Все по ремонту мед техники

Содержание
  1. Требования по техническому обслуживанию медицинской техники
  2. Технический регламент обслуживания медицинской техники
  3. Для чего нужна система технического обслуживания и ремонта медицинской техники
  4. Почему важно соблюдать требования по техническому обслуживанию медицинской техники
  5. Порядок технического обслуживания медицинской техники
  6. Оформление договора
  7. Самостоятельный контроль технического состояния
  8. Безопасность при работе с медицинской техникой
  9. Проверка контуров заземления
  10. Инспекция Датчиков УЗИ, визиографов, эндоскопов
  11. Виды технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования
  12. Виды технического обслуживания медицинской техники
  13. Плановое (периодическое, регламентное) ТО
  14. Периодичность (интервалы) планового технического обслуживания и контроля технического состояния медицинского оборудования

Требования по техническому обслуживанию медицинской техники

Производитель медицинского оборудования устанавливает собственные нормы использования и обслуживания своей техники, однако для гарантии бесперебойной эксплуатации медицинского оборудования существуют общие требования. Техническому обслуживанию медицинской техники подвергается любое устройство, которое представляет собой сложный медицинский прибор, имеющий тенденцию к постепенной потере ресурса всей конструкции или отдельных ее узлов.

Технический регламент обслуживания медицинской техники

Технический регламент обслуживания медицинской техники устанавливает перечень необходимых для обслуживания мероприятий. Узнать подробнее о них можно из методической рекомендации министерства здравоохранения от 2003 и 2015 год а. Ниже приведены более конкретные рекомендации, направленные на обеспечение безопасности при плановой эксплуатации медицинской техники.

Для чего нужна система технического обслуживания и ремонта медицинской техники

Предугадать отказ технически сложного устройства почти невозможно. Именно дтя того, чтобы снизить риски случайного выхода из строя и собрать как можно больше данных о типовых проблемах, оборудование ставят на контроль в инженерную организацию.

Система технического обслуживания и ремонта медицинской техники состоит из ключевых направлений:

  • Инструктаж по работе, курсы и семинары по использованию и обслуживанию для ремонта
  • Оценка состояния медицинской техники в начале и в конце рабочей смены, при каждом включении аппарата
  • Контроль состояния основных узлов медицинского оборудования персоналом
  • Выполнение необходимых операций по графику технического обслуживания инженерами профильной компании или штатным обслуживающим персоналом клиники.
  • Плановое пополнение расходных материалов
  • Плановый ремонт — замена отработавших свой ресурс компонентов
  • Внеплановый экстренный ремонт оборудования при появлении проблем
  • Сбор и обработка информации по типовым неисправностям медицинской техники
  • Обеспечение клиник и профильных сервисных центров запасными частями
  • Обеспечение ответственных лиц необходимой документацией

Комплекс мер достаточно обширный: в рамках обслуживания или ремонта одного аппарата Клинике иногда приходится работать сразу с несколькими организациями по обслуживанию, поставке запчастей, расходных материалов, ремонту и так далее. Это существенно снижает продуктивность и скорость работ.

Поэтому, обслуживание медицинского оборудования стоит доверять исключительно сервисным центрам полного цикла, с полным штатом инженеров по ремонту всего спектра оборудования, собственным складом и возможностями оперативной поставки комплектующих, и конечно, с богатым опытом решения подобных задач.

Нашли здесь для себя полезную информацию? Подписывайтесь на нашу рассылку (внизу статьи) и получайте больше полезной и актуальной информации из медицинской сферы.

Почему важно соблюдать требования по техническому обслуживанию медицинской техники

Повреждение или выход из строя того или иного узла может сказаться на точности исследования или вовсе сделать его невозможным; Например, проблемы с датчиками УЗИ аппаратов могут вызвать искажение картинки при исследовании и повысить вероятность неточного диагноза, а вот сбои в работе рентген-аппаратов, флюрографов или лазеров вообще опасны для жизни пациентов.

Схема медицинского оборудования в любой области спроектирована для продолжительной (иногда — непрерывной) и бесперебойной работы, малейший дефект любого модуля или даже элемента может привести к выходу из строя целого блока или даже — всего аппарата. Так, неисправность УЗИ-датчика в лучшем случае может послужить причиной некачественной “картинки”, в худшем — отказа блока питания, выходу из строя УЗИ-аппарата или травме пациента при ударе электрическим током.

Порядок технического обслуживания медицинской техники

Оформление договора

Штатные инженеры клиники редко выполняют техническое обслуживание своими силами, поэтому перед вводом оборудования в эксплуатацию (при получении лицензии или при окончании срока ТО) обычно заключается договор на обслуживание с профильным сервисным центром.

Самостоятельный контроль технического состояния

При каждом запуске и по возможности — перед обследованием Врач или штатный инженер проверяет состояние оборудования. При первых признаках проблемы необходимо связаться с инженерами обслуживающей компании. Попытки самостоятельного ремонта могут лишь усложнить необходимые работы.

Внешний осмотр оборудования кажется банальной формальностью, ноне стоит пренебрегать этим: своевременное внимание к деталям может помочь обнаружить скрытый или плавающий дефект. Устранить его на раннем этапе будет проще и дешевле. В качестве примеров приведем отслоение акустической линзы УЗИ датчика — если вовремя ее заменить — датчик прослужит еще очень долго. Напротив, если затянуть с ремонтом — никакой профессионализм уже не поможет — дорогое и незаменимое в работе устройство придется списать.

Будьте внимательны к своей технике:

  • Проверяйте изоляцию проводов (датчиков), кабелей питания, оболочки эндоскопов
  • Обратите внимание на целостность корпусов
  • Проверяйте состояние излучающей трубки рентген-аппаратов, КТ, флюрографов, визиографов.
  • Контролируйте правильность настроек
  • Убедитесь в надежности креплений, фиксаторов (тормозов), механических элементов

Даже малейшее повреждение изоляции может стать причиной поражения электрическим током . Эта актуально для всех видов медицинской техники, однако при работе с оборудованием для ультразвукового исследования и эндоскопией следует уделить току утечки особое внимание. Помимо кабеля датчика причиной утечки может стать повреждение корпуса, а также прочие внутренние неисправности.

Проверять оборудование на утечку тока желательно по крайней мере раз в шесть месяцев, но не менее одного раза в год. Подобная неисправность является угрозой как для здоровья врача, так и для жизни пациента, поскольку УЗИ-датчик работает под высоким напряжением в соприкосновении с кожей пациента через токопроводящий гель.

Обратите внимание, что плановый контроль состояния медицинской техники способен выявить необходимость в техническом обслуживании. Техническое обслуживание, в свою очередь, проводится силами специалистов сервисного центра и может включать в себя:

  • Пополнение запасов расходных материалов;
  • Проверка и фиксация крепежных элементов;
  • Проверка ресурса и замена узлов при критическом износе;
  • Инструментальный контроль при потере точности;
  • Тестирование функционала и работоспособности при сбоях в работе;

В ТО входят и другие операции, установленные технической документации. Поскольку техническое обслуживания способно выявить ряд дефектов, незаметных при плановом контроле, может потребоваться полноценный ремонт, в том числе и в условиях сервисного центра.

Улучшение качества обслуживания медицинского оборудования возможно только в том случае, когда сервисный центр берет на себя полный цикл мероприятий по обслуживанию и ремонту. Именно поэтому важно заключить договор на техническое обслуживание медицинской техники с центром полного цикла —

Безопасность при работе с медицинской техникой

Важно ежедневно уделять внимание безопасной эксплуатации оборудования. Медицинская техника создается для того, чтобы помогать людям, поэтому инженеры и конструкторы многим жертвуют в угоду безопасности: в любом медицинском аппарате есть несколько степеней защиты, но, если рекомендации и правила по технике безопасности при работе на медицинской технике не соблюдаются, даже этих мер может быть недостаточно.

Проверка контуров заземления

Проверка заземления является одной из ключевых операций при плановом обслуживании. Если схема и параметры заземления не соответствует установленным нормам, возникает риск для жизни человека , в том числе — возможность возникновения пожара при коротком замыкании, и угроза для пациента при обследовании.

Нормальная периодичность проверки контуров заземления оставляет один год. В случае, если изоляция проводов или медицинские приборы проходили ремонт, периодичность проверки увеличивается до одного раза в шесть месяцев.

Инспекция Датчиков УЗИ, визиографов, эндоскопов

Элементы, контактирующие с пациентом, подвергаются большим нагрузкам и изнашиваются намного быстрее, но как раз в этом случае даже малейшие отклонения от нормы могут быть опасны для пациентов и для врачей. Поэтому крайне необходимо относиться к любым намекам или признакам проблемы с повышенным вниманием:

  • Сколы и порезы на поверхностях рабочих органов линзы, датчики, эндоскопия
  • Порезы, замятия, порывы кабеля (питания, датчиков)
  • Муфты и защитные соединения
  • Подвижные крепежные элементы, шарниры.
  • Коннекторы и разъемы: контакты и целостность корпуса
  • Правильная обработка и дезинфекция датчиков и инструментов

Если последовательно проверять все важные элементы при обследовании, в начале рабочей смены и при окончании работ, очень многих проблем можно избежать вообще, а необходимые операции по обслуживанию и плановому ремонту — минимизировать и существенно снизить их стоимость и время выполнения.

Вам также могут быть интересны статьи по теме:

Источник

Виды технического обслуживания и ремонта медицинского оборудования

Техническое обслуживание и ремонт медицинского оборудования — неотъемлемая часть эксплуатации техники , залог ее бесперебойной и безотказной работы даже в условиях серьезных нагрузок.

Поэтому крайне важно соблюдать периодичность технического обслуживания и профилактики всего парка оборудования и технических средств ЛПУ.

В современной инженерно-медицинской терминологии для таких средств есть специальный устоявшийся (и даже закрепленный в нормативных актах) термин – изделия медицинской техники, ИМТ.

Поскольку обслуживание и ремонт как отдельные виды деятельности, связанные с оборудованием, сформировались довольно давно, сегодня уже существует классификация видов обслуживания и ремонта медицинской техники. На данный момент такое разделение уже можно назвать общепринятым, или по крайней мере, понятным всем инженерам и медтехникам.

При этом стоит отметить, что, например, в большинстве договоров и контрактов на ТО данными терминами пользуются редко, указывая только формулировку “ Обслуживание медицинского оборудования ” или “комплекс мероприятий по техническому обслуживанию”.

Виды технического обслуживания медицинской техники

  • Плановое (периодическое, регламентное) ТО
  • Контроль технического состояния (плановый) КТС / ПКТС
  • Текущее (внеплановое) ТО
  • Ремонт и техническая диагностика
  • Ввод в эксплуатацию;

Ремонтные работы, согласно нормативной документации, также являются частью комплекса мероприятий по техобслуживанию МИ ( медицинских изделий )

В частности, это указано в определении технического обслуживания , приведенном в одном из самых свежих документов по тематике: ГОСТ Р 57501-2017 Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок:

Техническое обслуживание (ТО) — Комплекс регламентированных нормативной, технической и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению работоспособности или исправности медицинских изделий (то есть медицинской техники , оборудования , приборов) при их использовании по назначению, предусмотренному производителем.

Плановое (периодическое, регламентное) ТО

Плановое техническое обслуживание медицинского оборудования выполняется регулярно (периодически), то есть через некоторые постоянные промежутки времени или при достижении отдельными узлами техники определенных значений наработки / выработки ресурса.

Периодическое ТО — ряд мероприятий, направленных на снижение износа, поддержание работоспособности и продление ресурса медтехники. К такой категории относят профилактические работы, например, чистку от пыли узлов и электронных блоков, чистку и замену фильтров, замену ламп, и т.д.

Периодичность планового ТО указывается производителем в сопутствующей документации, регламентах и рекомендациях. Также для определенных классов оборудования существует определенная устоявшаяся минимальная периодичность. То есть, пределы времени, реже которых проводить обслуживание не рекомендуется, поскольку это опасно и может привести к появлению неисправностей, угрожать здоровью врача / оператора медицинского прибора или пациента.

Периодичность (интервалы) планового технического обслуживания и контроля технического состояния медицинского оборудования

Как правило, рекомендуют придерживаться следующих минимальных сроков (периодов) обслуживания медтехники:

  • 2 раза в год (Обслуживание каждое полугодие)
  • 4 раза в год (Ежеквартальное обслуживание)
  • 12 раз в год (Ежемесячное)
  • Ежедневное ТО

Каждое полугодие рекомендуется обслуживать, например, гибкие эндоскопы. Более частые проверки и профилактика также возможны.

Ежеквартальное обслуживание рекомендуется для стерилизационного оборудования, многих ультразвуковых аппаратов, другой техники.

Ежемесячное обслуживание необходимо технике с большим количеством механики, пневматики, например, стоматологическим установкам. Частое обслуживание важно также для сложных диагностических комплексов.

Ежедневное ТО , как правило проводится операторами оборудования, медсестрами, лицами, ответственными за эксплуатацию медтехники в учреждении.

Обычно в комплекс ежедневных (ежесменных) операций входит отмывка / очистка рабочих камер стерилизаторов, чистка фильтров различной техники, смазка стоматологических наконечников, осмотр на повреждения, проверка режимов работы различной техники и т.д.

Разумеется, не всегда стоит четко придерживаться схемы 2 / 4 / 12 выездов инженера. В зависимости, от потока пациентов, режима использования и других факторов количество выездов (визитов) инженера в клинику можно увеличивать. В таких случаях во внимание принимаются

Источник

Читайте также:  Ремонт ножной швейной машинки зингер
Оцените статью