- МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ СИСТЕМЫ SRS
- Блок SRS – контроль подушек безопасности
- Диагностика работы подушек безопасности
- AirBag в машинах
- Что представляют собой активные подголовники?
- Диагностика SRS в Подмосковье
- Обслуживание системы SRS
- Симптомы сработавшей системы
- Принцип работы
- Подушки безопасности
- Ремни безопасности
- Датчики
- Блок управления подушками безопасности
- Как работает система пассивной безопасности(SRS).
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ СИСТЕМЫ SRS
В мире остоянно разрабатываются новые дополнительные системы безопасности. Однако типичная система SRS включает в себя следующие компоненты:
- фронтальная подушка безопасности водителя,
- фронтальная подушка безопасности пассажира,
- преднатяжители ремней безопасности
- боковые подушки безопасности,
- оконные подушки безопасности,
- диагностический блок (DCU),
- поворотный контактор ступицы рулевого колеса,
- датчики удара,
- электрическая проводка системы SRS.
Во многих системах SRS датчики удара расположены внутри блока DCU, и системы такого типа известны как «системы с центральным датчиком удара» (SPS).
В некоторых системах наряду с датчиками, интегрированными в блок DCU, применяются также внешние датчики. Такие системы называют «системами с распределенными датчиками». В спецификацию автомобилей, предназначенных для рынка Северной Америки, также должны входить передние инерционные датчики «Rolamite» (правый и левый). Эти датчики работают в комплексе с блоком DCU, фиксируя фронтальный удар автомобиля.
Блок SRS – контроль подушек безопасности
Чтобы подушки сработали вовремя, а цепь электронных приборов в машине, связанная с ними, работала правильно, за всей системой безопасности в авто следит компьютерный блок SRS. В нем на заводе изготовители прописываются определенные коды и команды, также блок SRS airbag передает на приборную панель водителя информацию о состоянии системы безопасности в машине. Контроль работает так, что если что-то в системе подушек безопасности авто будет неисправно – на приборной панели сразу загорится красная лампочка SRS. Это, естественно, символизирует то, что владельцу транспортного средства необходимо срочно обратиться в автосервис для корректировки Srs airbag. При таких сигналах блок подушек безопасности, скорее всего, неисправен, нарушена цепь электронных приборов, отвечающих за элементы безопасности в машине, а следственно нужен ремонт srs.
Диагностика работы подушек безопасности
Однако прежде чем производить ремонт SRS, необходимо провести грамотную и полноценную диагностику системы подушек безопасности. Иногда лампочка SRS загорается из-за нарушенного контакта в цепи, идущей от блока srs. Конечно, система правильно делает, что сообщает нам об ошибке – электроцепь приборов нарушена, а, значит, подушки безопасности могут не выстрелить. Но если причина загоревшейся лампочки ошибки на приборной панели в этом, а Вы или неопытный мастер уже вскрыли подушки безопасности – то данные действия проделаны зря, подушки уже придется покупать новые. Внимание! Подушки безопасности в машине являются одноразовыми. Если они уже один раз выстрелили, или кто-то их вскрыл и нарушил заводскую герметичность, то они приходят в негодность. Следовательно, взамен нужно покупать и устанавливать новые.
AirBag в машинах
Поэтому, прежде чем производить ремонт SRS, необходимо провести тщательную проверку. Вам нужна диагностика SRS, причем на программном уровне – через компьютеры. Нет необходимости сразу вскрывать подушки безопасности, блок SRS и прочие элементы системы безопасности в машине. У современных моделей для этого существует бортовой компьютер, а у профессиональных мастеров профильных автомастерских – специальные компьютеры для диагностики блока SRS.
Что представляют собой активные подголовники?
Данные элементы стали укомплектовываться на автомобили гораздо позже классических натяжителей ремней безопасности. Обычно активные подголовники устанавливаются на спинки кресел переднего и заднего рядов в салоне. Благодаря наличию таких элементов риск перелома в области шейного отдела при заднем ударе снижается до минимума (а ведь именно эта область одна из самых уязвимых к переломам). Таким образом, активные подголовники значительно повышают шансы на жизнь даже при, казалось бы, смертельных ударах. Первые экземпляры таких устройств стали устанавливать на немецкие «Мерседесы». По своей конструкции данные подголовники разделяются на две группы и могут быть как активными, так и неподвижными. В первом случае подголовник имеет возможность регулировки по высоте и углу наклона. Неподвижно же аналоги жестко встроены в спинки сидений. Однако даже такие подголовники отлично справляются со своей главной функцией – снижением травмоопасности при различных видах столкновений.
Итак, мы выяснили, что собой представляет система SRS в автомобиле и каким образом она действует при различных столкновениях.
Диагностика SRS в Подмосковье
Автосервис Гефест в городе Раменское (недалеко от Москвы, Жуковского и Люберец) осуществляет профессиональную диагностику SRS. На базе ремонтного центра имеется все необходимое оборудование для диагностики блока подушек безопасности, диагностики блока SRS и соответствующих элементов цепи. Прежде чем приступить к ремонту srs airbag, перетяжке ремней и замене подушек безопасности, мастера Гефест всегда сначала проверят все на электронном уровне при помощи специальных компьютеров и сервисных программ. Мы подходим к системе SRS в авто грамотно и с полной ответственностью. Каждому автовладельцу гарантирована профильная диагностика и консультация перед какими-либо действиями и ремонтом SRS. Обращайтесь к нам, и Вы точно узнаете, почему загорелась лампочка подушек безопасности в машине, что нужно ремонтировать, а что нет, нужно ли менять подушки безопасности или необходим лишь программный ремонт (перепрошивка блока SRS) из-за произошедшего сбоя системы. Справки и предварительная запись по телефону.
Обслуживание системы SRS
Система SRS частого обслуживания не требует, однако один раз в десять лет она должна проходить полную диагностику. После срабатывания подушек безопасности они подлежат полной замене, поскольку являются одноразовыми. При эксплуатации системы SRS необходимо следить, чтобы ее элементы (особенно датчики) не нагревались свыше +90 °С.
Необходимо также помнить, что степень эффективности этой системы пассивной безопасности автомобиля во многом зависит от того, насколько правильно располагаются в его салоне водитель и пассажиры. Для нормальной работы ремней безопасности и активных подголовников необходимо, чтобы спинки сидений были наклонены на угол не более 25°. К тому же, сидения нельзя пододвигать чрезмерно близко к подушкам безопасности.
Пассивная безопасность автомобиля
— комплекс технических решений в его конструкции, уменьшающих тяжесть последствий аварии для человека. Основа защиты людей — части кузова, деформирующиеся при ударе и поглощающие его энергию, травмобезопасные (мягкие, без острых углов, ребер, кромок и т.п.) детали интерьера автомобиля, а также правильно отрегулированные и пристегнутые ремни безопасности. Эти неотъемлемые части машины помогут в любом случае, хочет того человек или нет (ремнями он
обязан
пристегиваться). Действующие нормативные
документы
1 устанавливают лишь критерии тяжести повреждений людей при столкновениях в заданных условиях — по направлению удара, скорости, положению препятствия и т.п. Способы выполнения этих требований не регламентированы.
Система SRS
2 при столкновении автомобиля удерживает человека на месте, чтобы, бесконтрольно перемещаясь по салону, водитель и пассажиры не травмировались друг о друга или о детали кузова и интерьера. SRS, как правило, состоит из ремней безопасности, модулей подушек, датчиков, блока управления.
Ремни
— непременная и основная часть SRS. При ударе они фиксируют человека на сиденье.
Подушки безопасности
(
air bag
3) — рассчитаны на обязательное пристегивание людей и замедляют их движение при столкновении, смягчая удары о руль или элементы интерьера. Подушки располагают: =disc>
фронтальные (рис. 1) — в ступице рулевого колеса (для водителя) и в панели приборов (пассажирская). Они защищают голову и верхнюю часть тела (грудь, плечи) человека. На современных машинах объем подушки водителя — около 50 л, а переднего пассажира — 80-90 л, поскольку ее опора — панель приборов — дальше от человека, чем рулевое колесо;
Рис. 1. Фронтальные подушки безопасности. | Рис. 2. Боковые подушки безопасности в спинках передних сидений. |
боковые — сбоку в спинках или подушках сидений (рис. 2), а также над дверными проемами (“занавески”). Они дополняют фронтальные, а иногда предохраняют живот и таз;
напольные и коленные — на полу и в нижней части панели приборов, чтобы обезопасить, соответственно, колени и ступни.
формируют и передают сигналы блоку управления. Они могут быть механическими или электронными. Их совмещают с модулем подушки или блоком управления либо датчики фронтального удара закрепляют на лонжеронах и бокового — на порогах около средних стоек кузова. Чем совершеннее система, тем больше датчиков (например, по одному в центре салона, около передних и задних сидений) или они сложнее, вплоть до реагирующих на удары с нескольких направлений или опрокидывание. В современных автомобилях датчики часто совмещают с блоком управления. Блок управления анализирует показания датчиков и управляет работой всей системы (в нужный момент активирует подушки, преднатяжители ремней и
т.п.
4). Кроме того, он диагностирует систему и информирует водителя об ее состоянии. Для этого в комбинации приборов есть сигнализатор (контрольная лампа).
Блок управления
располагают в наиболее защищенном месте — как правило, на туннеле пола под панелью приборов или около рычага управления коробкой передач. Особенности работы SRS
Подушки
. Нормативных документов на конструкцию подушек безопасности или параметры их срабатывания пока нет ни в России, ни в мире. Современная подушка — это модуль, объединяющий оболочку и наполняющее устройство. Раскрываясь, оболочка разрывает декоративное покрытие деталей интерьера, за которыми она установлена (ступицы рулевого колеса, панели приборов, обивки сидений и т.п.). Система работает при положении ключа зажигания “ON” (включено) или “START” (пуск). Время срабатывания, например самых распространенных систем, одновременно раскрывающих лишь фронтальные подушки водителя и переднего пассажира, и только при лобовых ударах, должно быть минимальным, но реально — 40-50 мс (0,04-0,05 с). Оно зависит от быстродействия системы, а также от конструкции кузова и размещения агрегатов автомобиля — величины и жесткости его деформируемых зон. А сдувается оболочка через 4-9 с после раскрытия. Человек должен попасть в уже расправленную подушку (фото 1). Иначе оболочка ударит его, раскрываясь навстречу со скоростью 270-300 км/ч, или отбросит в сторону, дополнительно стукнув о детали интерьера.
Фото 1. Правильная работа SRS — подушка полностью раскрыта, но опадать не начала; человек по инерции летит в нее. |
(иногда с преднатяжителем) удерживают и направляют водителя и пассажиров, чтобы они начали перемещаться не раньше 30 мс после столкновения и не попали мимо подушки. Ведь даже уперевшись руками и ногами, человек массой 75 кг может выдержать усилие только 300-400 кгс. А при столкновении на скорости 50 км/ч его тело давит на ремень с силой 3 т! Поэтому
непристегнутым людям подушка не поможет
.
Датчики удара
реагируют на замедление при столкновении. Порог их срабатывания, как правило, около 15
g
5. При заносе или торможении, даже экстренном, такой величины достичь невозможно.
Блок управления
как минимум учитывает не только величину, но и длительность сигнала. На отдельные пики (всплески) замедления блок не среагирует, заданный порог должен быть превышен некоторое время (например, не менее 0,003 с). Для уменьшения риска ошибочных срабатываний системы, разработчики часто делают блокировку по скорости движения автомобиля, например 20 км/ч — чтобы толчки бампером на парковке не активировали SRS. Однако при этом она может не защитить людей, если в их стоящую или медленно катящуюся машину “в лоб” врежется другая — движущаяся на большей скорости. Но современные блоки распознают и такие ситуации.
Направление и сила удара
. Фронтальным (лобовым) система, как правило, считает столкновение в секторе I (рис. 3), а боковым — II, в том числе и толчок в колесо. Если SRS запрограммирована только на удары спереди и сбоку, при опрокидываниях и наездах сзади подушки будут бездействовать.
Рис. 3. Направления и зоны ударов, на которые реагирует система SRS. |
Системы, учитывающие силу удара, присутствие на сиденьях людей (и даже их массу), раскрывающие оболочки частично (в два этапа) или активирующие фронтальные подушки при ударе сзади (чтобы парировать отскок головы человека от подголовника), пока еще редки.
Симптомы сработавшей системы
При покупке не нового автомобиля может возникнуть вопрос работоспособности системы. Как не попасть впросак и быть уверенным, что в случае аварии система постарается вас защитить?
Одним из признаков, что система SRS сработала, являются разорванные фрагменты интерьера салона. Мембрану подушки могут уложить на место, а фрагменты обивки зашить или заклеить. Однако следы будут заметны.
Другим признаком, выдающим уже используемую систему, является отличие по тону и оттенку, а также степени изношенности материала оформления салона. Это может быть заметно на руле, сидениях и деталях декора, как, например, на передней панели.
Помимо этого сигнальная лампа может не отключаться после старта или же спонтанно включаться во время движения транспорта. А может не включаться вообще, что является признаком принудительного ее отключения.
Принцип работы
Вот основные элементы системы SRS и принцип их работы:
Подушки безопасности
К сожалению, на сегодняшний день нет нормативных актов, позволяющих установить единые нормы для разработки подушек. Тем не менее разработчики стараются обезопасить жизнь пассажиров, совершенствуя систему. Сама подушка представляет собой оболочку и механизм, подающий наполнение. Шлейф подушки безопасности подключает ее к пиропатрону.
Когда срабатывает система, под сильным воздействием поступающего наполнителя, подушка вскрывает элементы интерьера салона автомобиля в местах ее установки. Система сможет активироваться только при повороте ключа зажигания в положение старт.
В самых распространенных SRS скорость отклика подушек при лобовом столкновении составляет ок. 0,04-0,05 с, сдувается же по истечении 4-9 с. Такая реакция во многом зависит от самой системы, конструкции автомобильного кузова, расположения некоторых его узлов и материала, из которого выполнены деформируемые зоны. Задачей подушки при столкновении является расправиться раньше, чем она коснется тела человека. В противном случае при выстреле произойдет откидывание пассажира. Это может быть не только травмоопасно, но даже смертельно, поскольку раскрытие оболочки осуществляется со скоростью ок. 300 км/ч.
Ремни безопасности
Чаще всего комплектуются предварительными натяжителями. Это позволяет обеспечить удерживание пассажиров на месте, а в подходящий момент (по истечении примерно 0,03 с), слегка отпуская, обеспечить точное попадание в подушку. Это очень важный момент, поскольку при столкновении автомобиля с неподвижной поверхностью на скорости 50 км/ч происходит надавливание тела на ремень безопасности с силой равной почти трем тоннам. Без ремня же безопасности, при таком столкновении организм человека способен выдержать нагрузку только в 300-400 кг. Поэтому очевидно, что пассажиры, которые не пристегиваются ремнями безопасности, повышают шанс летального исхода во много раз.
Датчики
Отклик датчиков происходит, как правило, на снижение скорости движения автомобиля при столкновении. В среднем порог отклика составляет 15g5. Такой величины можно достичь только при ударе. Это защищает от ложного срабатывания датчика при заносе автомобиля, или же резком торможении.
Блок управления подушками безопасности
Можно сказать, что это центр обработки всей, поступающей от системы, информации. На него возложена процедура анализа силы и длительности сигнала, подаваемого датчиками. Блоком игнорируются определенные всплески сигналов. Для того чтобы сигнал был принят к действию, необходимо преодолеть порог в 0,003 с. Помимо этого, инженерами были разработаны дополнительные блокираторы импульсов.
Как работает система пассивной безопасности(SRS).
В течение многих лет ремень безопасности был единственной пассивной формой защиты в автомобиле. Статистика показывает, что использование ремней безопасности сохранило жизнь тысячам людей. Подушку безопасности разрабатывали с целью уменьшения количества травм при аварии. Первые подушки безопасности в автомобилях появились в 1980 году, а с 1998 года, все автомобили, продаваемые в США, должны быть оборудованы подушками безопасности с обеих сторон, водительской и пассажирской. На сегодняшний день статистика показывает, что подушки безопасности снижают риск смерти при лобовом столкновении на 30 процентов. Количество подушек безопасности в автомобили постоянно растёт, их монтируют в сиденья, боковые двери и сегодня в некоторых автомобилях можно увидеть шесть или даже восемь подушек безопасности.
Законы движения.
Если на объект действует внешняя сила, объект не будет продолжать двигаться в том же направлении и с той же скоростью. Автомобиль состоит из нескольких объектов, в число этих объектов входит, как минимум само транспортное средство и, конечно же водитель. Если объекты, находящиеся внутри автомобиля не зафиксированы, они будут продолжать движение, даже после того, как автомобиль остановился в результате столкновения. Во время столкновения импульс автомобиля изменяется до нуля почти мгновенно, а пассажиры продолжают движение. Цель любой системы безопасности автомобиля — замедлить движение пассажиров, причинив им при этом минимальные травмы. Чтобы минимизировать травмы, замедление пассажира должно быть равномерным и длиться доли секунды.
Источник