- Восстановление асфальтобетонного покрытия текущий или капитальный ремонт
- Учреждение в рамках капитального ремонта произвело ремонт асфальтового покрытия (КВР 243, статья 225 КОСГУ). На балансе учреждения асфальтовое покрытие не числится, в техническом паспорте данного сооружения нет. Ремонт асфальтового покрытия производится на территории, закрепленной за детским садом. Как правильно отразить в бухгалтерском учете капитальный ремонт асфальтового покрытия (асфальтовое покрытие до ремонта существовало, но в бухгалтерских документах не числилось)?
- Замена дорожного покрытия – ремонт или реконструкция?
- Претензии налоговиков
- Доводы арбитров
Восстановление асфальтобетонного покрытия текущий или капитальный ремонт
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Учреждение в рамках капитального ремонта произвело ремонт асфальтового покрытия (КВР 243, статья 225 КОСГУ). На балансе учреждения асфальтовое покрытие не числится, в техническом паспорте данного сооружения нет. Ремонт асфальтового покрытия производится на территории, закрепленной за детским садом.
Как правильно отразить в бухгалтерском учете капитальный ремонт асфальтового покрытия (асфальтовое покрытие до ремонта существовало, но в бухгалтерских документах не числилось)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по капитальному ремонту асфальтового покрытия не могут рассматриваться как капитальные вложения в объект основных средств, приводящие к изменению его первоначальной (балансовой) стоимости. Исключением являются ремонтные работы, классифицируемые комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов в качестве реконструкции, технического перевооружения, модернизации объекта основных средств. Кроме того, во избежание претензий со стороны органов финконтроля мы рекомендуем принять асфальтовое покрытие к учету в составе движимого имущества.
Обоснование вывода:
Согласно п. 19 Стандарта «Основные средства» расходы на капитальный ремонт объекта основных средств не изменяют его балансовую стоимость. Ремонтные работы могут отразиться на первоначальной стоимости объекта основных средств в случае их классификации как работ по реконструкции, техническому перевооружению, модернизации объекта основных средств. Если капитальные работы проводились в указанных целях, то порядок отражения таких расходов определен п. 28 Стандарта «Основные средства».
В рассматриваемой ситуации проведен капитальный ремонт асфальтового покрытия в целях поддержания рабочего состояния дороги.
Соответственно, речь идет о капитальных работах. в результате которых не изменяется стоимость ремонтируемого объекта. По общему правилу расходы по ремонту списываются на затраты — в дебет счета 401 20 «Расходы текущего финансового года» или 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» с отражением произведенных работ в Инвентарной карточке (ф. 0504031) объекта основного средства.
При рассмотрении комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе (п. 34 Инструкции N 157н), полученных результатов работ по благоустройству (в частности, устройства асфальтового покрытия) в целях принятия решения о необходимости отнесения указанных результатов (расходов) к нефинансовым активам (капитальным вложением) следует исходить из назначения (характеристик) объекта — асфальтового покрытия с учетом положений, предусмотренных СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 25.09.1975 N 158, СНиП «Автомобильные дороги», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 30.06.2012 N 272, Инструкции N 157н. Данная позиция сформулирована в п. 2 письма Минфина России от 23.09.2013 N 02-06-10/39403. Мы рекомендуем принять асфальтовое покрытие на баланс учреждения.
При этом в зависимости от конкретных обстоятельств принятие объекта к учету может быть отражено одним из следующих способов:
— если имеются какие-либо документы, подтверждающие стоимостную оценку и начало эксплуатации дороги, то постановку на учет объекта основных средств с отражением соответствующей амортизации можно произвести с применением счета 304 86 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному» или 304 96 «Иные расчеты прошлых лет» в зависимости от давности имеющихся оправдательных документов (п. 175.1 Инструкции N 183н);
— если учреждение не располагает документами, подтверждающими стоимостную оценку и начало эксплуатации дороги, то постановку на учет объекта основных средств можно отразить с применением счета 0 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления» (абзац 17 п. 9 Инструкции N 183н). При этом начисление амортизации в соответствии с п. 86 Инструкции N 157н начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к бухгалтерскому учету.
Также следует отметить, что при применении второго способа принятия объекта к учету комиссией по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н) необходимо определить балансовую стоимость указанной дороги и оставшийся срок полезного использования. Согласно п. 22 Стандарта «Основные средства» первоначальной стоимостью объекта основных средств, приобретенного в результате необменной операции, является его справедливая стоимость на дату приобретения. Порядок определения справедливой стоимости объекта основных средств указан в разд. V Стандарта «Концептуальные основы».
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
— Энциклопедия решений. Учет объектов благоустройства (для госсектора).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна
Ответ прошел контроль качества
6 ноября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник
Замена дорожного покрытия – ремонт или реконструкция?
Автор: Баянова Л. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта или модернизации (реконструкции, технического перевооружения).
Для целей исчисления налога на прибыль затраты на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, относятся к прочим расходам и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Это следует из ст. 260 НК РФ.
Расходы налогоплательщика, связанные с достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией и техническим перевооружением, определение которых дано в п. 2 ст. 257 НК РФ, к расходам текущего периода не относятся, а увеличивают первоначальную стоимость основного средства. Соответственно, в данных случаях затраты на восстановление ОС будут списаны не единовременно, а включаться в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль через амортизационные отчисления.
Поэтому так важно правильно разграничивать понятия ремонта и реконструкции (модернизации), чтобы не учесть в текущих расходах затраты, относящиеся к капитальным, и тем самым необоснованно завысить облагаемую базу по налогу на прибыль.
В консультации «Ремонт и модернизация. О различиях в налоговом учете» мы уже разбирали вопросы о различиях капвложений и капремонта». Обычно речь шла об объектах недвижимости или автотранспорта.
В данном материале хотим предложить вашему вниманию на примере из арбитражной практики (см. Постановление АС СКО от 22.01.2018 по делу № А53-23697/2016) рассмотреть, как правильно квалифицировать «ремонтные» затраты в отношении автодороги, какими нормативными документами следует при этом руководствоваться.
Претензии налоговиков
Суть дела, которое рассматривалось в вышеупомянутом постановлении, заключается в следующем. Инспекция провела камеральную налоговую проверку представленной ООО «П.» декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2015 года, в которой среди прочих отражены расходы на ремонт площадки, используемой под погрузо-разгрузочные работы, в размере 28,2 млн руб.
ИФНС посчитала, что общество необоснованно включило в состав расходов эту сумму, так как, по ее мнению, в отношении площадки проведена реконструкция, стоимость которой не должна учитываться единовременно, а должна увеличить первоначальную стоимость основного средства.
При этом налоговики сослались на следующие правовые нормы.
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ затраты на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также затраты на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии относятся к расходам, связанным с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
В соответствии с п. 5 ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, относятся расходы на приобретение и (или) создание амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.
К сведению: к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
В силу п. 14.2 ч. 1 ст. 1 ГрК РФ под капитальным ремонтом объектов капитального строительства понимается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
К сведению: отнесению к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, подлежат лишь затраты на ремонтные работы. Затраты на реконструкцию, модернизацию, достройку, дооборудование учитываются в стоимости основных средств.
Итак, налоговая инспекция доначислила обществу налог на прибыль, посчитав, что работы, связанные с площадками, носили характер реконструкции.
Общество с указанным выводом инспекции не согласилось, полагая, что им проведена не реконструкция, а капитальный ремонт, поэтому в предмет доказывания по делу входило выяснение вопроса о том, являются ли работы на площадках реконструкцией или капитальным ремонтом.
В обоснование своих доводов о капитальном ремонте площадок общество представило:
акты общего осмотра площадки для хранения грузов;
дефектные ведомости, которыми установлены дефекты площадок;
приказы о проведении ремонтных работ по асфальтированию площадок;
проект на капитальный ремонт площадок.
Общество (заказчик) заключило с подрядчиком договор подряда, по условиям которого последний обязуется выполнить по заданию заказчика с использованием своих материалов, а заказчик принять и оплатить работы по устройству асфальтобетонного покрытия площадок согласно утвержденным локальным сметам.
В предмет указанного договора входили следующие работы: разборка, перевозка, уплотнение грунта; устройство основания из щебня; устройство трехслойного асфальтобетонного покрытия.
Представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ и затрат подтверждено выполнение подрядчиком работ по названному договору в полном объеме.
До начала производства работ по договору собственными силами и средствами общество произвело демонтаж всех имеющихся дорожных плит, а после проведения подрядчиком работ по разборке и уплотнению грунта данные плиты силами общества уложены в основание площадок. При этом до начала работ площадки имели дорожное покрытие из бетонных плит, после проведения работ – асфальтобетонное покрытие.
Инспекция в обоснование доводов о том, что данные работы относятся к реконструкции, ссылалась на представленные обществом документы, а также на заключение экспертов, в котором сделан такой вывод: существовавшая на площадках одежда с покрытием из сборных железобетонных плит покрытия являлась жесткой одеждой и относилась к Iв и IIв категории дороги – дорожная одежда с покрытием из сборных плит дорожного покрытия. После выполнения комплекса работ по устройству асфальтобетонного покрытия изменены технические параметры дорожной одежды площадок и изменена категория внутриплощадочных дорог – на III в.
В связи с этим экспертами, а впоследствии и инспекцией сделан вывод о том, что в результате комплекса проведенных работ осуществлено изменение параметров дороги, ведущее к изменению ее категории, что является реконструкцией автомобильной дороги.
Доводы арбитров
Признавая обозначенный вывод инспекции неверным, суды указали следующее.
Реконструкция автомобильной дороги – комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
Аналогичные нормы содержатся в СП 34.13330.2012 «Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*», утв. Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 266 (далее – СП 34.13330.2012).
К сведению: реконструкция автомобильной дороги – совокупность работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги (п. 3.28 СП 34.13330.2012).
Реконструкция включает: спрямление отдельных участков, смягчение продольных склонов, устройство обходов населенных пунктов, уширение земляного полотна и проезжей части, усиление конструкций дорожных одежд, уширение или замену мостовых и инженерных сооружений, переустройство пересечения и примыканий и т. д.
Что примечательно, данными определениями реконструкции руководствовался и эксперт при даче заключения.
Судьи установили, что в результате проведенных работ не изменены параметры площадок, тогда как для отнесения данных работ к реконструкции необходимо установить изменение класса и (или) категории автомобильной дороги либо усиление конструкции дорожной одежды.
Как следует из п. 4.3 СП 34.13330.2012, автомобильные дороги в зависимости от условий проезда (интенсивности движения) и доступа к ним транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные дороги и обычные дороги.
Так, к обычным дорогам категории Iв относятся дороги с интенсивностью движения свыше 14 000 единиц в сутки, категории IIв – свыше 6 000 единиц в сутки, категории IIIв – свыше 2 000 до 6 000 единиц в сутки.
К сведению: для отнесения дороги к той или иной категории имеет значение такой показатель, как интенсивность движения, а не жесткость дорожного покрытия. Интенсивность движения определяется на основе данных экономических изысканий, а не тем, какая интенсивность движения является возможно допустимой для определенной жесткости дорожного покрытия.
Учитывая указанные нормы права и фактические обстоятельства дела, судебные инстанции пришли к выводу о том, что изменение категории или класса автомобильной дороги в данном случае не произошло, поскольку материалами дела констатировано только изменение жесткости покрытия автомобильной дороги, а не изменение интенсивности ее движения, условий движения или доступа транспортных средств. При этом суды учли, что после выполнения комплекса работ по устройству асфальтобетонного покрытия изменены технические параметры дорожной одежды площадки: вместо верхнего слоя, состоящего из бетонных плит, данный слой стал состоять из асфальтобетонной смеси, то есть дорожная одежда стала более мягкой (указанное следует из заключения эксперта).
Между тем реконструкцией являются работы, в результате которых произошло усиление конструкции дорожной одежды, а не замена дорожной одежды, то есть изменились постоянные (ширина проезжей части и земляного полотна, радиусы и продольные уклоны и т. д.), а не переменные (ровность, прочность, сцепные качества и т. д.) параметры дороги.
В результате проведенных работ не увеличилась пропускная способность площадок, не изменились параметры площадок.
Все допрошенные в качестве свидетелей работники общества подтвердили, что проведение работ на площадках обусловлено неудовлетворительным состоянием поверхности площадок (просадкой бетонных плит, наличием ям, выбоин, провалов, нарушением уклонов стоков воды). В результате произведенных работ улучшились качественные и технические характеристики площадок.
Представленные в материалы дела документы свидетельствуют о намерении общества осуществить именно капитальный ремонт площадок и о фактическом осуществлении именно капитального ремонта данных объектов.
Согласно заключению эксперта проведенные работы в рамках договора подряда связаны с заменой и восстановлением конструктивных элементов дорожной одежды исследуемых площадок – без изменения транспортно-эксплуатационных показателей (скоростного режима, схемы организации движения, их классификации, назначения, объема перевозок), без перевода дорог в целом либо их отдельных участков в более высокую категорию, без изменения площади (без уширения) земляного полотна и проезжей части – и относятся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог (линейных объектов).
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требование общества, признав недействительным решение инспекции в оспариваемой части.
Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они осуществлены, в размере фактических затрат (п. 1 ст. 260 НК РФ).
В рассмотренном примере из арбитражной практики судьи пришли к выводам, что спорные работы обладают признаками, которые позволяют отнести их к капитальному ремонту, поскольку необходимость произведенных работ вызвана физическим износом площадок, в результате проведения работ параметры площадок не изменились, равно как и границы полосы отвода дороги, категория дороги осталась прежней. Какие-либо иные доказательства того, что при проведении комплекса работ на площадках осуществлена реконструкция указанных объектов, а не их капитальный ремонт, инспекция суду не представила.
Полагаем, что доводы, изложенные в данном постановлении, и упомянутые нормативные документы помогут вам отстоять правоту при аналогичном споре с налоговыми органами либо, если вы действительно проводили реконструкцию (модернизацию) автодороги, думая, что осуществляете капремонт, избежать ошибок при начислении облагаемой базы по налогу на прибыль.
Источник