки. Там их сколько?

— О ё-моё! Да как же я их потащу?

— Не беспокойтесь, говорите адрес, курьер привезет коробку с пластинками и поднимет к Вам в Студию.

— Ну, ты Фил, нереально крут! Теперь тебе мало того, что пластинки задаром отдают, так еще и прям домой приносят?

— Да, удобненько. Ну, так вот.

Привозит Курьер коробку с Даром и пять пластинок на реставрацию. Выхожу его встречать. Он открывает багажник, берет коробку двумя руками и говорит – пакетик возьмите. Я смотрю в багажник, а там, на дне лежит какая-то тряпичная кучка, а ни какого пакетика я и не вижу.

— Да вот беленькая сумочка лежит.

Я беру в руки тряпичную кучку, и это оказывается – холщевая сумочка ручной работы с вышивкой. У меня Бабушка такие шила сама и вышивала.

— Царица велела передать, чтоб Вы аккуратней с этими пластинками. Очень ими дорожит, не переживет потери. Два раза велела повторить.

— Ты сам-то понял что сказал?

— Царица два раза повторила – аккуратнее, а ты что же делаешь – вредитель?

— Ты бесценные грампластинки, завернутые в белоснежный кулечек ручной работы с вышивкой, бросаешь в багажник, где у тебя грязные колеса валяются, и где ты картошку мешками возишь?

— Да как куда? Как самого ценного пассажира – на переднее сидение поставить и ремнем безопасности пристегнуть – понЯл?

— Царице не говорите, запорет до смерти.

— Иди отсюда – вредитель…

Царица лично звонила несколько раз – получил ли, посмотрел ли, можно ли поправить. Беспокоилась шибко сильно. Но, обо всем по порядку. Открываю коробку с гостинцами, бегло ее просматриваю, затем отменяю все встречи на сегодня, выключаю все телефоны, сажусь поудобнее и начинаю люто тащиться! Кайфовать, ну просто в полный рост – умирать от счастья!

— Что ж там такого было?

— Понимаешь, Стерео, дело не в том, что там было, а в ощущении счастья от процесса пополнения фонотеки ценными экземплярами. Когда пластинки выбираешь на Развалах, то ты их покупаешь и процесс торговли – дорого-дешево, отвлекает от полноты счастья в момент обладания грампластинкой. А тут – все оплачено и доставлено в студию. Никто не отвлекает – никакие крамольные мысли не мешают, и ты сидишь и тащишься. Достаешь грампластинку из коробки – Серия «Из Сокровищниц Мирового Исполнительского Искусства». Вокалисты — Антонина Нежданова – сопрано. Архивные записи 1906-1932 годов. Ленинградский Завод Грампластинок 1983 год издания. На внутреннем конверте — подробная аннотация на Русском и Английском языках. Достаю пластинку – не слушанная. Я первый ее из конверта достал. И в этот момент наступает эстетический оргазм. Я стал обладателем не слушанной грампластинки великолепной Серии «Из Сокровищниц Мирового Исполнительского Искусства» Часть IV Вокалисты. Из этой Серии было прессов 20, причем не только Вокалисты, но и «Скрипка, Альт, Виолончель». Моя любимая Зара Долуханова. Несколько коробок с операми. Кальман – «Сильва», «Принцесса Цирка» также в прекрасной сохранности. Подписное издание Миланский Театр «Ла Скала» в Москве — из пяти прессов. Довольно много 10-дюймовок, в том числе – подарочное издание «Мастера Бельконто». И внимание! Хит номер один. Я гонялся за ним несколько лет. И вот, я держу его в руках, не веря своему счастью. Коробка из пяти моно 10-дюймовок, с подробным буклетом на Русском, Английском и Французском языках, «Голоса Птиц в Природе». Не слушанный!

Лет пять назад мне попалась одна пластинка из этого комплекта. Мы с Ауди ее послушали на моно игле через ламповый тракт, протащились нереально и с тех пор я просто грезил этой серией. Она снилась мне во сне! Но получить ее в состоянии Нового, да еще и задаром – я просто был не готов.

Читайте также:  Для чего шлифовальная машинка при ремонте

— Да, Фил – мечты сбываются! Ну а что за винилы то бесценные дали на реставрацию?

— Вот мы и подошли к основной теме нашего эпизода. ДУХ ВРЕМЕНИ. Это будет поучительная история о том, как надо правильно относиться к грампластинкам, а как – неправильно.

В холщевом мешочке с вышивкой оказались две 10-дюймовки и три 7-дюймовки – Детские Народные Сказки – Русские и Английские. Все ушатаны весьма прилично. Все в царапинах глубоких с перескоками.

— Фил, расскажи по-подробнее про реставрацию пластинок. Думаю, нашим читателям, будем это очень интересно.

— На СтереоМанКлубе в разделе «Услуги» есть подробная статья с видео примерами исправлений. Вот те пластинки, которые прислала Царица – реставрировать не целесообразно. Это очень долго и дорого. И они того не стоят. Из такого плохого состояния ничего хорошего не вытянешь. Я два дня ломал глаза под микроскопом, часами напролет вырезая штихелем царапины. Но я же не мог отказать Печальной Царице. Из кожи вон лез. Сделал все, что в человеческих силах – убрал все перескоки и загладил глубокие царапины. Пластинки стало можно слушать с удовольствием. Но два дня адского труда! Эти Сказки можно купить по 50-100 рублей в состоянии Нового. Стоит ли их так задорого реставрировать? Царица считает – что стоит. Я слушала эти пластинки в детстве и хочу, чтобы эти же пластинки слушала моя маленькая дочь. Вот это – по понятиям! Вот так – правильно относиться к винилу. Этот музыкальный носитель – при бережном и правильном обращении, способен порадовать не одно поколение своих владельцев безупречным звучанием. Но для этого надо иметь хороший проигрыватель и следить за иголками.

А вытягивать из такого запущенного состояния пластинку – занятие не благодарное. Вот если пресс в целом нормальный, но у него 1-2 коцки или царапины – вот тут реставрировать можно и нужно. Особенно если винил ценный. Обращался тут один филофонист с первопрессом Битлов в идеальном состоянии. Но с заводским браком. Что-то прилипло к дорожке и игла застревает или перескакивает. Глазом – ничего не видно, пластинка как из магазина, но с перескоком. Я это место по яблоку сориентировал, под микроскопом нашел дефект и штихелем подрезал его. Все – тишина полная. Слушали несколько раз – не нашли это место. Даже щелчка не осталось. Вот это результат! Вот это я свою тысячу честно заработал. Или девчонка обращалась с Депеш Мод. Подарили ей новую пластинку, а она – по неопытности ее поцарапала, да глубоко – иголка застревает. Вот тут помог ей с большим удовольствием.

Однако вернемся к нашему повествованию. Посмотрел я на эти ушатанные в лохматень Сказки, звоню Царице и говорю – давайте я Вам такие же пластинки новые подыщу. Ни в какую! Аутентичность, понимаете ли. Ну что делать – взял штихель, стал все царапины вырезать. И смотрю – на некоторых особо извилистых местах – какой-нибудь Волк говорит – брррррр, а на пластинке дорожка выглядит как зубья пилы. Так вот иголка не по зубьям этим проходит, а напрямую прорезает колею. А на чем, думаю, Царица винилы то эти крутит? Звоню ей и говорю

— По изношенности пластинок, создается впечатление, что у Вас игла или неправильно настроена, или вообще испорчена. Вы на чем их крутите?

— Понимаете, мы сейчас переезжаем и основная система разобрана. А чтобы крутить ребенку Сказки, муж купил современную Польскую Консоль за 10 К. Насколько я понимаю, там нет никаких настроек и иголку поменять там тоже нельзя.

Вот это был номер! Я сижу, глаза ломаю, восстанавливая деклассированный винил – и для чего? Чтобы его крутили на «Кошмаре Виниловода»? Так нечестно! Друзья мои – вот так относиться к винилу неправильно. Если Вы любите и цените свои грампластинки, если Вы хотите чтобы Ваши дети и внуки наслаждались изысканными, чарующими звуками – позаботьтесь о своей фонотеке. Крутите винилы только на исправных вертаках с правильно настроенными тонармами и новыми иголками. При таких условиях, грампластинки прокручиваются 50 раз без потери в качестве. А «Кошмар Виниловода» испортит пластинку за несколько прослушиваний.

Меня умиляют покупатели на Развалах, отыскивающие идеальное состояние грампластинки:
— Ну как же! Она же будет шуршать и щелкать! Я хочу слушать чистый звук, а не треск.

— А Вы купите иголку с заточкой Шибато – она острее и глубже опускается в канавку грампластинки, минуя поверхностные дефекты.

— Да так… Мысли в слух… А вертушка у Вас какая?

— Ооо. У меня самая лучшая вертушка всех времен и народов. Снимите шляпы и откройте рты от восхищения и зависти. У меня Техникс 1200. (или какой-нибудь прямоприводный Пионер или Кенвуд).

Читайте также:  Технология ремонта дифференциала главной передачи

— Потрясающе. А иголка у Вас какая?

— Ооо. У меня новая иголка – Японская!

— Самая лучшая в мире АТ 91. (ну или начальный Ортофон или Шур).

— Грандиозно. А иголку Вы правильно настроили?

— Да, мне сосед все как надо прикрутил.

— А прижимную силу Вы какую установили?

— Да я ж говорю, сосед там знает, все путем!

— А это-то тут причем?

— Да притом что Вы – дебилы, вместо того, чтобы научиться правильно иголку настраивать, ходите по Развалам, мешаетесь тут и выискиваете новые прессы. Чтобы щелчков не было. Как выставлять заход иглы – он не знает. Какая прижимная сила – неизвестно, а про антискейтинг он вообще первый раз в жизни слышит. А винилы ему подавай новые – зачем? Чтобы ты их на своем говне слушал и скорей всего из-за неправильных настроек портил их. Ты покупаешь новые пластинки, чтобы их портить. Это у тебя кайф такой?

— Почему на говне то?

— Да потому что на говне. Сколько твой Технарь стоит – 30 К? И АТ 91 – 2 К. Получается 32 К. А винилов у тебя сколько?

— Считай – полтора ляма, так?

— А тебе не приходило в голову, что раз уж ты грохнул полторашку и успокаиваться не собираешься – крутить свои минтовые винилы на чем-нибудь более приятном и хорошо звучащем и на более утонченных иголках и получать от своей фонотеки удовольствие несоизмеримо большее, чем могут тебе дать Технарь с 91 АТ.

— Потрясающий монолог, Фил! Разовью твою мысль. Описанный тобой архетип винильщика – довольно распространенный. По моим наблюдениям – тут на лицо два диагноза. Первый – наиболее распространенный и поддающийся лечению – Просвещением. Люди просто не знают, что бывают Хай-Энд вертаки и вообще иголки стоимостью в 200-500 К. Они искренне считают Техникс 1200 пределом совершенства и, прикупив его однажды, закрывают эту тему навсегда. В Крыму беседовал по этому вопросу с Саней Симферопольским.

— Вот скажи честно, Стерео – Технарь 1200 – путевый вертак?

— Неее, по Хай-Эндовским меркам.

— А почему его тогда все хвалят?

— Ну, на любой Форум зайди.

— А у кого там на Форумах есть свое мнение? Они всё что знают, на этом же Форуме и прочитали.

— Нет, но кто-то же их реально хвалит.

— Ди-джеи их хвалят за выносливость и неприхотливость. Не убиваемый аппарат. Олди вез из Таиланда Технарь в багаже. Чемодан уронили с трапа. Крышка вдребезги, рычаг переключения скоростей – сломали, тонарм – погнули. Включил – работает! Скорость держит. Тонарм маленько кривоват – но играет. Вот за это их и любят.

А по звуку – обычный прямоприводный вертак. Иголку за 200 К на него не поставишь. Мы пробовали.

Второй диагноз – гораздо более сложный и изощренный, корнями уходящий глубоко в подсознание. Человек знает, что существует Хай-Энд аппаратура и у него она есть. И ему известно про существование Хай-Энд вертушек и иголок. И он даже специально поехал на Выставку и посмотрел и послушал. Но его не зацепило. В атмосфере выставки, в не подготовленном помещении система не раскрылась должным образом и не произвела на него впечатления. И он не верит, что вертак за пол лимона играет значительно лучше его Технаря.

— Слышал я эту Ван Ден Хул Калибри за 700 К. Ничего особенного. Моя АТ 91 ничуть не хуже играет. Разводилово все это. Разводят людей на бабки – а король то голый!

Вот это неверие и непонимание истинной сути удовольствия от воспроизведения грампластинки, не дает им избавиться от своего Технаря и двигаться вперед – на встречу Виниловому Раю. И это очень печально. Как с этим бороться – не совсем понятно, но бороться надо. В том числе для этого мы и пишем Виниловый Ликбез. Так что там с Царицей?

— Пластинки восстановил, помыл, конверты подклеил. Сложил все в холщовый кулечек и, зная нерадивость курьеров, упаковал все в целлофановый пакет. Взял с Царицы обещание, что она не будет больше портить грампластинки на «Кошмаре Виниловода», и предложил квалифицированную помощь в подборе и настройке компонентов. Получив свои бесценные прессы, Царица лично позвонила и поблагодарила за оказанные услуги и предложенную мной помощь. Сдается мне, что это не последнее наше общение. На этом предлагаю сегодняшний Ликбез закончить, и помните – под хороший виниловый тракт Вы должны рыдать!

Источник

Оцените статью