ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА. «Организация участка по ремонту автомобилей на предприятии ООО «Стройсервис», г Саяногорск» тема
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Хакасский технический институтфилиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» Кафедра «Автомобильный транспорт и машиностроение» УТВЕРЖДАЮ Заведующий кафедрой подпись А.Н. Борисенко инициалы, фамилия 2017 г. ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» код наименование направления «Организация участка по ремонту автомобилей на предприятии ООО «Стройсервис», г Саяногорск» тема Пояснительная записка Руководитель подпись, дата доктор техн. наук, профессор должность, ученая степень Е.Н. Булакина инициалы, фамилия Выпускник подпись, дата Н.А. Хлесткин инициалы, фамилия Абакан 2017
2 Продолжение титульного листа ВКР по теме: «Организация участка по ремонту автомобилей на предприятии ООО «Стройсервис», г Саяногорск» Консультанты по разделам: Исследовательская часть наименование раздела Технологический расчёт наименование раздела Выбор технологического оборудования наименование раздела Технико-экономическая оценка наименование раздела Экологическая безопасность наименование раздела Заключение на иностранном языке наименование раздела Нормоконтролер подпись, дата подпись, дата подпись, дата подпись, дата подпись, дата подпись, дата подпись, дата Е.Н. Булакина инициалы, фамилия А.Н. Борисенко инициалы, фамилия Е.Н. Булакина инициалы, фамилия Е.Н. Булакина инициалы, фамилия Н.И. Немченко инициалы, фамилия Е.В. Танков инициалы, фамилия Е.Н. Булакина инициалы, фамилия
3 РЕФЕРАТ Выпускная квалификационная работа по теме «Организация участка по ремонту автомобилей на предприятии ООО «Стройсервис», г Саяногорск», содержит расчетно-пояснительную записку 93 страниц текстового документа, 35 использованных источников, 9 листов графического материала. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ, ОРГАНИЗА- ЦИЯ, ОБОРУДОВАНИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ, СОВЕРШЕНСТВОВА- НИЕ. Автором работы был проведен анализ существующей структуры и системы управления, анализ общей организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава, возможности более полного использования производственной базы. Целью работы явилась разработка мероприятий по совершенствованию ремонта автомобилей, для чего был проведён технологический расчёт, где: Рассчитано необходимое количество рабочих и постов; Разработаны технологические карты с использованием нового предложенного оборудования. Подобрано технологическое оборудование и технологическая оснастка : Мобильная установка для сбора отработанного масла Meclube Е-84-21; Клепальный станок для тормозных колодок CT-A1187-A; Станок для проточки тормозных дисков и барабанов TR470 ТП 9,68 ; Тележка для снятия колес ТП 9,68; Канавный подъемник модели SPACE KP118; Размер капитальных вложений составил , руб. срок окупаемости соcтавил 1,9 года.
4 СОДЕРЖАНИЕ стр. Введение Исследовательская часть Характеристика предприятия ООО «Стройсервис» Структура организации управления производством ООО «Стройсервис» Численность и состав основных производственных участков Система учета пробегов и технического обслуживания Организация технического обслуживания и текущего ремонта Режим работы предприятия и численность работающего персонала Характеристика производственного участка Перечень технологической и другой нормативной документации Система охраны окружающей среды на предприятии Основные недостатки в организации и проведении работ по ТО и ТР Технологический расчет предприятия ООО «Стройсервис» Описание технологического расчета ООО «Стройсервис» Расчет годовой производственной программы ООО «Стройсервис» Определение пробега до технического обслуживания и капитального ремонта автомобилей ООО «Стройсервис» Определение количества капитальных ремонтов, технических обслуживаний ТО-1 и ТО-2, ЕО, диагностических воздействий Д-1 и Д Количество ТО-1, ТО-2, ЕО, Д-1, Д-2 на один автомобиль в год Количество ТО-1, ТО-2, ЕО, Д-1, Д-2 в год по парку и моделям Годовой объем работ по техническому обслуживанию автомобилей ТО-1, ТО-2, ТР и ЕО ООО «Стройсервис» Расчет численности производственных и вспомогательных рабочих Определение постов текущего ремонта, постов технического обслуживания и диагностирования автомобилей Обоснование метода производства Расчет количества постов ЕО, ТО и ТР ООО «Стройсервис» Расчет площадей ООО «Стройсервис» Площади зон ТР и ТО автомобилей. 40
5 2.5.2 Площади производственно-складских помещений Площадь зоны хранения автомобилей ООО «Стройсервис» Площадь административных помещений ООО «Стройсервис» Площадь территории ООО «Стройсервис» Организация технологического процесса ООО «Стройсервис» Распределение рабочих по постам и специальностям Схема технологического процесса ООО «Стройсервис» Выбор и обоснование режима труда и отдыха ООО «Стройсервис» Сравнение расчтных и фактических показателей ООО «Стройсервис» Выбор технологического оборудования ООО «Стройсервис» Оборудование для зоны ТО ООО «Стройсервис» Оборудование для зоны ТР ООО «Стройсервис» Технологические карты ООО «Стройсервис» Технико-экономическая оценка ООО «Стройсервис» Расчет капитальных вложений ООО «Стройсервис» Смета затрат и калькуляция себестоимости ТО и ТР ООО «Стройсервис» Расчёт показателей экономической эффективности проекта Безопасность и экология производства Расчёт выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на ООО «Стройсервис» Расчет выброса загрязняющих веществ от стоянки автомобилей Расчет выброса загрязняющих веществ в зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей Расчет выброса загрязняющих веществ в зоне мойки автомобилей Расчет выбросов загрязняющих веществ на предприятии Расчет норм образования твердых отходов на ООО «Стройсервис» Расчет нормативного образования отработанных аккумуляторов Расчет нормативов образований отходов фильтров, загрязненных нефтепродуктами Количество отработанных накладок тормозных колодок. 80
6 5.2.4 Количество отработанного моторного и трансмиссионного масел Количество отработанных шин с металлокордом Количество отходов осадков очистных сооружений от мойки автотранспорта Количество промасленной ветоши ЗАКЛЮЧЕНИЕ CONCLUSION Список сокращений Список использованных источников. 89
7 ВВЕДЕНИЕ Автомобильный транспорт является частью транспортной системы России, он выполняет основной объём перевозок пассажиров. Эффективность работы автомобильного транспорта базируется на надёжности подвижного состава, которая обеспечивается: 1. Совершенством конструкции и качеством её изготовления. 2. Своевременным и качественным выполнением технического ремонта. 3. Выполнение диагностирование тем самым поддержание подвижного состава в технически исправном состоянии. 4. Современным обеспечением и использованием нормативных запасов материалов и запасных частей высокого качества. 5. Соблюдением государственных стандартов и правил технической эксплуатации. Одной из главных задач автомобильного транспорта является полное, качественное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства в грузоперевозках при возможно минимальных затратах материальных и трудовых ресурсов. Решение этой задачи требует преимущественного развития грузового транспорта повышение грузооборота, укрепления материально технической базы и концентрации автотранспортных средств на авто транспортных предприятиях. Это требует создания необходимой производственной базы. Для поддержания подвижного состава в исправном состоянии, широкого применения средств механизации и автоматизации производственных процессов, увеличение строительства и поддержания качества, автомобильных дорог. Механизация работ при техническом обслуживании и ремонте служит материальной основой повышения эффективности производства, улучшения условий труда, повышения его безопасности и самое главное способствует решению задачи повышения производительности труда, что особенно важно с точки зрения повышения экономической эффективности работы предприятия. 7
8 1 Исследовательская часть 1.1 Характеристика предприятия ООО «Стройсервис» Общество с ограниченной ответственностью «Стройсервис» находится по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск ул. Индустриальная 8. ООО «Стройсервис» создано в ноябре 1998 года на базе ремонтно-строительного цеха Саяногорского Алюминиевого Завода. Сегодня это одна из крупнейших строительных организаций в Республике Хакасия. Основным видом деятельности предприятия является: проектирование, строительство, реконструкция и ремонт зданий и сооружений производственного и гражданского назначения; производство и реализация строительных материалов, изделий, конструкций; добыча нерудных материалов, производство и реализация инертных строительных материалов (песок, щебень, гравий) Силами ООО «Стройсервис» за годы своей деятельности осуществлено колоссальное количество ремонтно-восстановительных работ, построены и сданы в эксплуатацию объекты промышленного, административно-хозяйственного, образовательного и культурного назначения на территории Республики Хакасия, Иркутской области, Красноярского края, многочисленные объекты Саяногорского, Хакасского, Тайшетского алюминиевых заводов и завода Абаканвагонмаш. ООО «Стройсервис» оснащено автомобильной и специализированной техникой для перевозки грузов, ТМЦ и производства работ (грузовой транспорт, краны, экскаваторы, и прочее.). ООО «Стройсервис» является юридическим лицом. Размер его имущества определяют, в основном, основные фонды предприятия (чуть более 45 миллионов рублей по остаточной балансовой стоимости) и примерно столько же оборотные активы. По своей структуре почти 80% в основных средствах предприятия занимают здания и сооружения, остальная часть машины и оборудование, транспортные средства. Следует отметить, что производственные здания и сооружения имеют возраст уже около 20 лет, машины и оборудование, в среднем, лет, 8
9 транспортные средства 12 лет. Это говорит о значительном материальном и моральном износе основных средств. Основной целью деятельности предприятия является извлечение максимальной прибыли при минимальных затратах на производство. Следует отметить, что финансовые результаты деятельности (получение чистой прибыли) в 2016 году по сравнению с предыдущим годом значительно увеличились, хотя размер самой прибыли невелик. Это подтверждает правильность выбранной политики руководства предприятия. Основным учредительным документом данного акционерного общества является УСТАВ, в котором отражены размер уставного капитала, количество и категория учредителей. Список автомобилей представлен в таблице 1.1. Таблица 1.1 Список подвижного состава Класс Тип Грузоподъёмность, Количество, Пробег в автомобиля кг шт. сутки, км. КАМАЗ Особо большой Самосвал КАМАЗ-4325 Особо большой Бортовой КАМАЗ Особо большой Тягач МАЗ Особо большой Бортовой КС А-12 (МАЗ) Особо большой Кран КС В (КАМАЗ) Особо большой Кран Итого 18 Вся техника находится в работоспособном состоянии, однако большая часть уже выработала свой ресурс и поддерживается за счет ремонтной базы. Для проведения ремонтных работ по транспортным средствам на предприятии имеется ремонтная служба. Предприятие является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, штамп, печать. Предприятие расположенно в промышленной зоне города, обеспечение электроэнергией и водой производится от городских сетей, а также от своих источников, а именно: источником теплоснабжения является существующая на предприятии котельная. Теплоносителем для системы отопления, вентиляции принята горячая вода с температурой градусов по Цельсию. Тепловые сети выполнены 9
10 в подземных каналах КЛ 60х45, КЛ 90х45, КЛ 120х60 с изоляцией из матов из стеклянного штапельного волокна на синтетическом вяжущем по ГОСТ марки МС-50. Источником водоснабжения предприятия служит городской тупиковый водопровод диаметром 80 мм., напор в точке подключения 3,2 кгс/см. Вода на предприятии расходуется на хозяйственно-питьевые, производственные и противопожарные нужды. Согласно отчетным данным за 2003г., расход воды составит на хозяйственно- производственные нужды 0,26 тыс. м3/год. Электроснабжение предприятия осуществляется от городских электросетей, принадлежащих «ХакасЭнерго». Предприятие состоит из следующих производственных подразделений: цех по ремонту и обслуживанию автомобилей; помещение для мойки у уборки автомобилей. 1.2 Структура организации управления производством ООО «Стройсервис» Начало работы на предприятии с до час. Обеденный перерыв с до час. Средняя численность работников данного предприятия составляла в 2016 году чуть более 160 человек; около 30% занимаются грузовыми автоперевозками и обслуживанием автотранспортных средств, основные рабочие это строительные специальности и административный персонал. ООО Сторйсервис имеет в своем составе основные службы — бухгалтерскоэкономическую службу, юридическую; подразделения по ремонту автомобилей, столярный цех, завод ЖБИ, карьер. Организационная структура предприятия представлена на рисунке
11 Генеральный директор Заместитель по правовым вопросам Коммерческий директор Финансовый директор Техническая служба Бухгалтерия Склад запчастей и материалов Агент по снабжению Начальник мастерских по ремонту автомобилей Ремонтные рабочие Главный механик Цеха: — столярный; -завод ЖБИ; — карьер; — бетонный завод Рисунок 1.1 Схема структуры управления ООО «Стройсервис» Предприятие имеет в своем составе основные службы — бухгалтерско-экономическую, юридическую; техническую — подразделение по ремонту и обслуживанию автомобилей и техники а также цехов. Во главе предприятия стоит, генеральный директор который имеет право распоряжаться средствами и имуществом предприятия, заключать договоры, открывать счета и распоряжаться ими, издавать приказы по предприятию, принимать и увольнять работников, применять к ним меры поощрения и налагать взыскания. Вместе с тем, генеральный директор отвечает за правильное и эффективное использование материальных и трудовых ресурсов предприятия, улучшение условий и охрану труда. В непосредственном его распоряжении находятся все подразделения предприятия, в том числе и техническая служба, которая уделяет главное внимание вопросам поддержания транспортных средств в технически исправном состоянии и обеспечения развития производственной базы. Помимо всего этого осуществляет руководство материально-техническим снабжением предприятия. 11
12 Главными задачами технической службы предприятия являются: организация надлежащего хранения подвижного состава, обеспечивающего высокую техническую готовность его к работе, своевременность выпуска автомобилей на линию и прием их; разработка и решение вопросов, связанных с укреплением производственно-технической базы предприятия (главный механик); оперативное планирование всех видов технического обслуживания (далее ТО) и ремонта (далее ТР) автомобилей и автомобильных шин, организация выполнения этих работ и контроля за их качеством, проведение технического учета и отчетности по подвижному составу, автомобильным шинам и другим производственным фондам (мастер); руководство всей совокупностью работ по обеспечению нормального материально-технического снабжения предприятия, организации хранения, выдачи и учета топлива, запасных частей и других материальных ресурсов, разработка и осуществление мероприятий по более рациональному их использованию (агент по снабжению); разработка и проведение организационно-технических мероприятий по совершенствованию процессов производства, внедрению новой техники, охране труда и предупреждению аварийности. Исходя из вышеперечисленных задач, техническая служба имеет право контролировать техническое состояние подвижного состава, снимать его с эксплуатации, планировать и проводить профилактические и ремонтные работы, привлекать к материальной ответственности за неправильную эксплуатацию подвижного состава, зданий, сооружений, оборудования и прочего, а также лимитировать расходы ГСМ. 1.3 Численность и состав основных производственных участков Профилакторий (ТО-1, ТО-2): Профилактическое обслуживание автомобилей, замена смазки, регулировочные работы, крепежные работы, замена фильтров. Кузнечно-медницкий цех: 12
13 Ремонт радиаторов, различные кузнечные работы. Тисочный цех: Ремонт водяного насоса, ремонт ведомого и ведущего дисков сцепления. Агрегатный цех: Ремонт агрегатов: КПП, главная передача, ГУР, карданный вал и так далее. Токарный цех: Изготовление болтов, гаек, шпилек и различного рода токарные работы. Цех мойки и автомобилей: Мойка автомобилей и агрегатов в стадии ремонта. Моторный цех: Ремонт двигателей. Сварочный: Сварочные работы на автомобилях, прицепах. Текущий ремонт: Частичная или полная разборка узлов и агрегатов и замена неисправных деталей на новые. Цех по ремонту тормозной аппаратуры: Ремонт тормозных кранов, пневмо-гидроусилителя. Цех по ремонту и регулировке топливной аппаратуры автомобиля: Ремонт топливного насоса высокого давления. 1.4 Система учета пробегов и технического обслуживания Система учета пробегов подвижного состава на предприятии производится с помощью путевого листа, в котором указываются пробеги, затем этот путевой лист отдается диспетчеру, который его обрабатывает и подсчитывают расход ГСМ, после этого обработанный путевой лист передается механику, который переносит данные с путевого листа в программу 1С. Техническое обслуживание на предприятии осуществляется согласно Положению о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава через определенные пробеги подвижного состава и согласно категории эксплуатации, модификации подвижного состава, климатических условий, срока службы автомобиля с 13
14 начала эксплуатации и размера автотранспортного предприятия, а именно: техническое обслуживание ТО-1 выполняется согласно с лицевой карточкой автомобиля. Перед ТО-1 автомобили проходят выявление неисправностей и определения состояния агрегатов и систем, обеспечивающих безопасность движения. В случае выявления неисправностей они устраняются до ТО-1 в комплексе ТР. Система контроля может быть выборочной. Сведения о выполнении ТО-1 отражаются в планеотчете ТО. Периодичность ТО-1 на предприятии составляет 3200 километров. Трудоемкость ТО-1 автомобилей соответствует нормативам трудоемкости ТО-1, приведенным в Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава. 1.5 Организация технического обслуживания и текущего ремонта Техническое обслуживание ТО-2 выполняется в соответствии с лицевой карточкой автомобиля. За два дня до ТО-2 автомобили направляются на выявление неисправностей, устранение которых требует большого объема работ. Эти неисправности устраняются до ТО-2 в комплексе ТР. При этом все сведения о подготовке производства заносятся в листок учета. Периодичность ТО-2 составляет 9200 километров. Трудоемкость ТО-2 автомобилей соответствует нормативам трудоемкости ТО-2, приведенным в Положении о техническом обслуживании. Организация ТО-1: автомобили, подлежащие по графику ТО-1, при возращении с линии проходят КТП, по потребности их подвергают уборочно-моечным работам и через зону ожидания направляют на пост. После ТО — 1 автомобили поступают в зону смазки для выполнения обязательного объёма крепёжных и смазочных работ, а при потребности текущего ремонта — в зону ТР. ТО и ТР проводятся непосредственно на предприятии. Схема организации производственного процесса показана на рисунке
15 Въезд Выезд КТП ЕО Уборка, мойка Зона ожидания ТР ТО — 1 ТО — 2 Стоянка автомобилей Рисунок 1.2 Схема организации производственного процесса Организация ТО-2: автомобили, подлежащие такому обслуживанию согласно графику, направляют через зону ожидания в зону ТО-2. При обнаружении на ТО-2 скрытых неисправностей, требующих выполнение работ большой трудоёмкости, автомобиль направляют в зону ТР. После выполнения работ ТО-2 качество работ по ремонту и регулировке тормозов и переднего моста проверяют механник и инженер, затем автомобиль переводят на стоянку. Исправные автомобили, не запланированные для ТО-1, ТО-2, после выполнения ЕО размещают по стоянке, при выезде с неё на работу водитель предъявляет на КТП автомобиль для осмотра мастеру. По окончанию осмотра водитель получает в диспетчерской путевые документы и выезжает на линию. 1.5 Режим работы предприятия и численность работающего персонала Предприятие работает 247 дней в году в одну смену, 5 дней в неделю. Продолжительность смены 8 часов. Режим работы с 9 ч. до 18 ч. Перерыв на обед происходит 12:00 до 13:00. Работники реализуют право на труд путём заключения трудового договора с предприятием. 15
16 Прием на работу оформляется приказом, который объявляется работнику под расписку в трёхдневный срок. Фактический допуск к работе соответствующим должностным лицом считается заключением трудового договора. Работник имеет право расторгнуть трудовой договор, заключённый на неопределённый срок, подав об этом письменное заявление за две недели. По договорёности сторон этот срок может быть сокращен. На предприятии числится 33 человека. Из них административный персонал 4 чел., производственные рабочие 6 чел., водители 22 чел., подсобные рабочие 2 чел. 1.6 Характеристика производственного участка Ремонт и обслуживание автомобилей предприятия осуществляется в зоне ТО и ТР, которые расположены в ремонтных боксах. Хранение автомобилей в зимнее время осуществляется в теплых боксах, в летний период часть автомобилей и техники хранится на открытой площадки. Перечень имеющегося оборудования представлен в таблице 1.2. Таблица 1.2 Перечень основного оборудования и оснастки Наименование и техническая Количество, Год Состояние характеристика шт выпуска Модель Агрегатный и слесарно-механический участок Стенд для ремонта двигателей Удовлетворительное С Стенд для разборки-сборки КПП и раздаточной коробки Удовлетворительное С-319 Стенд для ремонта редукторов мостов грузовых авто Удовлетворительное Стенд для разборки-сборки и регулирования сцепления Удовлетворительное Р-207 Кранбалка г/п 3 т Удовлетворительное П-313 Станок вертикально-сверлильный Удовлетворительное 2Т125 Точильно-шлифовальный станок Удовлетворительное Зона ТР 16
17 Окончание таблицы Приспособление для снятияустановки КПП Удовлетворительное ПП-99 Ключ балонный с редуктором Удовлетворительное И-303М Линейка для проверки схождения передних колес Удовлетворительное 2182 Полуавтомат сварочный Удовлетворительное ПС-27 Подставка под ноги рабочего 3 — Удовлетворительное — Тележка для снятия моста Удовлетворительное П-254 Зона ТО Колонка воздухораздаточная для накачки шин Компрессор Стенд для проверки пневмооборудования Удовлетворительное С-411М Не удовлетворительное КГ Удовлетворительное С-317 Электротехнический участок Стенд для проверки электрооборудования Удовлетворительное С-417 Зарядное устройство для АКБ Удовлетворительное АКБ-100А Мойка Аппарат высоко давления для 2012 Удовлетворительное KARCHER 1 мойки грузовых автомобилей 120 Пено генератор Удовлетворительное ПГ-50 Итого 29 В таблице 1.3 приведена технологическая оснастка зоны ТО и ТР. Таблица 1.3 Технологическая оснастка зон ТО и ТР Наименование Модель Количество, шт. Техническое состояние Пассатижи удовлетворительное Комплект накладных ключей 2334-ПП 2 удовлетворительное Линейка мерная 200 мм 1 удовлетворительное Маслёнка 1 удовлетворительное Пассатижи удовлетворительное Шкаф для хранения спецодежды ПИ удовлетворительное Ларь для обтирочных материалов М удовлетворительное Ящик для инструмента — 1 удовлетворительное Шкаф для хранения спецодежды ПИ удовлетворительное Комплект инструментов для ТО и ТР удовлетворительное Слесарный верстак ШП-17 1 удовлетворительное 17
18 1.7 Перечень технологической и другой нормативной документации Перечень документации, используемой при организации работы подвижного состава на линии: Путевые листы; Журнал учета дорожно-транспортных происшествий; Журнал учета грубых нарушений правил дорожных движения водителями сектора; Оценка исполнительной деятельности; Перечень документации, используемой при организации работ по ТО и ремонту подвижного состав: Журналы о провидении инструктажей по технике безопасности; Технологическая и нормативная документация по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава транспортного обслуживания имеется в полном объеме. 1.8 Система охраны окружающей среды на предприятии Любое предприятие, где есть автомобили, уже оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Поэтому руководство предприятия должно проводить мероприятия по снижению вредного воздействия на окружающую среду. Система охраны окружающей среды представляет собой комплекс мероприятий, охватывающих все сферы деятельности предприятия, которые оказывают воздействие на окружающую среду. Бытовые и технологические отходы регулярно утилизируются по мере накопления в контейнерах. Отработавшие масла собираются в специальные ёмкости, а затем их оправляют на специальные предприятия для дальнейшей переработки (регенерации). Негодные детали и различные металлические изделия по мере накопления утилизируют в пунктах приёма металлов. На предприятие предусмотрено очистное сооружения для отходов от мойки автомобилей. Очистное сооружение представляет собой переливной резервуар в котором отстаиваются твердые примеси и откачивающиеся в дальнейшем 18
19 спецтранспортом для дальнейшей переработки. Более чистые отходы из данного резервуара поступает в канализацию города. 1.9 Основные недостатки в организации и проведении работ по ТО и ТР Во время прохождения преддипломной практики рассмотрены следующие вопросы и определены направления по организации ремонта автомобилей на ООО «Стройсервис». В результате исследования и технико-экономического обоснования производственной деятельности предприятия были выявлены следующие недостатки: Недостаточное количество технологического оборудования. Имеющееся оборудование изношено. Отсутствует достаточное количество технологических карт. Ремонтно-обслуживающая база предприятия находится в целом в удовлетворительном состоянии, однако есть потребность во внедрении более технологичного и недостающего оборудования. На основании произведенного анализа организации труда в зоне ТР, предлагается выполнить следующие организационно-технические условия: Произвести расчет производственной программы обслуживания автомобилей. Рассчитать необходимое количество постов для ТР автомобилей. Обеспечить зону ТР необходимыми оборудованием. Разработать технологические карты. 19
20 2 Технологический расчет предприятия ООО «Стройсервис» 2.1 Описание технологического расчета ООО «Стройсервис» Для расчета производственной программы автотранспортного предприятия необходимы данные по подвижному составу: 1. Списочное количество автомобилей по маркам. 2. Среднесуточный пробег автомобилей. 3. Нормативы технического обслуживания и ремонта подвижного состава. 4. График работы предприятия в году и в течении дня. 5. Категория условий эксплуатации. 5. Климатические условия. 7. Средний пробег автомобилей с начала эксплуатации. Распределение подвижного состава предприятия по технологически совместимым группам приведено в таблице 2.1. Таблица 2.1 Группы совместимых автомобилей Класс Тип Грузоподъёмность, кг шт. км. Количество, Пробег в сутки, автомобиля КАМАЗ Особо большой Самосвал КАМАЗ-4325 Особо большой Бортовой КАМАЗ Особо большой Тягач МАЗ Особо большой Бортовой КС А-12 (МАЗ) Особо большой Кран КС В (КАМАЗ) Особо большой Кран Итого 18 Технологически совместимые автомобили по грузоподъемности и по назначению объединим в одну группу а именно краны и бортовые, и составим исходные данные. Исходные данные для расчета сведены в таблицу
21 Таблица 2.2 Исходные данные Группа Тягач Самосвал Бортовой автокран Тип транспортного средства Грузовой Класс автомобиля особо большой Списочное количество автомобилей, шт Количество автомобилей без капитального ремонта, шт Среднесуточный пробег, км Количество рабочих дней в году, дн Норма пробега до КР, тыс. км Периодичность ТО-1, км Периодичность ТО-2, км Доля работы в 1 категории эксплуатации, % (%) Доля работы во 2 категории эксплуатации, (%) Доля работы в 3 категории эксплуатации, (%) Доля работы в 4 категории эксплуатации, (%) Доля работы в 5 категории эксплуатации, (%) Коэффициент К2 для пробега до КР Коэффициент К2 для трудоемкости ТО и Р 1,1 1,15 1,4 Коэффициент К2 для дней в ТО и Р 0,95 0,85 1,2 Коэффициент К3 для пробега до КР 0,8 0,8 0,8 Коэффициент К3 для трудоемкости ТО и Р 1,2 1,2 1,2 Коэффициент К3 для периодичности ТО и Р 0,9 0,9 0,9 Коэффициент К4 для трудоемкости ТО и Р 1,55 1,55 1,55 Коэффициент К Норма простоя в ТО и ТР, дн./1000 км 0,53 0,53 0,53 Количество дней в КР, дн Норма трудоемкости ЕО, чел. час. 0,5 0,5 0,5 Норма трудоемкости ТО-1, чел. час. 7,8 7,8 7,8 Норма трудоемкости ТО-2, чел. час. 31,2 31,2 31,2 Норма трудоемкости ТР, чел. час./1000 км 6,1 6,1 6,1 Количество рабочих дней в году постов ТР, дн Время пикового возвращения, час. 1,5 1,5 1,5 Количество рабочих дней в году постов ТО и Д, дн Кроме указанных выше данных необходимы технические характеристики подвижного состава приведенные в таблице 2.3. Таблица 2.3 Характеристика автомобилей Группа Тягач Самосвал Бортовой и автокран Длина автомобиля, м 12,2 6,8 7,5 Ширина автомобиля, м 2,5 2,5 2,5 21
22 2.2 Расчет годовой производственной программы ООО «Стройсервис» Определение пробега до технического обслуживания и капитального ремонта автомобилей ООО «Стройсервис» Пробег автомобиля до ежедневного обслуживания (ЕО) принимается равным среднесуточному пробегу, и рассчитывается формулой LEО l сс. (2.1) Пробег автомобиля до первого технического обслуживания (ТО-1) определяется формулой L, (2.2) 1 L1 K1 K3 где L 1 пробег автомобиля до TO-1 согласно нормативным данным; K 1 коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации; K 3 коэффициент, учитывающий климатические условия. Вторая корректировка определяется формулой L, (2.3) 1 L EО m 1 где m 1 округленная до целого величина m’ 2. L. (2.4) 1 m 1 L EO Пробег автомобиля до второго технического обслуживания (TO-2) определяется формулой (2.5) L, 2 L2 K1 K3 22
23 где L 2 пробег автомобиля до TO-2 согласно нормативным данным. Вторая корректировка определяется формулой L, (2.6) L m где m 2 округленная до целого величина m’ 2 m L. (2.7) 2 2 L1 Пробег автомобиля до капитального ремонта (средний цикловой пробег автомобиля парка) первая корректировка определяется формулой L ( L A 0,8 L ( A A )) A, (2.8) к к CH i к C i CH i C i где A CHi количество автомобилей i-й модели, не прошедших капитальный ремонт; А Сi списочное количество автомобилей i-й модели; L к пробег автомобиля до первого капитального ремонта согласно табличным данным; 0,8 коэффициент, учитывающий пробег капитально отремонтированного автомобиля до следующего капитального ремонта. Пробег автомобиля до КР вторая корректировка рассчитывается по формуле L к, (2.9) L K к 1 K2 K3 где K 1, K 2, K 3 коэффициенты, учитывающие категорию условий эксплуатации. Третья корректировка рассчитывается по формуле 23
24 L 2, (2.10) L к m к где m к округленная до целого величина m’ к, m L. (2.11) к к L 2 Рассчитанные значения сведены в таблицу 2.4. Таблица 2.4 Корректировка периодичности ТО и нормы пробега до КР Группа Тягач Самосвал Бортовой и автокран Пробег автомобиля до ЕО, км Средневзвешенный К1 (периодичность) 0,96 0,91 0,96 Средневзвешенный К1 (трудоёмкость) 1,04 1,09 1,04 Периодичность ТО-1, км (1 корректировка) Периодичность ТО-1, км (2 корректировка) Периодичность ТО-2, км (1 корректировка) Периодичность ТО-2, км (2 корректировка) Пробег до КР 1, км Пробег до КР 2, км Пробег до КР 3, км Определение количества капитальных ремонтов, технических обслуживаний ТО-1 и ТО-2, ЕО, диагностических воздействий Д-1 и Д-2 Количество капитальных ремонтов за цикл определяется формулой N к 0. (2.12) Количество ТО-2 за цикл определяется формулой N 2 L »’ К L » 2 N К. (2.13) Количество технических обслуживании TO-1 за цикл определяется формулой 24
25 N L /// 1 К // L1 k N ( N ) 2. (2.14) Количество ежедневных обслуживании за цикл рассчитывается по формуле N ЕО L »’ К L ЕО. (2.15) Количество диагностических воздействий Д-1 рассчитывается по формуле N Д 1, 1 N N (2.16) Количество диагностических воздействий Д-2 рассчитывается по формуле N Д 2 1, 2 N 2. (2.17) Рассчитанные значения сведены в таблицу 2.5. Таблица 2.5 Определение количества КР, ТО и диагностических воздействий за цикл Группа Тягач Самосвал Бортовой и автокран Количество КР, шт Количество ТО-2, шт Количество ТО-1, шт Количество ЕО, шт Количество Д-1, шт Количество Д-2, шт Норма простоя в ТО и Р, дн./1000 км 0,50 0,45 0,64 Дни пребывания в КР, дн Дни ТО и Р автомобиля за цикл, дн. 104,2 87,5 132,7 Дни эксплуатации автомобиля за цикл, дн Коэффициент технической готовности 0,95 0,95 0,96 Годовой пробег автомобиля, км 26280, , ,6 Коэффициент перехода от цикла к году 0,13 0,13 0,08 25
26 2.2.3 Количество КР, ТО-1, ТО-2, ЕО, Д-1, Д-2 на один автомобиль в год Количество КР рассчитывается по формуле N КГ N К Г. (2.18) Количество ТО-2 рассчитывается по формуле N 2 Г N 2 Г. (2.19) Количество TO-1 определяется выражением N 1 Г N 1. (2.20) Г Количество ЕО рассчитывается по формуле N. (2.21) ЕОГ N ЕО Г Количество Д-2 определяется выражением N N Д 2 Г Д 2 Г. (2.22) Количество Д-1 определяется выражением N Д 1 Г N Д 1 Г, (2.23) где η Г коэффициент перехода от цикла к году. Коэффициент перехода от цикла к году определяется по формуле 26
27 L Г Г, L (2.24) К где L Г годовой пробег автомобиля. Годовой пробег автомобиля определяется по формуле L Г l Д, (2.25) СС РГ Г где α Г коэффициент технической готовности автомобилей Д ( Д Д ) РЦ, (2.26) Г ЭЦ ЭЦ где Д ЭЦ дни эксплуатации автомобиля за цикл; Д РЦ дни ТО и Р автомобиля за цикл. Расчет Д ЭЦ производят по формуле Д ЭЦ L l. (2.27) К CC Дни ТО и Р автомобиля за цикл. рассчитываются по формуле Д РЦ Д d L 1000, (2.28) К ТО Р К где Д’ К дни пребывания автомобиля в капитальном ремонте за цикл; d’ ТО-Р простой автомобиля в ТО и текущем ремонте на 1000 км пробега, который корректируется в зависимости от пробега с начала эксплуатации. Расчет d’ ТО-Р определяется выражением d ТО Р dто Р K 2, (2.29) где d ТО-Р простой автомобиля в ТО и ТР на 1000 км пробега; К 2 коэффициент учитывающий тип подвижного состава. 27
28 Расчет Д’ К определяется выражением Д Д Д, (2.30) К K T где Д К дни простоя автомобиля непосредственно при капитальном ремонте; Д Т продолжительность транспортирования автомобиля на авторемонтное предприятие и обратно. Рассчитанные значения сведены в таблицу 2.5. Таблица 2.6 Количество технических воздействий за год на один автомобиль Группа Тягач Самосвал Бортовой и автокран Количество КР Количество ТО Количество ТО Количество ЕО Количество Д Количество Д Количество КР, ТО-1, ТО-2, ЕО, Д-1, Д-2 в год по парку и моделям Количество КР за год для автомобилей i-й модели определяется формулой N КГi N A. (2.31) КГ Сi Количество КР за год для парка расчет ведется по формуле N КГ N КГi n i 1. (2.32) Количество ТО-2 за год для i-й модели определяется формулой N 2 Г N i 2 Г AСi. (2.33) Количество ТО-2 для парка определяется выражением 28
29 n N 2 Г N 2. (2.34) i 1 Г i Количество TO-1 за год ля i-й модели определяется выражением N N A. (2.35) 1Г i 1Г С i Количество TO-1 за год ля парка определяется выражением N n N 1Г 1Г i i 1. (2.36) Количество ЕО за год для i-й модели определяется формулой N ЕОГ N A i ЕОГ Сi. (2.37) Количество ЕО за год для парка определяется по формуле N ЕОГ n i 1 N ЕОГ i. (2.38) Количество Д-1 за год для i-й модели определяется по формуле N 1 N 1 A, (2.39) Д Г i Д Г С i Количество Д-1 за год для парка определяется по формуле N n N Д 1Г Д 1Г i i 1. (2.40) Количество Д-2 за год рассчитывается по формуле для i-й модели 29
30 N 2 N 2 A, (2.41) Д Г i Д Г Сi для парка N 2 N A. (2.42) Д Г i Д 2 Г С i Рассчитанные значения сведены в таблицы 2.7 Таблица 2.7 Количество технических воздействий за год на предприятии Группа Тягач Самосвал Бортовой и автокран Итого Количество КР, шт Количество ТО-2, шт Количество ТО-1, шт Количество ЕО, шт Количество Д-1, шт Количество Д-2, шт Годовой объем работ по техническому обслуживанию автомобилей ТО-1, ТО-2, ТР и ЕО ООО «Стройсервис» Расчетная (скорректированная) трудоемкость выполнения работ по TO-1 ( t 1 ), ТО-2 ( t 2 ) корректируется в зависимости от модификации подвижного состава K 2 и размера автотранспортного предприятия K 5 и определяется формулой t. (2.46) 1i t1 K 2 K Н 4 Расчетная трудоемкость работ по ТО-2 рассчитывается по формуле t. (2.47) 21i t2 K 2 K Н 4 где t 1Н нормативные трудоемкости ТО-1, чел. час.; t 2Н нормативные трудоемкости ТО-2 чел. час.; 30
31 К 2, К 4 коэффициенты, учитывающие соответственно модификацию подвижного состава и число технологически совместимого подвижного состава Удельная трудоемкость выполнения работ по текущему ремонту ( t ТР ) принимается согласно нормам и корректируется в зависимости от категории условий эксплуатации ( K 1 ), модификации подвижного состава ( K 2 ), климатических условий ( K 3 ) срока службы автомобиля с начала эксплуатации ( K 4 ) и размера автотранспортного предприятия ( K 5 ) и рассчитывается по формуле t t K. (2.48) ТРi ТР 1 K2 K3 K4 K5 Рассчитанные значения сведены в таблицу 2.8. Таблица 2.8 Скорректированные нормы трудоемкости Группа Тягач Самосвал Бортовой и автокран Трудоемкость ЕО, чел. час. 0,55 0,58 0,70 Трудоемкость ТО-1, чел. час. 13,30 13,90 16,93 Трудоемкость ТО-2, чел. час. 53,20 55,61 67,70 Трудоемкость ТР, чел. час./1000 км. 12,98 14,22 16,52 Годовой объем работ по ТО-1 и ТО-2 автомобилей i-й модели рассчитывается по формуле ‘ T t N 1i 1i 1Г i, (2.49) ‘ T t N 2i 2i 2Г i. (2.50) по формуле Годовой объем работ по ТО-1, ТО-2 для парка автомобилей рассчитывается n T 1 t1 i N1, (2.51) i 1 Г i 31
32 n T 2 t2i N 2. (2.52) i 1 Г i Годовой объем работ по текущему ремонту автомобилей i-й модели рассчитывается по формуле T ТРi ‘ AС t i ТР LГ, (2.53) i 1000 где L Г i годовой пробег автомобилей i-й модели. Годовой объем работ по текущему ремонту для парка автомобилей рассчитывается по формуле T ТР n i 1 T ТР i. (2.54) Рассчитанные значения сведены в таблицу 2.9, 2.10 и Таблица 2.9 Определение годовых объемов работ ТО и ТР Группа Тягач Самосвал Самосвал большой Итого Трудоемкость ЕО, чел. час Трудоемкость ТО-1, чел. час Трудоемкость ТО-2, чел. час Трудоемкость ТР, чел. час Итого Таблица 2.10 Распределение объемов ТО и ТР по видам работ Самосвал Тягач Самосвал Вид технических воздействий % большой Всего чел. час. ЕО Уборочные ,60 217,20 708, Моечные ,40 325, , Итого ,00 543, , ТО-1 Диагностирование общее (Д-1 ) 10 23,90 33,40 74, Крепежные, регулировочные, смазочные ,10 300,60 670,
33 Окончание таблицы Всего ,00 334,00 745, ТО-2 Диагностирование углубленное(д-2) Крепежные, регулировочные, смазочные Всего ТР Диагностирование общее (Д-1 ) 2 20,46 28,82 62, Диагностирование углубленное (Д-2) 2 20,46 28,82 62, Регулировочные работы ,05 504, , Сварочные работы 3 30,69 43,23 93, Жестяницкие работы 3 30,69 43,23 93, Окрасочные работы 5 51,15 72,05 155, Итого ,50 720, , Участковые работы Агрегатные работы ,14 259,38 558, Слесарно-механические ,30 144,10 310, Электротехнические работы 5 51,15 72,05 155, Аккумуляторные работы 2 20,46 28,82 62, Ремонт приборов системы питания 4 40,92 57,64 124, Шиномонтажные работы 1 10,23 14,41 31,02 56 Вулканизационные работы 1 10,23 14,41 31,02 56 Кузнечно-рессорные работы 3 30,69 43,23 93, Медницкие работы 2 20,46 28,82 62, Сварочные работы 1 10,23 14,41 31,02 56 Жестяницкие работы 1 10,23 14,41 31,02 56 Арматурные работы 1 10,23 14,41 31,02 56 Обойные работы 1 10,23 14,41 31,02 56 Итого ,50 720, , Всего , , , Итого 1980, , , Таблица 2.11 Распределение годовых объемов вспомогательных работ Виды работ Объем работ % чел. час Работы по самообслуживанию Транспортные работы Прием, хранение и выдача материальных ценностей Перегон подвижного состава Уборка производственных помещений Уборка территории Распределение работ по самообслуживанию Электромеханические Механические Слесарные Кузнечные
34 Окончание таблицы Сварочные 4 44 Жестяницкие 4 44 Медницкие 1 11 Трубопроводные (слесарные) Ремонтно-строительные и деревообрабатывающие Итого При объеме работ до 8 10 тыс. чел. час. в год, часть работ по самообслуживанию выполняется на соответствующих производственных участках. 2.3 Расчет численности производственных и вспомогательных рабочих Технологически необходимое количество рабочих рассчитывается по формуле T P i Т, i Ф (2.55) М i где T i годовой объем работ зоны или цеха, чел. час.; Ф М i годовой фонд времени рабочего места, час. Штатное количество рабочих рассчитывается по формуле T P i Ш, i Ф (2.56) тi где Ф Р i годовой фонд времени штатного рабочего соответствующей профессии выбирается из таблицы Таблица 2.12 Годовые фонды рабочего времени Продолжительность Наименование профессий Годовой фонд времени рабочих, ч. рабочей основного работающих недели, ч. отпуска, дни номинальный эффективный Маляр Все прочие профессии, включая водителей Рассчитанное количество рабочих приведено в таблице
35 Таблица 2.13 Необходимое количество рабочих Вид технических воздействий и работ Тi, Рт, чел. Рш, чел. чел. час. расчет принято расчет принято ЕО Уборочные ,52 0,60 1 Моечные ,79 0,89 1 Всего ,31 1 1,49 1 Д-1 Диагностирование общее (Д-1) при ТО ,06 0 0,07 0 Диагностирование общее (Д-1) при ТР 111 0,05 0 0,06 0 Всего 243 0,11 0 0,13 0 Д-2 Диагностирование общее (Д-2) при ТО ,07 0 0,08 0 Диагностирование общее (Д-2) при ТР 111 0,05 0 0,06 0 Всего 263 0,12 0 0,14 0 ТО-1 Крепежные, регулировочные, смазочные ,57 1 0,65 1 ТО-2 Крепежные, регулировочные, смазочные ,66 1 0,75 1 ТР Постовые работы Регулировочные и разборочные работы ,94 1,07 Сварочные работы 167 0,08 0,09 1 Жестяницкие работы 167 0,08 0,09 1 Окрасочные работы 278 0,17 0,17 Всего ,27 1 1,42 1 Участковые работы Агрегатные работы ,5 1 0,55 1 Слесарно-механические работы 846 0,4 0,46 Элетротехнические работы 556 0,3 0,31 Аккумуляторные работы 111 0,05 0,06 Ремонт приборов системы питания 223 0,11 0,12 Шиномонтажные работы 56 0,03 0,03 Вулканизационные работы(ремонт камер) 56 0,03 0,03 1 Кузнечно-рессорные работы 189 0,09 0,10 1 Медницкие работы 122 0,06 0,07 Сварочные работы 100 0,05 0,05 Жестяницкие работы 100 0,05 0,05 Арматурные работы 56 0,03 0,03 Обойные работы 56 0,03 0,03 Всего ,7 2 1,89 2 Всего по ТР ,97 3 3,31 3 Итого ,74 6,00 6,47 6,00 Численность вспомогательных рабочих устанавливается в процентном отно- 35
36 шении от штатной численности производственных рабочих и принимается для данного АТП 30%., [15. табл.18], Результаты расчета численности вспомогательных рабочих и распределение их по видам работ приводятся в таблице.2.14 Таблица 2.14 Численность вспомогательных рабочих Виды вспомогательных работ % Число рабочих, Ремонт и обслуживание технического оборудова- 20 Ремонт и обслуживание инженерного оборудова- 15 Транспортные работы 10 1 Прием, хранение и выдача материальных ценно- 15 Перегон подвижного состава 15 Уборка производственных помещений 10 Уборка территории 10 1 Обслуживание компрессорного оборудования 5 Итого Определение постов текущего ремонта, постов технического обслуживания и диагностирования автомобилей Обоснование метода производства При выборе метода обслуживании автомобилей при ТО-2 необходимо знать суточную программу. Количество обслуживаний в сутки определяется выражением N 2СУТ N 2Г. Д (2.57) РГ Поточный метод обслуживания принимается при суточной программе N 5 6 (при наличии диагностического комплекса 7 8 автомобилей). 2СУТ При меньшей суточной программе автомобилей применяется метод обслуживания на универсальных постах. При выборе метода обслуживания автомобилей при TO-1 необходимо знать суточную программу. Суточная программа обслуживания определяется выражением 36
37 N N Г СУТ 1. 1 Д (2.58) РГ Поточный метод обслуживания принимается при суточной программе N автомобилей (при наличии диагностического комплекса (12 16). 1СУТ При меньшей суточной программе применяется постовой метод. При выборе метода обслуживания необходимо учитывать суточную программу. Суточная программа ЕО обслуживания определяется выражением N ЕОСУТ N ЕО Г Д. (2.59) РГ Поточный метод обслуживания принимается при суточной программе, N 100.При N 100 применяется метод обслуживания постовой. ЕОСУТ ЕОСУТ Расчет и принятие метода обслуживания приведены в таблице Таблица 2.15 Выбор метода производства. Группа Тягач Самосвал Самосвал и автокран Итого Метод производства Количество ТО-2 0,02 0,03 0,04 0,09 постовой Количество ТО-1 0,07 0,10 0,18 0,35 постовой Количество ЕО 2,94 3,79 10,24 16,97 постовой Количество Д-1 0,10 0,13 0,22 0,45 на посту ТО-1 Количество Д-2 0,02 0,03 0,04 0,09 на посту ТО Расчет количества постов ЕО, ТО и ТР ООО «Стройсервис» Количество постов по видам работ, кроме моечных, ЕО, Д-1, Д-2, ТО-1, ТО- 2 и ТР определяются по формулой Х i Д раб. Г T Т iг см С Р ср, (2.60) где Т iг годовой объем работ соответствующего вида технического воздействия, чел. час.; 37
38 коэффициент неравномерности загрузки постов; Д раб. Г число рабочих дней постов в году, дн.; Т см продолжительность смены, час.; С число смен; Р ср среднее число рабочих, одновременно работающих на посту, чел.; коэффициент использования рабочего времени поста. Ввиду минимального объема работ по диагностики, расчет постов не производится, данный вид работ выполняется на постах ТО. Суточный режим зоны ТР определяется видами и объемами работ ТР и составляет одну, две, а иногда и три рабочие смены, из которых в одну смену работают все производственно-вспомогательные участки и посты ТР. В остальные рабочие смены выполняются постовые работы по ТР автомобилей, выявленные при проведении технического обслуживания, диагностировании или по заявке водителя. Расчеты числа постов приведены в таблице Таблица 2.16 Расчет числа постов Группа Тягач Самосвал Самосвал и автокран Итого Число постов уборочно-моечных работ Годовой объем уборочно-моечных ра Коэффициент. неравномерности постов 1,5 1,5 1,5 1,5 Число рабочих дней в году постов, дн Продолжительность смены, час Число смен Среднее число работающих на посту, Коэффициент. использования рабочего времени поста 0,9 0,9 0,9 0,9 Расчетное 0,192 0,262 0,854 1,308 Принято
39 Продолжение таблицы Число постов работ ТО-1 Средняя трудоемкость поста ТО-1, чел. час. 13,30 13,90 16,93 14,7 Такт поста, мин. 721,2 753,6 917,2 796,8 Ритм производства, мин Продолжительность постановки автомобиля на пост, мин. 3,0 3,0 3,0 3,0 Количество технических воздействий в сутки 0,07 0,10 0,18 0,35 Среднее число рабочих работающих на посту, чел ,0 Число смен, ,0 Продолжительность смены, час ,0 Коэффициент использования рабочего времени 0,9 0,9 0,9 0,9 Расчетное 0,117 0,174 0,382 0,67 Принято 1 Число постов работ ТО-2 Средняя трудоемкость поста ТО-2, чел. час. 53,20 55,61 67,70 58,8 Такт поста, мин. 2875,8 3005,9 3658,8 3178,2 Ритм производства, мин Продолжительность постановки автомобиля на пост, мин. 3,0 3,0 3,0 3,0 Количество технических воздействий в сутки 0,02 0,03 0,04 0,09 Среднее число рабочих работающих на посту, чел ,0 Число смен, ,0 Продолжительность смены, час ,0 Коэффициент использования рабочего времени 0,9 0,9 0,9 0,9 Расчетное 0,13 0,21 0,34 0,68 Принято 1 Число постов работ текущего ремонта Годовой объем работ по ТР, чел. час Коэффициент неравномерности постов 1,1 1,1 1,1 1,1 Число рабочих дней в году постов, дн Продолжительность смены, час Число смен Среднее число рабочих, чел ,0 Коэффициент рабочего времени 0,93 0,93 0,93 0,93 Расчетное 0,237 0,334 0,720 1,29 Принято 1 Число постов сварочно-жестяницких работ Годовой объем работ, чел. час Коэффициент неравномерности постов Число рабочих дней в году постов, дн Продолжительность смены, час Число смен Среднее число рабочих, чел ,0 Коэффициент использования рабочего времени 0,98 0,98 0,98 0,98 Расчетное 0,026 0,036 0,078 0,140 Принято 0 39
40 Окончание таблицы Число постов окрасочных работ Годовой объем работ по ТР, чел. час Коэффициент неравномерности постов Число рабочих дней в году постов, дн Продолжительность смены, час Число смен Среднее число рабочих, чел ,0 Коэффициент рабочего времени 0,98 0,98 0,98 0,98 Расчетное 0,021 0,030 0,065 0,116 Принято 0 Таблица 2.17 Сводная таблица Количество постов, шт. Посты по видам работ расчетное принятое Размещение постов ЕО 1,308 1 Один пост ЕО ТО-1 0,670 1 Один универсальный пост ТО-1 ТО-2 0,680 1 Один универсальный пост ТО-2 Всего 2,658 3 Текущий ремонт 1,290 Сварочно-жестяницких — 0,140 1 Один универсальный пост ТР Окрасочные работы 0,116 Всего 0, Расчет площадей ООО «Стройсервис» Площади зон ТР и ТО автомобилей Площади зон технического обслуживания ЕО, ТО-1, ТО-2 и диагностирования определяют ориентировочно по формуле F0 f 0 П0 K, 0 (2.61) где f 0 площадь занимаемая автомобилем в плане, м 2 ; П 0 число постов, шт.; K 0 удельная площадь помещения на 1 м 2 площади, занимаемой автомобилем в плане, м 2. Рассчитанные значения приведены в таблице
41 Таблица 2.18 Площади зон Наименование зон Число постов, шт. Удельная площадь, м 2 Площадь зоны, м 2 Зона ТР 1 4,5 130 Зона ТО-2 1 4,5 130 Зона ТО-1 1 4,5 130 Зона ЕО 1 4,5 130 Итого Площади производственно-складских помещений Площади производственных цехов рассчитаны по удельной площади на одного производственного рабочего из числа одновременно работающих в цехе и рассчитывается по формуле FЦ f1 f 2 ( PТ 1), (2.62) где f 1 удельная площадь на первого работающего м 2 ; f удельная площадь на последующих рабочих, м 2 ; 2 P количество технологически необходимых рабочих, одновременно рабо- Т тающих в наиболее загруженной смене. Рассчитанные значения приведены в таблице Таблица 2.19 Площади цехов Наименование участка Удельная площадь, м 2 Количество Площадь Рабочие рабочих, чел. участков, м первый остальные 2 Агрегатный 22 f1 14 f2 Слесарно-механический Электротехнический 15 9 Аккумуляторный Система питания 14 8 Шиномонтажные Кузнечно-рессорный Медницкий 15 9 Сварочные работы 15 9 Жестяницкие работы Арматурные 12 6 Итого
42 Для определения площадей складов используем метод расчета: по удельной площади складских помещений на 10 единиц подвижного состава При расчете площадей складов по удельной площади на 10 единиц подвижного состава соответствующими коэффициентами учитываются среднесуточный пробег единицы подвижного состава, число технологически совместимого подвижного состава, его тип, высота складирования и категория условий эксплуатации. Площадь склада определяется формулой F скл 0,1 А f K K K K K, (2.63) сп у где А сп списочное число технологически совместимого подвижного состава; f у удельная площадь вида склада на 10 единиц подвижного состава, м 2. Площадь складских помещений рассчитывают по площади, занимаемой оборудованием для хранения запаса материалов, агрегатов и запасных частой, и коэффициенту плотности расстановки оборудования. Расчет приведен в таблице Таблица 2.20 Площади складских помещений Наименование склада Асп fy, м 2 Коэффициенты корректирования Fскл, м 2 K1 K2 K3 K4 K5 Кс расчет принято Запасных частей, деталей ,93 1,2 0,7 1,35 1,15 0,5 2,47 2,0 Двигателей и агрегатов 18 2,5 0,93 1,2 0,7 1,35 1,15 0,5 1,86 2,0 Смазочных материалов 18 1,6 0,93 1,2 0,7 1,35 1,15 0,5 1,86 2,0 Инструмента 18 0,15 0,93 1,2 0,7 1,35 1,15 0,5 0,12 0,25 Кислорода, азота и ацетилена 18 0,15 0,93 1,2 0,7 1,35 1,15 0,5 0,19 0,25 Металла и металлолома 18 0,25 0,93 1,2 0,7 1,35 1,15 0,5 0,25 0,29 Автомобильных шин 18 2,1 0,93 1,2 0,7 1,35 1,15 0,5 1,98 2,0 Всего 8,32 8 Таблица 2.21 Площадь производственно-складских помещений Наименование помещений % Площадь, м 2 Площади зон ТО и ТР Производственные участки 9 58 Склады 1 8 Вспомогательные помещения 3 18 Технические помещения 5 29 Итого
43 2.5.3 Площадь зоны хранения автомобилей ООО «Стройсервис» При укрупненных расчетах площадь закрытой стоянки автомобилей рассчитывается по формуле F f A K 0 ам С, (2.64) где f 0 площадь, занимаемая автомобилем в плане, м 2 ; A ам число автомобиле-мест хранения; K С коэффициент плотности расстановки автомобилей на стоянке. Рассчитанные значения сведены в таблицу 2.22 Таблица 2.22 Площадь зоны хранения автомобилей Группа Тягач Самосвал Самосвал и автокран Итого Коэффициент плотности расстановки 2,5 2,5 2,5 Число мест хранения, шт Площадь зоны хранения автомобиля, м 2 28, Площадь занимаемая парком ПС, м Площадь административных помещений ООО «Стройсервис» Площади административных помещений рассчитываются исходя из штата управленческого персонала по следующим нормам. рабочих комнат по 10 м 2 на одного работающего, кабинетов % площади рабочих комнат в зависимости от количества служащих, вестибюлей-гардеробных 0,27 м 2 на одного служащего. Площади помещений для получения и приема путевых документов водителями и кондукторами рассчитываются по периоду максимального часового выпуска автомобилей на линию. Площади помещений под гардеробные для производственного персонала определяются количеством работающих. 43
44 Площадь пола гардеробной на один индивидуальный шкафчик составляет 0,25 м 2. Количество душевых сеток и умывальников для водителей грузовых автомобилей и число умывальников для водителей легковых автомобилей и кондукторов принимается равным максимальному количеству автомобилей, возвращающихся с линии. Площадь пола туалета берется из расчета 2-3 м 2 на одну кабину. Расстояние от наиболее удаленного рабочего места до туалета должно быть не более 75 м. Расчеты представлены таблице Таблица 2.23 Площадь административно-бытовых помещений Рассчитываемые площади Расчетное Принятое Площади рабочих комнат 79,8 80 Площадь кабинетов руководства Площадь вестибюля-гардероба 4,32 4 Площадь помещения приема-выдачи путевых документов 10,8 11 Помещение механиков контрольно-технического пункта Кабинет безопасности дорожного движения 0 0 Площади эксплуатационных служб Отдел эксплуатации 0,95 1 Диспетчерская 2,05 2 Гаражная служба 1,8 2 Отдел безопасности движения 00 0 Итого Площадь территории ООО «Стройсервис» Расчеты площади территории предприятия представлены таблице Таблица 2.24 Площадь территории предприятия Площадь застройки производственно-складских зданий, м Площади административно-бытовых помещений, м Площадь застройки для площадок хранения ПС, м Плотность застройки территории,% 55 Площадь территории, м
45 2.6 Организация технологического процесса ООО «Стройсервис» Распределение рабочих по постам и специальностям Распределение рабочих приведены в таблице Таблица 2.25 Распределение рабочих по постам и специальностям Зона, участок Количество Разряд Распределение работ по должностям ЕО 1 2 Мойка, уборка, обтирка 4 Все работы ТО, кроме диагностики ТО 2 6 Диагностические 3 Разборочно-сборочные работы. Текущего ремонта 3 5 Регулировочные работы Итого Схема технологического процесса ООО «Стройсервис» На рисунке 2.1 представлена схема технологического процесса. Въезд Выезд КПП Уборка, мойка Стоянка ТО-1, ТО-2, ТР Рисунок 2.1 Схема технологического процесса Автомобили подлежащие по графику ТО-1, при возращении с линии проходят контрольно-пропускной пункт (КПП), по потребности их подвергают уборочно-моечным работам и направляют в производственный корпус, где определяют состояние узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения, в случае необходимости выполняют регулировочные работы без демонтажа узлов и аг- 45
46 регатов. После происходит выполнение обязательного объёма крепёжных и смазочных работ, а при потребности текущего ремонта. Исправные автомобили, не запланированные для ТО-1, ТО-2, после выполнения ЕО размещают по стоянке Выбор и обоснование режима труда и отдыха ООО «Стройсервис» Предприятие начинает работать с 9 до 18 часов. Перерыв на обед для всех подразделений происходит с 13 до 14 часов. График работы всех подразделений представлен в таблице 2.26 Таблица 2.26 График работы подразделений Наименование Работа зоны УМР Работа постов ТО и Д Работа постов ТР Дни Период работы в течение суток, часы суток Сравнение расчтных и фактических показателей ООО «Стройсервис» Для объективной оценки деятельности предприятия является сравнение действующих показателей с расчетными. Анализ представлен в таблице 2.27 Таблица 2.27 Сравнение показателей расчетное фактическое отклонение Площадь стоянки, м % Число производственных рабочих 6 6 0% Число рабочих постов 4 4 0% Площадь производственно-складских помещений, м % Площади административно-бытовых помещений, м % Площадь территории, м % Сравнение показателей позволяет сделать вывод, что на предприятии. Анализируя таблицу 2.27 можно сделать выводы что в целом рассчетные и фактичиские показатели схожи, лишь площадь территории и административнобытово корпус значительно различается это обусловлено тем, что при расчете не учитываются помещения необходимые для жизнидеятельности предприятия которое занимается строительством. 46
47 3 Выбор технологического оборудования ООО «Стройсервис» 3.1 Оборудование для зоны ТО ООО «Стройсервис» При помощи Интернет-ресурсов проведем выбор оборудования для зоны ТО, путем расчетов средневзвешенных показателей качества весовым методом определим наиболее оптимальный вариант. Показатель определяют усреднением оценок отдельных единичных относительных показателей путем суммирования показателей с учетом их коэффициентов весомости, который определяется выражением К q i ai (3.1) где q относительный безразмерный единичный показатель качества; α коэффициент весомости данного свойства в оценке качества изделия. Обычно при определении коэффициентов весомости исходят из условия равенства суммы всех коэффициентов весомости единице (Σα i = 1). При расчетах относительных безразмерных единичных показателей качества q учитывается следующее. Когда с увеличением единичного показателя качество оборудования в целом повышается (например, увеличение производительности улучшает качество оборудования при прочих равных условиях), за базовый показатель принимается наибольшее его значение. Формула для определения безразмерного показателя в этом случае имеет вид Р P i q (3.2) A где P A базовое значение показателя; P i значение этого показателя для других вариантов оборудования. 47
48 Если же улучшение качества изделия связано с уменьшением какого-либо его единичного показателя (например, уменьшение массы повышает качество инструмента при прочих равных условиях), то в качестве базового показателя принимается его наименьшее значение. Тогда расчетная формула примет вид: Р P А q (3.3) i Расмотрим таким образом оборудование для сбора масла, расчеты представлены в таблице
49 Таблица 3.1 Сравнительная таблица масла сборного оборудования Модель Цена, руб. Резервуар, л Занимаемая площадь, м 2 Вес установки, кг Производительность опустошения, л/мин Samoa 100/ , Назначение Внешний вид Источник Мобильная установка для откачки отработанного масла, с мерной колбой. Идеально подходит для всех типов пассажирских автомобилей, грузовиков. Meclube , ,5 Мобильная установка для сбора отработанного масла OMAS TRG , ,5 Мобильная установка для сбора отработанного масла Meclube Е , Мобильная установка для сбора отработанного масла В таблице 3.2 приведена сравнительная оценка, о пределен средневзвешенный коэффициент весомости. 49
50 Наименование q — цены Цена, руб. q — резервуар Резервуар, л q — площадь Занимаемая q — веса Вес установки, кг q — производительности Производительность опустошения, л/мин Таблица 3.2 Таблица средневзвешенных показателей Коэффициент весомости — α 0,4 0,1 0,1 0,1 0,3 1 площадь, м 2 К — средневзвешенный показатель Samoa 100/10 0, , ,7 0,015 0,6 28 1,00 3 0,78 Meclube , , ,0 0,01 0,9 20 0,83 2,5 0,87 OMAS TRG2020 1, , ,0 0,01 1,0 18 0,50 1,5 0,80 Meclube Е , , ,0 0,01 0,9 20 1,00 3 0,89 Согласно таблицы 3.2 предлагается применить на предприятии установку модели Meclube Е-84-21так как она имеет самый высокий средневзвешенный показатель. 3.2 Оборудование для зоны ТР ООО «Стройсервис» На предприятии нет оборудование для ремонта тормозной системы грузовых автомобилей, данное оборудование позволит снизить трудоемкость данного вида работ, и повысит производительность и безопасность труда. В таблице 3.3 представлен таблица с характеристиками оборудования для наклепок накладок тормозных колодок 50
51 Таблица 3.3 Сравнительная таблица оборудования для клепки тормозных накладок Модель Клепальный станок для тормозных колодок CT-A1187-A Пневмогидравлический клепальный стенд ТТН-410 Цена, руб. Максимальное усилие, кг Занимаемая площадь, м 2 Вес установки, кг Максимальный диаметр зклепи, мм ,05 8, , Назначение Внешний вид Источник Назначение: используя данный станок можно без усилий выполнять операцию по креплению тормозных накладок.надежное крепление накладки. Предназначен для установки фрикционных накладок тормозных колодок, дисков сцепления и для запрессовки заклепок диаметром до 10 мм при замене изношенных накладок при ремонте автомобилей на станциях технического обслуживания и автотранспортных предприятиях. Клепальный станок для тормозных колодок CT-A , Назначение: используя данный станок можно без усилий выполнять операцию по креплению тормозных накладок. Надежное крепление накладки. Клепальный станок для тормозных колодок Сириус А24/ , Предназначен для установки фрикционных накладок тормозных колодок, дисков сцепления и для выпрессовки заклепок диаметром до 10 мм при замене изношенных накладок при ремонте автомобилей на станциях технического обслуживания и автотранспортных предприятиях. 51
52 q — цены цена тыс.руб. q — усилия Максимальное усилие, кг q — площадь Занимаемая q — веса Вес установки, кг q — диаметра Максимальный диаметр К — средневзвешенный показатель В таблице 3.4 приведена сравнительная оценка, о пределен средневзвешенный коэффициент весомости. Таблица 3.4 Таблица средневзвешенных показателей Коэффициент весомости — α 0,4 0,1 0,1 0,1 0,3 1 Наименование площадь, м 2 Клепальный станок для тормозных колодок CT-A1187-A 0, , ,8 0,05 1,0 8,8 0,80 8,0 0,839 Пневмогидравлический клепальный стенд ТТН-410 0, , ,2 0,25 0,1 90 1,00 10,0 0,620 Клепальный станок для тормозных колодок CT-A1187 1, , ,0 0,04 0,7 12 0,60 6,0 0,787 Клепальный станок для тормозных колодок Сириус А24/78 0, , ,2 0,18 0, ,00 10,0 0,628 Согласно таблицы 3.4 предлагается применить на предприятии клепальный станок для клепки накладок тормозных колодок CT-A1187-A так как он имеет самый высокий средневзвешенный показатель. В таблице 3.5 представлена таблица с характеристиками станоков для проточки тормозных барабанов грузовых автомобилей 52
53 Максимальный диаметр барабана., мм Продольный ход стола, мм Скорость вращения шпинделя, об/мин Таблица 3.5 Сравнительная таблица станоков для проточки тормозных барабанов грузовых автомобилей Модель Цена, руб. Вес, кг Назначение Внешний вид Источник Станок для проточки тормозных дисков и барабанов Comec TR Предназначен для проточки тормозных дисков и барабанов со снятием с автомобиля Станок для проточки тормозных дисков и барабанов Comec TR Предназначен для проточки тормозных дисков и барабанов со снятием с автомобиля Станок для проточки тормозных дисков и барабанов C9350/C9370 Станок для проточки тормозых дисков и барабанов TR Станок для обработки тормозных барабанов имеет современную конструкцию, обладает высокой точностью механической обработки и эффективностью, прост в управлении и обслуживании, подходит для легковых и грузовых автомобилей. Подача шпинделя регулируется бесступенчато Станок предназначен для обработки поверхностей тормозных, барабанов легковых и грузовых автомобилей, при использовании дополнительных опций может обрабатывать барабаны, диски и диски сцепления грузовиков и коммерческой техники
54 q — цены цена,.руб. q — мощность Максимальный диаметр барабана., мм q — потребление воздуха Продольный ход стола, мм q — веса Вес, кг q — число оборотов Скорость вращения шпинделя, об/мин В таблице 3.6 приведена сравнительная оценка, о пределен средневзвешенный коэффициент весомости. Таблица 3.6 Таблица средневзвешенных показателей Коэффициент весомости — α 0,4 0,1 0,1 0,1 0,3 1 Наименование К — средневзвешенный показатель Станок для проточки тормозных дисков и барабанов Comec TR1170 Станок для проточки тормозных дисков и барабанов Comec TR900 Станок для проточки тормозных дисков и барабанов C9350/C9370 Станок для проточки тормозых дисков и барабанов TR470 0, , , , ,99 120,0 0,85 0, , , , ,95 115,0 0,90 0, , , , ,00 121,0 0,92 1, , , , ,93 112,0 0,95 Согласно таблицы 3.6 предлагается применить на предприятии станок для проточки тормозных барабанов модели TR470 так как он имеет самый высокий средневзвешенный показатель. На предприятии отсутствуют тележки для транспортировки колес, внедрение тележки позволит повысить производительность и качество труда при ремонте автомобилей. В таблице 3.7 представлена атаблица с характеристиками тележек для монтажа демонтажа колес грузовых автомобилей 54
55 Таблица 3.7 Сравнительная таблица тележек для монтажа демонтажа колес грузовых автомобилей Модель Цена, руб. Грузоподъемность, кг Занимаемая площадь, м 2 Вес тележки, кг Высота подъема, мм Назначение Внешний вид Источник ТМТ , Тележка гидравлическая для снятия/установки колес и колесных пар грузовых автомобилей, автобусов, специальной техники позволяет производить монтаж/демонтаж колеса непосредственно на транспортном средстве ТМТ , П , ТП 9, , Тележка монтажно-транспортировочная модели предназначена для подъёма/опускания и транспортировки крупногабаритных шин/колёс. Облегчает процесс монтажа/демонтажа непосредственно на транспортном средстве. имеет ручной привод вертикального перемещения каретки. Тележка позволяет снимать и транспортировать колеса и колесные пары в сборе. Просты в эксплуатации, маневренны и легки в перемещении. Привод подъема колеса механический (храповой механизм). Максимальное усилие на рукоятке привода 30 кг. Тележка позволяет снимать и транспортировать колеса и колесные пары в сборе. Просты в эксплуатации, маневренны и легки в перемещении. Привод подъема колеса механический (храповой механизм). Максимальное усилие на рукоятке привода 30 кг
56 В таблице 3.8 приведена сравнительная оценка, о пределен средневзвешенный коэффициент весомости. Таблица 3.8 Таблица средневзвешенных показателей Коэффициент весомости — α Наименование q — цены 0,4 0,1 0,1 0,1 0,3 1 цена, руб. q грузоподъемность грузоподъемность, кг q — площадь площадь, м 2 q — веса Вес тележки, кг q высота подъема высота подъема, мм К средневзвешенный показатель ТМТ , , ,7 1,1 0, ,00 670,0 0,67 ТМТ 600 0, , ,0 0,75 0,9 88 0,67 450,0 0,66 П , , ,8 0,92 1,0 75 0,81 540,0 0,73 ТП 9,68 1, , ,8 0,89 0,8 94 0,52 350,0 0,78 Согласно таблицы 3.8 предлагается применить на предприятии тележку модели ТП 9,68 так как она имеет самый высокий средневзвешенный показатель. На предприятии отсутствуют подъемники канавные, внедрения этого оборудования, позволит повысить производительность и качество труда при ремонте автомобилей. В таблице 3.9 представлена атаблица с характеристиками подъемников канавных 56
57 Таблица 3.9 Сравнительная таблица подъемников канавных Модель Цена, руб. Грузоподъемность, т Давление в гидросистеме, бар Вес подъемника, кг Высота подъема, см. SPACE KP , SOMMERER HK 16/ SLIFT HEE 11/ SLIFT FHZ16/ , Назначение Внешний вид Источник Предназначен для вывешивания над смотровой канавой или подъемником передних или задних мостов автомобилей, автобусов, тракторов, строительных и сельскохозяйственных машин. Универсальный канавный навесной подъемник портального типа для подъема и вывешивания осей любых автомобилей, автобусов, троллейбусов, дорожной и другой спец.техники Ямный канавный подъёмник для грузовых автомобилей и автобусов Применяются как рациональная альтернатива дорогостоящим мобильным колонным и ножничным подъёмникам, основное условие для канавных подъёмников является наличие смотровой ямы. Предназначен для вывешивания над смотровой канавой или подъемником передних или задних мостов автомобилей, автобусов, тракторов, строительных и сельскохозяйственных машин В таблице 3.10 приведена сравнительная оценка, о пределен средневзвешенный коэффициент весомости. 57
58 q — цены цена, руб. q — грузоподъемности грузоподъемность, т q — давление в системе Давление в гидросистеме, бар q — веса Вес подъемника, кг q — высота подъема Высота подъема, см. Таблица 3.10 Таблица средневзвешенных показателей Коэффициент 0,4 0,1 0,1 0,1 0,3 1 весомости — α Наименование К — средневзвешенный показатель SPACE KP118 1, ,82 13,5 0,9 8 1, ,60 45,0 0,849 SOMMERER HK 16/800 0, , ,7 10 0, ,72 54,0 0,748 SLIFT HEE 11/750 0, , ,0 7 0, ,83 62,0 0,696 SLIFT FHZ16/750 0, ,00 16,5 1,0 7 0, ,00 75,0 0,799 Согласно таблицы 3.10 предлагается применить на предприятии какнавный подъемник модели SPACE KP118 так как он имеет самый высокий средневзвешенный показатель. 58
59 Итоговый список выбранного оборудования представлен в таблице Таблица 3.11 Итоговая таблица выбранного оборудования Количество, Цена, Наименование Модель шт. руб. Общий вид Мобильная установка для сбора отработанного масла Meclube Е Клепальный станок для тормозных колодок CT-A1187-A Станок для проточки тормозных барабанов TR Тележка для снятия колес ТП 9, Канавный подъемник SPACE KP Итого
Источник