Всасывающие пожарные рукава ремонт

Методика испытаний, ремонт и хранение всасывающих пожарных рукавов

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава, находящиеся в эксплуатации, испытывают не менее 1 раза в 6 месяцев при плановых проверках, и если они не выдержали проверку внешним осмотром и после ремонта.

В условиях хранения на складе или рукавной базе, всасывающие и напорно-всасывающие рукава испытывают по истечении гарантийного срока хранения на герметичность рабочим давлением. При испытании всасывающего и напорно-всасывающего рукава на герметичность при избыточном давлении, один конец его подсоединяют к источнику давления, другой закрывают заглушкой, имеющей кран для выпуска воздуха. При открытом кране испытываемый рукав медленно заполняется водой до полного удаления из него воздуха. Кран закрывают и постепенно повышают давление в испытываемом рукаве до значения испытательного давления.

Выдерживают его при этом давлении в течение 10 мин. На испытываемом рукаве и в местах соединений с пожарными соединительными головками не должно быть разрывов и местных вздутий, просачивания воды, а также деформации металлической спирали.

Для испытания всасывающих и напорно-всасывающих рукавов на герметичность при разрежении, один конец испытываемого рукава подсоединяют к вакуум-линии с мановакуумметром (вакуумметром), другой заглушают. Создают в испытываемом рукаве разрежение, равное (0,08 ±0,01) МПа, затем перекрывают вакуум-линию и выдерживают при этом разрежении в течение 3 мин. Падение разрежения за это время не должно превышать 0,015 МПа. В процессе испытаний на наружной поверхности испытываемого рукава не должно быть сплющивания и изломов. После испытания внутреннюю полость испытываемого рукава просматривают на свет. Всасывающий или напорно-всасывающий рукав, выдержавший испытание, не должен иметь на внутренней поверхности выпуклостей, пузырей, надрывов и отслоения.

Отслоение внутреннего слоя резины визуальным осмотром обнаружить сложно, так как слой резины при снятии разрежения занимает первоначальное положение. Поэтому всасывающий или напорно-всасывающий рукав проверяют на возможность забора воды из водоисточника с помощью насоса. При наличии отслоения и перекрытии проходного сечения испытываемого рукава, вакуумметр показывает высокое разрежение, но вода в насос не поступает.

Ремонт. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава следует ремонтировать, если они не выдержали испытаний, а также при наличии видимых механических повреждений (проколы, абразивный износ, смятие спирали и т.п.) и других неисправностей.

При потере герметичности и внешних повреждениях на самих всасывающих и напорно-всасывающих рукавах, в зависимости от характера повреждения, их ремонтируют одним из следующих способов:

а) наложением заплат на наружную поверхность ремонтируемого рукава клеевыми составами;

б) вулканизацией сырой резиной.

При повреждении пожарных соединительных головок на всасывающих и напорно-всасывающих рукавах, необходимо заменить пожарные соединительные головки и присоединить их методом навязки или при помощи хомутов

Хранению подлежат только чистые всасывающие и напорно-всасывающие рукава.

Не допускается хранение всасывающих и напорно-всасывающих рукавов вблизи работающего оборудования, способного выделять озон, а также искусственных источников света, выделяющих ультрафиолетовые лучи. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава должны быть защищены от воздействия прямых солнечных и тепловых лучей, от попадания на них масла, бензина, керосина, от действия их паров, а также кислот, щелочей и других веществ, разрушающих резину.

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава должны храниться в помещении на стеллажах параллельными рядами высотой ≤1 м при температуре от -25 до +30С и размещаться на расстоянии ≥1 метра от отопительных приборов.

Всасывающие и напорно-всасывающие рукава больших диаметров размещаются на нижних полках стеллажей. Новые всас-щие и нап.-всас-щие рукава хранятся в отдельном складском помещении или на специально выделенных стеллажах.

Срок хранения должен быть не более 10 лет. Конкретный срок хранения указывается в эксплуатационной документации предприятия-изготовителя.Один раз в год проводится их внешний осмотр.

По истечении срока хранения, указанного в эксплуатационной документация комиссионно проверяется качество всасывающих и напорно-всасывающих рукавов внешним осмотром и проведением испытаний.

При положительных результатах испытаний, они либо поступают в эксплуатацию, либо на дальнейшее хранение с последующей проверкой 1 раз в год. При постановке на эксплуатацию всасывающие и напорно-всасывающие рукава испытывают.

Читайте также:  Ремонт крепления задней опоры

Источник

Всасывающие пожарные рукава ремонт

РЕМОНТ ПОЖАРНЫХ НАПОРНЫХ РУКАВОВ

В процессе эксплуатации напорные рукава получают повреждения, которые могут быть устранены ремонтом. Ремонту подвергают вымытые и высушенные напорные рукава.

Напорные рукава, получившие повреждения каркаса, ремонтируют сле­дующими способами:

б) с применением клеев.

Напорные рукава, получившие повреждения пожарных соединительных го­ловок и мест соединений с ними, оборудуются пожарными соединительными го­ловками заново в соответствии с п. 3.6 Методического руководства.

Технология ремонта конкретного типа напорного рукава должна быть из­ложена в формуляре, составленном заводом-изготовителем.

3.4.3.1 Ремонт способом вулканизации

Для проведения ремонта вулканизацией необходимо иметь:

вулканизационный аппарат со струбцинами;

волосяную жесткую щетку;

ножницы, нож сапожный, молоток деревянный или резиновый;

от трех до пяти деревянных подкладок;

Ремонт вулканизацией осуществляется двумя способами.

Вулканизированный резиновый клей приготавливают из сырой клеевой ре­зины, которую растворяют в авиационном бензине. Сырую клеевую резину наре­зают мелкими кусками, помещают в плотно закрывающуюся банку и заливают авиационным бензином в соотношении: 3 кг бензина на 1 кг резины. Полученная смесь отстаивается в течение суток. По истечении этого срока набухшую резину тщательно перемешивают и в смесь еще заливают такое же количество бензина. После чего, смесь в течение 2-3 часов снова тщательно перемешивают до полу­чения однородной массы клея.

Ремонтируемое место напорного рукава и заплата обезжиривается путем тщательной протирки ветошью, смоченной в бензине, ацетоне или другом раство­рителе.

На ремонтируемое место и заплату наносят от пяти до семи слоев клея об­щей толщиной не более 1 мм, причем каждый следует просушивать до такого со­стояния, когда к клеевой поверхности не будут прилипать волоски сухой щетки. После просушки последних слоев клея на напорном рукаве и заплате, заплата на­кладывается на ремонтируемое место и равномерно прижимается к нему легкими ударами резинового молотка.

Участок напорного рукава с наложенной заплатой кладут на плиту вулканизационного аппарата заплатой вниз и плотно прижимают к плите струбциной, поя» которую подкладывают деревянную доску (подкладку) размером, превышающим заплату.

Напорный рукав с заплатой выдерживают при температуре от плюс 130 до плюс 140 °С в течение от 35 до 40 мин.

Заплату изготавливают из сырой резины и прорезиненного полотна, приме­няемого для ремонта автомобильных шин. После подготовки ремонтируемого места на напорный рукав кладут сырую резину толщиной 2 мм, а на нее прорези­ненное полотно. Размер заплаты из сырой резины должен быть величину от 20 до 25 мм больше размеров поврежденного участка по всем направлениям, а заплата из прорезиненного полотна должна перекрывать заплату из сырой резины на ве­личину от 15 до 20 мм по всем сторонам.

Наложенную заплату из сырой резины и прорезиненного полотна тщатель­но прикатывают к напорному рукаву, после чего вулканизируют в течение 25 мин при температуре от плюс 130 до плюс 140 °С.

3.4.3.2 Ремонт с применением клеев

Ремонт сквозных проколов или порезов осуществляется постановкой на­ружных и внутренних заплат одновременно. При повреждениях напорных рука­вов без нарушения целостности внутреннего гидроизоляционного слоя ремонт осуществляется наложением наружных заплат

При использовании любого из клеев подготовка заплат и мест ремонта осу­ществляется в следующей последовательности:

место на напорном рукаве и заплата зачищается, у латексированных напор­ных рукавов в месте повреждения, кроме того, удаляется латексная пленка и по­верхности склеивания обезжириваются;

на ремонтируемое место и заплату кистью наносят от одного до трех слоев клея в зависимости от склеиваемых поверхностей, причем каждый слой просу­шивается в течение от 15 до 20 мин при комнатной температуре;

после просушки последних слоев клея заплата накладывается на ремонти­руемое место и прижимается к нему пальцами рук или легкими ударами резино­вого молотка;

участок напорного рукава с наложенной заплатой целесообразно поместить а пресс или между зажимами струбцины, плотно зажать и выдержать в течение от 10 до 15 мин при комнатной температуре.

Читайте также:  Ремонт мультитроникс своими руками

На наружную поверхность заплаты накладывается пергамент или полиэти­лен для предотвращения случайного приклеивания ее к поверхности контакта в прессе или струбцине.

Пергамент или полиэтилен вводится также в напорный рукав пол ремонти­руемое место во избежание склеивания внутренней поверхности гидроизоляцион­ного слоя.

Давление с которым заплата должна быть прижата к напорному рукаву, ус­танавливается из расчета 5 кг на 1 см 2 поверхности заплаты и выдерживается при комнатной температуре в течение одного часа.

После этого напорный рукав извлекается из пресса и выдерживается без де­формации отремонтированного места в течение от 10 до 13 часов.

Установка заплат внутрь напорного рукава производится с помощью при­способления, схема которого показана на рисунке 12. Обработка внутренней по­верхности напорного рукава в месте установки заплаты осуществляется через разрыв в напорном рукаве.

Рисунок 12 — Приспособление для прижима заплаты

Воздух, подаваемый в камеру под давлением от 0,3 до 0,5 МПа, расправляет ее и прижимает заплату к ремонтируемому участку напорного рукава.

В таком положении они выдерживаются в течение одного часа, затем дав­ление воздуха снижается до нуля, а приспособление извлекается из напорного ру­кава.

Заплаты изготавливают из кусков напорного рукава того же типа. Размеры заплат определяются величиной разрыва напорного рукава. При этом дается при­пуск от краев разрыва во все стороны на величину от 35 до 40 мм.

При ремонте проколов установка заплат внутрь напорного рукава на пред­варительно подготовленное место производится с помощью специального держа­теля заплат (рисунок 13).

Держатель заплат вводится внутрь напорного рукава и перемещается к мес­ту ремонта под действием собственной силы тяжести («протряхивается» в напор­ный рукав).

Рисунок 13 — Держатель заплат

Заплату устанавливают на мембрану приспособления обращенной наружу клеевой стороной.

Для того, чтобы заплата в процессе установки держа геля к ремонтирован­ному месту не смещалась, ее в двух или трех точках приклеивают к мембране клеем, который при высыхании и деформации мембраны отклеивается, позволяя свободно извлекать приспособление из напорного рукава.

Технология ремонта конкретных типов и модификации напорный рукавов должна быть приведена в формуляре, составленном предприятием-изготовителем.

По окончании ремонта, ответственным за эксплуатацию напорных рукавов, в формуляр вносятся сведения о ремонте (вид ремонта, характер повреждения).

Отремонтированные напорные рукава испытывают гидравлическим давле­нием (таблица 3 приложения № 3) не ранее, чем через 24 часа после ремонта.

3.4.4 ХРАНЕНИЕ ПОЖАРНЫХ НАПОРНЫХ РУКАВОВ

Хранению подлежат только чистые напорные рукава. Не допускается хра­нение напорных рукавов вблизи работающего оборудования, способного выде­лять озон, а также искусственных источников света, выделяющих ультрафиолето­вые лучи. Рукава должны быть защищены от воздействия прямых солнечных и тепловых лучей, от попадания на них масла, бензина, керосина, от действия их паров, а также кислот, щелочей и других веществ, разрушающих резину.

Напорные рукава должны храниться, разделенными по их условным прохо­дам, на пронумерованных стеллажах на расстоянии не менее 1 метра от отопи- • тельных приборов.

Хранить их следует в помещениях с условиями (температура, влажность), отвечающими требованиям эксплуатационной документации на них. Помещения для хранения напорных рукавов должны иметь естественную вентиляцию. Эти помещения могут иметь как искусственное, так и естественное освещение, в по­следнем случае стекла окон нужно зашторивать.

Напорные рукава хранятся на стеллажах в скатках в вертикальном положе­нии. Стеллажи обеспечиваются поддонами, на которые укладываются скатки на­порных рукавов. Поддоны должны исключать контакт сказки с острыми кромка­ми каркасов стеллажей. Хранение других веществ и материалов совместно с на­порными рукавами не допускается.

Напорные рукава больших диаметров размещаются на нижних полках стел­лажей.

Новые напорные рукава хранятся в отдельном складском помещении или па специально выделенных стеллажах.

ТО напорных рукавов, находящихся на хранении заключается в периодиче­ском осмотре и перекатывании: полное раскатывание напорного рукава из скатки и скатывание его в скатку. Периодичность и особенности перекатывания должны быть указаны в эксплуатационной документации на конкретный напорный рукав.

Читайте также:  Ремонт весной или летом

3.5 ЭКСПЛУАТАЦИЯ НАПОРНЫХ РУКАВОВ В ПОЖАРНЫХ КРАНАХ

Применение напорных рукавов, находящихся в пожарных кранах, при ту­шении пожаров осуществляется караулами пожарных частей, а также лицами, об­ладающими навыками по обращению и применению оборудования пожарного крана.

Напорные рукава перед началом эксплуатации, после применения на пожа­рах или учениях, а также при ТО, должны подвергаться внешнему осмотру на на­личие возможных внешних повреждений или дефектов и испытаниям на герме­тичность давлением сети противопожарного водопровода через пожарный кран.

ТО и ремонт напорных рукавов в пожарных кранах осуществляются в соот­ветствии с правилами настоящего Методического руководства для напорных ру­кавов. ТО проводится не реже чем через каждые 6 месяцев.

3.6 ОБОРУДОВАНИЕ РУКАВОВ ПОЖАРНЫМИ СОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ ГОЛОВКАМИ

Рукава навязывают на рукавные пожарные соединительные головки мягкой оцинкованной проволокой ГОСТ 792 диаметром от 1,6 до 1,8 мм или другой с аналогичными показателями. Для навязки рукавов с условным проходом 150 сле­дует применять проволоку диаметром 2,0 мм.

Навязка рукавов на соединительные головки должны производиться на спе­циальном оборудовании, изготовленном по технической документации, утвер­жденной в установленном порядке, позволяющем регулировать усилие натяжения проволоки на величину (40 ± 2) кгс. Операцию по навязке рукавов на головки следует производить строго в соответствии с инструкцией по эксплуатации обо­рудования.

НАНОСИТЬ КЛЕЙ ИЛИ КРАСКУ НА ШТУЦЕР РУКАВНОЙ ГОЛОВКИ ИЛИ НА ВНУТРЕННЮЮ ПОВЕРХНОСТЬ РУКАВА В МЕСТЕ НАВЯЗКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ, т.к. они оказывают разрушающее действие на материал гидро­изоляционного покрытия рукава.

Места изгиба у сочленения рукава и рукавной пожарной соединительной головки наиболее повреждаемые, поэтому допускается при навязке рукавных по­жарных соединительных головок на концы рукава под проволоку одевать допол­нительно отрезки рукава того же диаметра длиной от 10 до 15 см, что позволяет увеличить срок службы рукава до ремонта.

Рукава могут оборудоваться рукавными пожарными соединительными го­ловками другими способами, например, с помощью разжимных колец, хомутов, изготовленных и принятых на вооружение в установленном порядке.

Рукава с навязанными рукавными пожарными соединительными головками испытывают гидравлическим давлением, указанным в таблицах 1, 3 приложе­ния № 3. Всасывающие и напорно-всасывающие рукава также испытывают на герметичность при разряжении в соответствии с п. 3.3.2.4 Методического руково­дства.

4 СПИСАНИЕ, УТИЛИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК ПОДАЧИ РЕКЛАМАЦИЙ ПОЖАРНЫХ РУКАВОВ

Документами для учета рукавов, их состояния и списания являются:

— акт на списание рукава.

Списанию подлежат рукава, не пригодные для эксплуатации и ремонта, вы­явленные в ходе испытаний или вышедшие из строя на пожаре.

Основанием для списания рукава является неудовлетворительный результат гидравлических испытаний (испытаний на разряжение) после двукратного ремон­та (рукав после ремонта не выдержал испытаний, вновь отремонтирован и испы­тан), Списанию также подлежат рукава длиной менее 17 м, эксплуатирующиеся в пожарных частях на пожарных автомобилях.

Списание рукавов осуществляется комиссией, назначенной приказом (рас­поряжением) руководителя подразделения (организации) в соответствии с суще­ствующими нормативно-правовыми актами. При списании рукавов составляется акт, который утверждается руководителем подразделения (организации). В акте следует указать: наименование рукава, условный проход, номер рукава, длину, дату изготовления и дату начала эксплуатации, стоимость, причину выхода из строя. Для рукавов, вышедших из строя на пожаре и признанных неремонтопри­годными, дополнительно указывается дата пожара и обстоятельства повреждения.

К акту прилагаются формуляры на списываемые рукава.

Списанные рукава вывозятся в специальные места — промышленные свалки.

В случаях, если новые напорные рукава при постановке на вооружение не выдерживают испытаний, их бракуют. На забракованные новые напорные рукава и, вышедшие из строя ранее, гарантийного срока эксплуатации и хранения (ука­занных изготовителем в формуляре), составляют акт и направляют рекламацию изготовителю.

На забракованные новые всасывающие и напорно-всасывающие рукава и, вышедшие из строя ранее 2 лет с момента их ввода в эксплуатацию в пределах га­рантийного срока хранения, равного 3,5 года с момента изготовления, составляют акт и направляют рекламацию изготовителю.

Источник

Оцените статью