Яуза 221 руководство по ремонту

Яуза 221 руководство по ремонту

Ух ты как оживлённо стало.
VDJ Almaz, спасибо за интересные сведения.
Скажу сразу, что смысл реставрации не в том чтобы улучшить аппарат, изменив его схемотехнику, а в том, чтобы с небольшими доработками оставить старую.
На счет МГ — это я в курсе. Разброс по каналам при измерении индуктивности составляет 10%! (108 мГн в первом, 120 мГн во втором.) В моей Яузе износ МГ не сильно большой. Посмотрим на приборном контроле, если что — заменю (благо есть на что).
Про методику устранения фона я тоже в курсе. Кстати, в Веге МП-120С поворот силового трансформатора заложен конструктивно.
Я не собираюсь использовать этот магнитофон 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Поэтому износ механики (сейчас он небольшой — люфтов нигде нет) будет незначительным.

Меня вот какой вопрос интересует:
По какой технологии подбирается ток подмагничивания? На передней панели есть специальная ручка для его установки. Если можно, опишите её поподробнее.

От тока подмагничивания зависит АЧХ записи. При низком токе подмагничивания плохо пишутся низкие частоты и хорошо высокие. При большом токе подмагничивания — наоборот. Настройка заключается в поиске такого уровня тока подмагничивания, при котором уровень записи высоких и низких частот одинаков. Можно взять генератор, записывать попеременно тон-сигналы 100 Гц и 10 кГц при разных токах подмагничивания, определив таким образом оптимальный ток. Тестовые записи делаются при уровне примерно минус 10 дБ.

Читайте также:  Ока ремонт ходовой части

Я делал запись с вертушки, потом запускал вертушку заново, через 2-3 секунды запускал магнитофон и переключая селектор входа на усилителе в наушниках сравнивал звучание оригинала и записи. На кассетах ТДК, Басф и Сони записи на слух практически не отличались от оригинала. После всяких Вег, Маяков, Нот, я был шокирован качеством записи Яузы. Я даже представить себе не мог, что кассетник может настолько качественно записывать.

Видимо записи делались именно на Яузе. У импортных лент ток подмагничивания обычно значительно выше чем у отечественных, поэтому получить хотя бы мало-мальски приличную запись Вегой на импортной ленте невозможно.

Являясь счастливым обладателем Яузы МП 221-1С, внесу некоторые пояснения.

Первая Яуза-220 была снабжена японским лентопротяжным механизмом.
На смену ей пришла Яуза 221. Тоже с японским ЛПМ. Правда сведения об этой модели скудны и обрывочны.

Мне посчастливилось приобрести Яузу МП 221-1С.
В интернете можно прочитать множество историй, как новая модель Яузы была хуже предыдущей. Частично можно согласиться. В 221-1С уже стоит не японский ЛПМ, а его наша копия. Японский ЛПМ в Яузе 220 был далеко не лучшим в мире. А наша копия обросла дополнительными недостатками. Но даже наша копия справлялась с основной функцией протяжки ленты с приемлемым уровнем детонации не хуже импортных агрегатов с открытым трактом (один ведущий вал). В моем варианте установлена головка Монолит Д821, которая по основным показателям соответствует японской Н3331, устанавливаемой в первые модели. И тут хочется отметить электронику звукового тракта в 221-1С. Она построена на ОУ общего применения 553УД1А. В интернете можно прочитать много высказываний, что мол эта микросхема старая, сделана не по фен-шую, а вот серия 157 вся такая крутая, сделана специально для звука. Но исходя из личных впечатлений, сколько я не слушал аппаратов на 553УД1А, они всегда переигрывали по качеству звука, его чистоте, прозрачности и естественности у аппаратов выполненных на микросхемах 157-й серии. И Яуза МП 221-1С не стала исключением.

Следующая Яуза МП 221-2С вышла частично улучшенная (электронный счетчик, функция памяти), но были ухудшения в звуковом тракте. В частности упрощен усилитель воспроизведения.

Достал сегодня паспорт от своей Яузы и нашел там наброски для статьи в журнал Радио о доработках данного агрегата. Пока статья готовилась, развалился СССР и понеслось. В общем стало не до статей.

Доработки были следующими.
В магнитофоне не было индикации режимов перемотки, они добавлены. При нажатой кнопке «Пауза» не срабатывал автостоп при перемотке, исправлено.
Добавлена функция автоматического включения режима воспроизведения после перемотки кассеты к началу записи. Если нужно просто перемотать кассету к началу, достаточно включить при перемотке «Паузу». Режим воспроизведения по окончании перемотки включится, но будет стоять на паузе.

Наброски статьи с пояснениями и схемами выкладываю. Авось кому пригодиться. Схемы печатной платы нет, была нарисована на миллиметровке и канула в лету. Вскрывать аппарат для фотографирования платы не буду.

Источник

Тема: Нужна помощь специалистов.

Опции темы

Нужна помощь специалистов.

Привет всем! Требуется помощь в реанимации и модернизации кассетника ЯУЗА МП-221-1С. Недавно прибирались с сыном в гараже и он наткнулся на коробку с этим вот чудом, которая пролежала там лет 10. Принесли домой включили. Оказалось что не впорядке автостоп. Остальное всё работает. Замена пассика не помогла. А сын настаивает: — давай починим. Я раньше в школьные годы увлекался немного радиотехникой, решил вспомнить былое. Скачал схему с сайта КРУЗО (больше нигде не нашёл). Преположил, что дело связано с элементом (с 4 выводами) в автостопе. На схеме его название смазано и естественно в радио-магазине не смог на пальцах объяснить какую зап\часть мне нужно. Вопрос №1 Что именно там за элементы и на какие аналоги их можно поменять (или причина в другом?) ?. Заметил в интернете много написано про замену всех микросхем К553УД2 на зарубежные аналоги. Отсюда вопрос №2 , можно ли без особо-хлопотливых переделок заменить их на NE5534P (в наличии только эти) ? Заранее спасибо вам, если кто-нибудь откликнется.

Re: Нужна помощь специалистов.

Его обозначение ДПК-2.Какой то датчик.Для начала неплохо бы проверить
надежность соединения всех разъемов,наличие и соответствие схеме питающих напряжений на плате датчика автостопа.Сразу заменить С27 на плате А-3. Выходной сигнал датчика автостопа-скачками изменяющееся напряжение на коллекторе VT1 при включенном режиме воспроизведение и с кассетой в кассетоприемнике.Потом,если сигнала нет,проверить все транзисторы на этой плате,все резисторы.Что за датчик я не знаю,но скорее всего на его
выводах 2 и 4 тоже можно попробовать померить напряжение (оно тоже будет менятся при работе ЛПМ)

Во избежание разночтений по поводу С27-у меня такая схема

Последний раз редактировалось qwerty; 19.11.2007 в 18:04 .

Злой кранч.
Только прикрутив ровную гардину к потолку понял, насколько он кривой.

Re: Нужна помощь специалистов.

О ДПК-2 несмог найти какой-либо информации. С27 = 5 мк замелил сразу, поэтому о нём не упамянул. Не понятно про VT1, это который из системы подмагничивания? На плате автостопа вообще нет транзисторов.

Re: Нужна помощь специалистов.

Наверное схемы разные. вот страничка с платой датчика автостопа.

Злой кранч.
Только прикрутив ровную гардину к потолку понял, насколько он кривой.

Re: Нужна помощь специалистов.

Действительно схемы разные. Моя 221С-1 , а у вас 221С-2.
Какие могут быть ещё предположения по ремонту? j221.pdf

Re: Нужна помощь специалистов.

Вот ничаянно наткнулся (вспомнил старую ВАЗ-2109 и её распределитель зажигания) . Может это он — ПХИ 01 датчик Холла http://www.chip-dip.ru/catalog/show/1569.aspx?page=4

Re: Нужна помощь специалистов.

Vladimir1972,
Если электронный счетчик расхода ленты работает-плата автостопа исправна.
ДПК-2 -это возможно датчик Холла..
Проверь также питание на плату автостопа +/-15В.
За автостоп отвечает.если не ошибаюсь элемент DD2 на плате комбинированной.Если С14 в норме.тогда проверить или заменить DD2.
к561-ая логика в этом магнитофоне часто вылетала.подробностей к сожалению уже не помню..
к553уд2 меняется на NE5534 в DIP8 корпусе.прочитай ветку по Электронике-004.я там описывал замену..

Re: Нужна помощь специалистов.

В этой моделе ( МП221-1 ) механический расходник ленты и нет никаких поисков по памяти и т.п.

Re: Нужна помощь специалистов.

тогда нужна реальная схема,а то такого насоветуем.

Злой кранч.
Только прикрутив ровную гардину к потолку понял, насколько он кривой.

Re: Нужна помощь специалистов.

Скорее всего. ну из более экзотичных может быть оптрон открытый.

тогда нужна реальная схема,а то такого насоветуем.

Схемы брал тут http://www.kruso.narod.ru/Model/ja21.htm ещё тут (вроде вариант 2) http://yauza.ccs.ru/shema.htm Думаю после С27 на моей схеме автостоп заканчивается, поэтому и грешил на датчик. В плате он коричневого цвета без опозновательных надписей. Так какой вместо него попробовать или микруху тоже заменить?

Re: Нужна помощь специалистов.

И это.
Резистор к 3 выводу датчика исправен?Между выводами 1 и 3 датчика напряжение есть?

Злой кранч.
Только прикрутив ровную гардину к потолку понял, насколько он кривой.

Re: Нужна помощь специалистов.

А это пробовали?То же самое на выводе 10 К553УД2 если нет транзисторов.

И это.
Резистор к 3 выводу датчика исправен?Между выводами 1 и 3 датчика напряжение есть?

Все напряжения есть и если очень медленно вращать магнитик на выходе 10 микрухи напряжение то есть то нет. Он исправен? Снял пасик и заметил такую вещь, когда на выходе 10 есть напряжение воспроизведение включается на 2 секунды и вырубается, а когда его нет вырубается моментально.

Re: Нужна помощь специалистов.

Да.Если вращать магнитик быстрее,то напряжение изменяется чаще.По ссылке схему платы А3 (куда уходит сигнал с датчика не нашел ,а копать надо там.Если на пути сигнала датчика автостопа (в А3) есть электролит,то однозначно менять.

Злой кранч.
Только прикрутив ровную гардину к потолку понял, насколько он кривой.

Re: Нужна помощь специалистов.

Разъем автостопа Х1 и выход идёт прямиком на С27, но заметил что у меня сама плата А3 другая немного. Главное отличие на ней 4 микрухи 561ЛА7 — одна 561ЛА9 — две и 561ТМ2 — одна. И схема привода не совпадает ни с одной из двух. Из этой совподает http://yauza.ccs.ru/privod1.pdf транзисторное управление вед\двигателем, а из http://yauza.ccs.ru/privod2.pdf есть 2 реле управления двиг\перемотки. Гибрид блин какой-то. И где взять точную схему А3 ума не приложу.

Re: Нужна помощь специалистов.

Все напряжения есть и если очень медленно вращать магнитик на выходе 10 микрухи напряжение то есть то нет. Он исправен? Снял пасик и заметил такую вещь, когда на выходе 10 есть напряжение воспроизведение включается на 2 секунды и вырубается, а когда его нет вырубается моментально.

датчик и его схема исправны.
Проверяйте логику и электролиты на комбинированной плате.

Re: Нужна помощь специалистов.

Ну что могу сказать, поменял ещё 4 электролита в ком\плате. Завелась с пол оборота , играет, мотает окей, но обнаружилась другая проблема. При включении режима запись сразу катит возбуд по обоим каналам. Индикаторы каналов на максимуме, на регулировку ур\записи никак реагирует. В наушниках слышен высокочастотный свист. Попробовал записать, запиывается этот свист. Куда плыть дальше подскажите.

Добавлено через 10 часов 43 минуты
Пропайка и замена кондюков ничего не дала. Стал тупо жать все кнопки при включенном режиме записи. И обнаружил если нажать обе кнопки ШП (их там две) свист сиановится шелчкообразным треском и уровень на индикаторах падает в 2 раза. А если после отжать кнопку которая включает тольло обычное ШП (вторая остается нажатой) то свисты и трески исчезают совсем. И с нажатой кнопкой даже пишет как нив чём небывало. Думаю гдето шумодав крякнул или пред ним чего-то. Жду ваших мыслей где копать.

Последний раз редактировалось Vladimir1972; 21.11.2007 в 11:09 . Причина: Добавлено сообщение

Re: Нужна помощь специалистов.

А самому подумать некогда?

Re: Нужна помощь специалистов.

Дело в том, что я не силен в электронике (глубоких знаний не имею, только радиокружок в школьные годы) поэтому не могу до конца понять от куда что берется. Вот выяснил про кнопку ШП, а что приэтом происходит в схеме, извините — понятия не имею. Поэтому и прошу помощи у знающих суть. Где находятся эти шумодавы в плате А2 и как их починить, если конечно дело в них. При воспроизведении на слух они работают. И дело совсем не во времени.

Добавлено через 23 минуты
Ещё забыл упамянуть, что заменил DA1 в платах воспроизведения\записи на NE5534P. Ничего больше не трогал. Может из-за них?

Добавлено через 21 час 36 минут
Привет всем ещё раз! Долго лазил по схеме изучая что куда идёт оновременно сверяя с комутационными проводами в самом магнитофоне. И совешенно случаянно обнаружил оборванный провод «обший» в колодке Х5 воткнутой в плату А3. В эту плату впаяны 2 потенциометра Ур\зап и Баланс\зап. Так вот от них шли эти провода на плату А2 в разъем Х11 и всего один провод на кнопку компандерного ШП. А так как колодка Х5 находится прямо под блоком индикации сразу этого обрыва не заметил. Пришлось его снясь. И причина быстро онаружилась. Путём нехитрых манипуляций с паяльником потом контрольная проверка и всё в ожуре. Никаких больше возбудов нигде нет.
Огромное всем Спасибо за помощь. Надеюсь теперь ещё лет 10 не буду его ремонтировать.

Добавлено через 3 минуты

Счтитаю тему закрытой

Последний раз редактировалось Vladimir1972; 22.11.2007 в 12:44 . Причина: Добавлено сообщение

Источник

Оцените статью