Все желающие могут поставить мою кнопочку к себе на сайт
Поддержи сайт
Поддержи сайт
Счетчики
4. Опасные и вредные производственные факторы и меры защиты от них
4.10. Требования безопасности при эксплуатации автомобилей.
Требования по охране труда, обязательные для исполнения при организации и осуществлении перевозок автомобильным транспортом, при эксплуатации автотранспортных средств (АТС), производственных территорий и помещений установлены Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте (далее Правила). Правила определяют также мероприятия по предупреждению воздействия опасных и вредных производственных факторов на работников. Правила распространяются на работников автотранспортных предприятий (АТП), автотранспортных цехов, участков иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств, а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (далее — организации). Правила распространяются на грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении перевозок автомобильным транспортом.
2. Опасные и вредные производственные факторы, действующие на работников
При ремонте, обслуживании и эксплуатации АТС работники организаций могут быть подвержены воздействию различных опасных и вредных производственных факторов.
3. Требования безопасности при обслуживании и эксплуатации автомобилей
Техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния АТС производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимым оборудованием, устройствами, приборами, приспособлениями и инвентарем. АТС, направляемые на посты технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния, должны быть вымыты, очищены от грязи и снега. Постановка АТС на посты осуществляется под руководством ответственного работника (мастера, начальника участка, контролера технического состояния АТС и т. п.). Въезд АТС в производственное помещение станций и пунктов государственного технического осмотра и их постановку на рабочие посты проверки должны осуществлять контролеры технического состояния АТС, которые должны иметь удостоверения водителя АТС соответствующей категории. Скорость движения транспортных средств не должна превышать 10 км/ч по территории организации, 5 км/ч — в производственных и других помещениях. Скорость движения транспортных средств на поворотах, при въезде и выезде из ворот, выезде из-за угла здания, переезде через железнодорожные пути, на перекрестках, в местах интенсивного движения работников, при движении задним ходом не должна превышать 3 км/ч. При обслуживании АТС на подъемнике (гидравлическом, электромеханическом) на пульте управления подъемника должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!». При необходимости выполнения работ под АТС, находящимся вне осмотровой канавы, подъемника, эстакады, работники должны обеспечиваться лежаками. При снятии и установке деталей, узлов и агрегатов массой 30 кг мужчинами и 10 кг — женщинами (до двух раз в час) и 15 кг мужчинами и 7 кг — женщинами (более двух раз в час) необходимо пользоваться подъемно-транспортными механизмами. Автомобили, работающие на газовом топливе, могут въезжать на посты технического обслуживания только после перевода их двигателей на работу на нефтяном топливе. Перед сдачей автомобилей, работающих на газовом топливе, в капитальный ремонт газ из баллонов должен быть полностью выработан (выпущен, слит), а сами баллоны продегазированы. При необходимости баллоны вместе с газовой аппаратурой могут быть сняты и сданы для хранения на специализированный склад. Проверять техническое состояние АТС и их агрегатов при выпуске на линию и возращении с линии следует при заторможенных колесах. Исключение из этого правила составляют случаи опробования тормозов, проверки работы системы питания и зажигания, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом. При работе в зимнее время не допускается: • выпускать в рейс АТС, имеющие неисправные устройства для обогрева салона и кабины; • прикасаться руками к металлическим предметам, деталям и инструментам без специальных рукавиц; • подогревать двигатель открытым пламенем; • перевозить пассажиров, грузчиков и работников, сопровождающих грузы, в открытом кузове. В аккумуляторном отделении должен находиться умывальник, иметься мыло. При попадании кислоты, щелочи или электролита на открытые части тела необходимо длительное (1 час) обмывание струей холодной воды, наложение сухой асептической (стерильной) повязки и немедленное обращение к врачу. При попадании кислоты, щелочи или электролита в глаза необходимо проведение немедленного промывания глаз струей проточной воды, наложение асептической повязки и срочная консультация окулиста. При направлении двух и более водителей АТС для совместной работы на срок более двух суток работодатель обязан приказом назначить работника, ответственного за охрану труда. Выполнение требований этого работника обязательно для всех водителей этой группы АТС. Перевозка людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой разрешается, если он оборудован в соответствии с требованиями нормативных правовых актов. При этом перевозка детей допускается только в исключительных случаях. Перед посадкой водитель обязан проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки. Лица, находящиеся в АТС, обязаны выполнять требования водителя. При работе на автопоездах сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и прицепов, должны производить три человека — водитель, рабочий-сцепщик и работник, координирующий их работу. Каждое АТС должно быть обеспечено специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем, а также огнетушителем. Движение транспортных потоков на территории организации должно осуществляться в соответствии с утвержденной руководителем организации Схемой движения транспортных средств, устанавливаемой на щитах на видных местах: у въездных ворот, в транспортном цехе, на магистральных развязках и в других местах интенсивного движения транспортных средств. Там же следует устанавливать знаки, регламентирующие движение транспорта и работников. Работники, производящие обслуживание и ремонт АТС, должны обеспечиваться соответствующими исправными инструментами, приспособлениями, а также средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Стирка и химическая чистка специальной одежды производится организацией за ее счет по графику и в сроки, устанавливаемые с учетом производственных условий. На это время работникам должны выдаваться сменные комплекты. В общих случаях стирку специальной одежды следует производить при сильном загрязнении один раз в 6 дней, при умеренном — один раз в 10 дней. После окончания работ необходимо тщательно вымыть с мылом руки, лицо и принять душ. АТС разрешается хранить в отапливаемых и неотапливаемых помещениях, под навесами и на специально отведенных открытых площадках. Автомобили-цистерны для перевозки горячих и легковоспламеняющихся веществ должны храниться на открытых площадках, под навесами или в изолированных одноэтажных наземных гаражах, имеющих непосредственный выезд наружу и оборудованных взрывобезопасной приточно-вытяжной вентиляцией. Автомобили, работающие на газовом топливе, разрешается ставить на стоянку в закрытое помещение только при наличии в нем герметичной газовой системой питания.
4. Требования к профессиональному отбору, инструктажу, обучению и проверке знаний правил по охране труда работников
К управлению транспортными средствами могут допускаться работники не моложе 18 лет, соответствующие по своим физическим, физиологическим, психологическим и другим данным характеру выполняемых работ и виду (типу) транспортного средства, прошедшие медицинское освидетельствование, обученные безопасным методам и приемам труда, имеющие удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории. При этом: водители транспортных средств должны проходить предрейсовый медицинский осмотр перед допуском их к работе на линии. Работники, осуществляющие эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, проходят обучение и инструктаж по охране труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90. Работодатель обязан совместно с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченными работниками представительным органом составлять список должностей и профессий работников, которые в обязательном порядке проходят предварительный (при поступлении на работу) и периодический (в течение трудовой деятельности) медосмотры, и согласовывать его с местными органами Роспотребнадзора. При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работник к выполнению трудовых обязанностей не допускается. Инструктаж по своему характеру и времени проведения подразделяются на: • вводный; • первичный на рабочем месте; • повторный; • внеплановый; • целевой. Каждый работник, имеющий профессию, после первичного инструктажа на рабочем месте для усвоения навыков безопасных приемов работы прикрепляется на 2 — 5 смен (в зависимости от характера и сложности профессии) к бригадиру-наставнику или опытному работнику, под руководством которого он выполняет работы. После этого руководитель участка, убедившись в усвоении вновь поступившим работником безопасных приемов работы, оформляет допуск к самостоятельной работе. Повторный инструктаж проводится в целях закрепления знаний безопасных методов и приемов труда по программе первичного инструктажа на рабочем месте. В связи с отнесением автотранспорта к средствам повышенной опасности повторный инструктаж проходят все работники, независимо от их квалификации, образования и стажа работы, не реже 1 раза в 3 месяца. Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях: • при изменении правил по охране труда; • при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструментов, исходного сырья, материалов; • и других факторов, влияющих на безопасность труда; • при нарушении работником требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению; • при перерывах в работе: o на 30 календарных дней и более — для работ, к которым предъявляются дополнительные (повышенные) требования безопасности труда; o 60 дней и более — для остальных работ. Объем и содержание инструктажа определяется в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения. Первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый инструктажи проводит непосредственный руководитель работ, причем повторный и внеплановый — индивидуально или с группой работников одной профессии. Проведение первичного, повторного и внепланового инструктажей регистрируется в специальном журнале с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, в журнале указывается разрешение на допуск к работе. Журналы регистрации инструктажей на рабочем месте должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и выдаваться руководителям подразделений под расписку. Целевой инструктаж проводится при: • выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузке, разгрузке, уборке территории и т.п.); • ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; • производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; • проведении экскурсий в организаций; организации массовых мероприятий с учащимися. Проведение целевого инструктажа фиксируется в наряде-допуске на производство работ и в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте. Работники, имеющие профессию и документы о прохождении соответствующего обучения, допускаются к самостоятельной работе без предварительного обучения после прохождения вводного и первичного инструктажей. Вновь поступающие на работу руководители и специалисты должны пройти проверку знаний не позднее одного месяца после назначения на должность, а работающие — периодически, не реже одного раза в три года. На основании настоящих Правил работодатель разрабатывает инструкции по охране труда для работников соответствующих профессий. Все производственные и вспомогательные участки должны быть обеспечены инструкциями по охране труда по профессиям и видам работ. К самостоятельной работе по ремонту и обслуживанию аккумуляторных батарей допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие проверку знаний по электробезопасности (III группа), обученные безопасным методам работы и имеющие соответствующие удостоверения.
Что-то не нашли? Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Опасные и вредные производственные факторы, действующие на работников АТП
При ремонте, обслуживании и эксплуатации автотранспорта работники могут быть подвержены воздействию различных физических и химических опасных и вредных производственных факторов, к которым относятся: движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования повышение или понижение температуры воздуха; повышенный уровень шума на рабочем месте; повышенный уровень вибрации; повышенная или пониженная подвижность воздуха; повышенная или пониженная влажность воздуха; отсутствие или недостаток естественного освещения; недостаточная или повышенная освещенность рабочего места.
Основным химически опасным и вредным производственным фактором является повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны
Движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования должны соответствовать требованиям действующих государственных стандартов.
Санитарно-гигиенические требования к показателям микроклимата, уровней шума и вибраций, освещенности должны соответствовать требованиям действующих санитарных правил и норм
Содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны (участка) должно соответствовать действующим гигиеническим нормативам.
Опасными факторами, могущими привести к травмированию людей, в зоне ТО и ТР являются применение неисправных инструментов,
Змн.
Арк.
№ докум.
Підпис
Дата
Арк.
7
ДП-00.00.03 ПЗ
неправильные приемы при снятии, транспортировке и установке агрегатов на автомобиль, загроможденности рабочих мест инструментами, приспособлениями и материалами, несогласованность действий рабочих, несоблюдение требований по технике безопасности при разборочно-сборочных и регулировочных работах, незащищенные токоведущие части электрооборудования; поражения людей электротоком в результате отсутствия или неисправности защитных средств, ожоги при выполнении работ на двигателе, падение людей на рабочих местах в результате нерациональной организации рабочего места, отсутствие ограждения вращающихся частей оборудования, необеспеченность рабочих спецодеждой и индивидуальными средствами защиты.
Детали двигателей, работающих на этилированном бензине, разрешается мыть только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца керосином или другими нейтрализующими жидкостями; концентрация
щелочных растворов должна быть не более 2-5% после мойки щелочным раствором обязательна промывка горячей водой; моечную ванну по
окончании мойки необходимо закрывать крышкой, уровень раствора в ванне должен быть на 10 см ниже ее краев; стенки моечной ванны должна
иметь тепоизоляцию, ограничивающую температуру нагрева наружных стенок не выше 50С.
Смазочные и заправочные работы.
При проверке уровня и замене или доливке масла и жидкости в агрегаты сливные и заливные пробки необходимо отворачивать и заворачивать только предназначенным для этой цели инструментом; для подачи смазки в высокорасположенные масленки необходимо пользоваться
стандартной подставкой под ноги в смотровой канаве; нагнетатели смазки с электроприводом должны иметь устройства, исключающие превышение установленного давления более чем на 10/0.
Работа с аккумуляторными батареями
Зарядка аккумуляторных батарей должна проводиться при открытых пробках аккумуляторов И включенных приточно — выгяжной и местной вентиляцией; при плавке свинца и работе с кислотой и электролитом
необходимо надевать защитные ОЧКИ, резиновый фартук, полусапоги и перчатки; запрещается приготовлять электролит в стеклянной посуде; запрещается переливать кислоту вручную, а также вливать воду в кислоту; запрещается проверять аккумуляторную батарею коротким замыканием;
при попадании кислоты, щелочи или электролита на открытые части тела необходимо длительное обмывание струей холодной воды, наложение
сухой асептической повязки и немедленное обращение к врачу; приготовлять кислотный электролит нужно в специальных сосудах (керамических и пластмассовых
Змн.
Арк.
№ докум.
Підпис
Дата
Арк.
8
ДП-00.00.03 ПЗ
)
Ремонт системы питания автомобиля.
При работе с топливной аппаратурой возможны отравления парами топлива И растворителя» поэтому участок должен быть оборудован приточно-вытяжной и местной: вентиляцией; на участке должен находиться умывальник и мыло
Работы по ремонту агрегатов.
При работе гаечными ключами необходимо подбирать их соответственно размерам гаек, правильно накладывать ключ на гайку, нельзя
поджимать гайку рывком; проверять соосность отверстий в соединениях агрегатов, узлов и деталей разрешается при помощи конусной оправки, а
не пальцем; агрегаты, узлы и детали следует устанавливать на специальные устойчивые подставки; запрессовку и выпрессовку деталей с тугой
посадкой следует выполнять прессами, винтовыми и гидравлическими съемниками, применение случайных предметов не допускается, в отдельных случаях можно применять выколотки и молотки с наконечниками и
оправками из мягкого металла; снятие и установка деталей, узлов и агрегатов, требующие больших физических усилий или связанные с неудобством И опасностью, производятся С помощью специальных съемников и других приспособлений, предотвращающих внезапные их действия.
Работы на станках.
Обработка металлов может сопровождаться наличием ряда вредных и опасных производственных факторов, к числу которых относятся: электрический ток; мелкая стружка и аэрозоли смазочно-охлаждающей жидкости; отлетающие кусочки металла; высокая температура поверхности обрабатываемых деталей и инструментов; повышенный уровень вибрации; движущиеся машины и механизмы, передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; недостаточная освещённость рабочей зоны, наличие прямой и отраженной блеклости, повышенная пульсация светового потока. Конструкция и условия эксплуатации станков должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.008-80 все механизмы станков и их части размещаются в корпусе станка или ограждаются предохранительными устройства; при работе спецодежда должна быть наглухо застёгнута, волосы должны быть закрыты головным убором; станки должны быть оборудованы защитными устройствами (экранами) для защиты работников от отлетающей стружки и смазочно-охлаждающей жидкости.
Змн.
Арк.
№ докум.
Підпис
Дата
Арк.
9
ДП-00.00.03 ПЗ
Наиболее опасные вредные факторы при сварочных работах: опасность отравления; опасность поражения электрическим током; опасность электромагниты составляющих электрического тока; сварочные работы на стационарных постах должны проводиться при включенной местной вытяжной вентиляции; временные места проведения сварочных работ в зоне технического обслуживания и ремонта определяются письменным разрешением механика, должны быть обеспеченны средствами пожаротушения; все работы должны проводиться в спецодежде; сварочные
работы на прицепах а так же топливных баков разрешается выполнять
только после пропарки и проверки газоанализатором.
Вредными факторами при кузнечно-рессорных работах являются: тепловые выделения, пыль, шум, вибрация, вредные газы; кузнец должен
держать инструмент так, чтобы рукоятка находилась не против него, а сбоку; не допускается ставить вертикально у стены листы рессор, рессоры и подрессорники; не допускается прикасаться руками (даже в рукавицах) к горячей заготовке во избежании ожогов; не допускается работать инструментом, имеющим наклеп; скапливать на рабочем месте горячие по-
ковки и обрубки металла; все работы должны проводиться в спецодежде.
Медницко-жестяночные и кузовные работы
При изготовлении деталей и заплат из листовой стали острые углы, края и заусенцы должны быть зачищены; паять радиаторы, топливные
баки и другие крупные детали необходимо на специальных подставках,
оборудованных поддонами для отекания припоя; работы, связанные с
выделением вредных испарений, а также работы по зачистке деталей должны выполняться при включенных местных вытяжных вентиляциях.
Помещение малярного участка следует оборудовать приточно-вытяжной вентиляцией и средствами пожаротушения; запрещается курить И пользоваться открытым огнем; недопустимо содержать легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в открытой таре; переливание лакокрасочных материалов из одной тары в другую должно производиться на металлических поддонах с бортами не ниже 50мм;все работы должны
проводиться в спецодежде
Контрольно-регулировочные работы.
Змн.
Арк.
№ докум.
Підпис
Дата
Арк.
10
ДП-00.00.03 ПЗ
Освещение; постов должно сыть достаточным для комфортной работы оператора; — для освещения применяются светильники напряжением не выше 42В, в смотровых канавах не выше 12В;посты, требующие работ с работающим двигателем, оборудуются местной вытяжкой.
Оборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.022-80, ГОСТ 12.2.049-80, ГОСТ 12.2.061-81, ГОСТ 12.2.062-81; посты, требующие работ с работающим двигателем, оборудуются местной вытяжкой.
Для обеспечения безопасности работы слесаря-моториста необходимо соблюдать следующие требования: 1. Все станки должны быть обя
Змн.
Арк.
№ докум.
Підпис
Дата
Арк.
11
ДП-00.00.03 ПЗ
зательно заземлены, ВО избежание вероятности поражения током. 2. При работе с кран-балкой запрещается находиться непосредственно под грузом и балкой. 3. При работе на стендах для ремонта двигателей необходимо надёжно закрепить двигатель в нужном положении. 4.Установку детали на станок для притирки клапанов осуществлять только в выключенном положении. 5.Запрещается загромождать проходы между оборудованием и выходом из помещения. 6. Использованные обтирочные материалы должны немедленно убираться. 7. Разлитое масло или топливо необходимо помощи песка или опилок, которые после следует сыпать в металлические ящики с крышкой, установленные вне помещения.
Вентиляция: в воздух моторного цеха попадают вредные вещества (пыль, окись углерода и др.). Такой воздух вредно действует на здоровье работающих, ухудшает их самочувствие и снижает производительность
труда, а в некоторых случаях может привести к серьезным заболеваниям
и отравлениям организма человека. Поэтому важно поддерживать воздух
в чистом состоянии. для этого в цехе предусмотрена общая приточно-вытяжная вентиляция. Освещение: освещение в помещении оказывает существенное влияние на качество ремонта и обслуживание двигателей.
Хорошее освещение повышает производительность труда, снижает производственный травматизм и усталость рабочего, Важно учитывать при установке освещения правильное направление света, чтобы источники
света не оказывали ослепляющего действия и не создавали теней. Для поддержания освещенности необходимо регулярно выполнять
чистку и мойку окон и светильников
Операции по снятию, перемещению и постановке колес грузового
автомобиля (прицепа, полуприцепа) автобуса должны быт механизированы; перед демонтажем резины с диска колеса воздух из камеры должен быть
выпущен, демонтаж шины должен выполняться на специальном стенде или с помощью специального съемного устройства;
не допускается выбивать диск кувалдой; запрещено перекатывать вручную колеса и шины, следует пользоваться для этой цели специальными тележками или тельферами; подкачку шин без демонтажа следует производить, если давление воздуха в них снизилось не более чем на 40% от нормы и есть уверенность что правильность монтажа не нарушена.