- Экспертиза дорог и дорожных покрытий
- В каких случаях требуется проведение экспертизы дорожного покрытия
- Требования к эксперту-строителю
- Методы
- Заключение
- Проведение экспертизы по уголовному делу
- Заключение экспертизы по ремонту дорог
- УТВЕРЖДЕНО распоряжением Росавтодора от 31 марта 2003 года N ИС-216-р
- 1. Общие положения
- 2. Цели и задачи экспертизы дорожных проектов
- 3. Разграничение по проведению экспертизы дорожных проектов
- 4. Порядок представления проектных материалов и организация проведения государственной экспертизы дорожных проектов
Экспертиза дорог и дорожных покрытий
Организация «Центр по проведению судебных экспертиз и исследований АНО «Судебный эксперт», находящаяся в городе Москва, осуществляет проведение экспертиз дорожного покрытия. Подобные экспертные исследования являются разновидностью строительно-технической экспертизы. В качестве инициаторов проведения могут выступить частное лицо, судебный орган или следователь. Стоимость проведения экспертизы дорог и дорожных покрытий определяется судом или следователем или формируется при составлении заказчиком и исполнителем договора.
В каких случаях требуется проведение экспертизы дорожного покрытия
Производство экспертизы дорог может потребоваться в том случае, если сроки строительства/реконструкции дорожного полотна превышены. Эксперт определяет, какой объем работ уже выполнен и сколько осталось выполнить для того, чтобы дорогу можно было эксплуатировать. Также при необходимости определяется и стоимость оставшихся работ по приведению дорожного покрытия в рабочее состояние.
Также данную экспертизу назначают, когда имеются подозрения на то, что бюджет, выделенный на строительство или реконструкцию дороги, превышен. Эксперту в таком случае необходимо установить, на сколько превышен бюджет и какова фактическая стоимость работ. Данная экспертиза может помочь установить факт хищения средств при проведении строительных работ.
Назначение экспертизы дороги может потребоваться заказчикам и в ситуации, когда нужно оценить качество выполненных работ, соответствие их ГОСТ, СНиП и прочим нормативным документам. Для осуществления данной цели необходим выезд эксперта на объект экспертизы с проведением обследования дорожного полотна на предмет наличия на нем дефектов.
Возможно назначение экспертизы дорожного покрытия и перед проведением дорожных работ. Организации, выполняющая данные работы, необходимо определить стоимость предстоящих работ. Для выполнения поставленных задач эксперт также выезжает на объект с целью оценки текущего состояния дороги и производит необходимые расчеты.
Во всех перечисленных выше случаях производство экспертизы поручается квалифицированному эксперту в области строительно-технических экспертиз.
Требования к эксперту-строителю
Эксперт, осуществляющий проведение экспертизы дорожного покрытия, обязан иметь в наличии документы, которые подтверждают его квалификацию как строителя (диплом о высшем образовании, сертификат эксперта в области строительно-технических экспертиз, свидетельства о повышении квалификации и т.д.). Федеральный закон от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» регулирует деятельность эксперта (или комиссии экспертов) во время проведения экспертизы дорог. Эксперт-строитель также предупреждается руководителем экспертной организации об уголовной ответственности за намеренное составление ложного заключения строительной экспертизы дорожного полотна, а также за осознанную дачу в ходе судебного заседания ложных показаний, которая предписывается статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Методы
Для ответов на поставленные вопросы эксперт (комиссия экспертов) пользуется следующими методами:
- Исследование сметного расчета на строительство дороги;
- Обследование дорожного покрытия с целью определения его качества;
- Расчет стоимости ремонта дороги/предстоящих работ по строительству или же реконструкции дороги.
Заключение
Независимая экспертиза дорожного покрытия, выполненная экспертом Центра по проведению судебных экспертиз и исследований АНО «Судебный эксперт», поможет определить текущее состояние дорожного полотна, установить, соответствуют ли выполненные работы смете, определить стоимость ремонтных дорожных работ (уже выполненных или намечающихся).
Проведение экспертизы по уголовному делу
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам» экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях», осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.
Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.
Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.
Так как АНО «Судебный эксперт» является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел «Документы организации»), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.
Источник
Заключение экспертизы по ремонту дорог
от 31 марта 2003 года N ИС-216-р
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» и Положения о разграничении функций между Госстроем России и Минтрансом России по проведению государственной экспертизы и утверждению предпроектной и проектной документации объектов строительства и реконструкции транспортного комплекса:
2. Структурным подразделения Росавтодора, Росдорэкспертизе, управлениям автомобильных магистралей, федеральным управлениям автомобильных дорог, дирекциям строящихся дорог и территориальным управлениям дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации обеспечить выполнение Положения в части, касающейся дорожных объектов, финансируемых полностью или частично из федерального бюджета.
3. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно в срок до 20 марта представлять в Росавтодор перечень проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт территориальных автомобильных дорог и сооружений на них, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, подлежащей экспертизе в Главгосэкспертизе при Госстрое России или в ГУ «Росдорэкспертиза» Минтранса России.
4. Департаменту строительства автомобильных дорог и методологии проектирования (Серегин Н.П.), Департаменту эксплуатации и сохранности автомобильных дорог (Урманов И.А.) и Управлению дорожной политики и развития сети дорог (Беляков С.А.) в недельный срок после утверждения программы проектных работ на текущий год представлять на согласование в Главгосэкспертизу при Госстрое России перечень федеральных автомобильных дорог, проектная документация на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт которых будет проходить экспертизу в Главгосэкспертизе при Госстрое России и в ГУ «Росдорэкспертиза» Минтранса России.
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Министра транспорта Российской Федерации Скворцова О.В.
Первый заместитель Министра
И.Н.Слюняев
УТВЕРЖДЕНО
распоряжением Росавтодора
от 31 марта 2003 года N ИС-216-р
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении государственной экспертизы предпроектной и проектной
документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт
автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» с учетом Положения о разграничении функций по проведению государственной экспертизы и утверждению предпроектной и проектной документации объектов строительства и реконструкции транспортного комплекса между Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству и Министерством транспорта Российской Федерации, утвержденного 15 августа 2002 года.
1.2. Положение устанавливает порядок и сроки проведения экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, финансируемых полностью или частично из федерального бюджета, государственных кредитов, кредитов, получаемых под государственные гарантии, других средств, поступающих в качестве государственной поддержки (далее — дорожные проекты).
1.3. При проведении экспертизы дорожных проектов следует руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящим Положением, а также другими нормативными правовыми актами, регулирующими дорожную деятельность.
1.4. Все дорожные проекты подлежат экспертизе до их утверждения. Утверждение и реализация дорожных проектов без положительного сводного заключения государственной экспертизы не допускается.
1.5. Сводное экспертное заключение органов государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения организациями-заказчиками, органами управления автомобильными дорогами, подрядными, проектными и другими организациями, участвующими в реализации дорожных проектов.
1.6. Порядок проведения государственной экологической экспертизы дорожных проектов в зависимости от воздействия объекта на природную среду и сложности природных условий определен Законом Российской Федерации «Об экологической экспертизе» и Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 года N 698.
Экологические требования к составу, порядку разработки, содержанию материалов экологического обоснования проектных решений определяются Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности, утвержденной приказом Минприроды России от 29.12.95 N 539 и Рекомендациями по учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов, одобренных Федеральной автомобильно-дорожной службой 26.06.95 по согласованию с Минприроды России от 19.06.95 N 03-19/АА.
2. Цели и задачи экспертизы дорожных проектов
Государственная экспертиза является одним из этапов инвестиционного процесса и проводится в целях:
— установления обоснованности, экономической целесообразности и эффективности строительства объекта;
— исключения строительства объектов, не являющихся федеральной собственностью;
— установления соответствия параметров сооружений требованиям действующих нормативных документов;
— установления обоснованности принимаемых решений, их оптимальности;
— проверки полноты материалов для всесторонней оценки возможности строительства объекта;
— проверки обеспечения надежности и долговечности сооружений, их безопасности при эксплуатации;
— оценки предлагаемых технологий и технических решений;
— контроля за определением стоимости объектов;
— всесторонней оценки применения материалов, конструкций и изделий с учетом возможных источников получения и транспортных схем;
— оценки и контроля установления необходимых площадей для отвода земель, возмещения убытков при их изъятии, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;
— проверки требований технических условий и затрат на переустройство инженерных коммуникаций и сооружений.
3. Разграничение по проведению экспертизы дорожных проектов
3.1. Государственная экспертиза предпроектной и проектной документации на дорожные объекты на федеральном уровне проводится:
а) Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации;
б) Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу с участием федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение специализированной экспертизы;
в) Государственной службой дорожного хозяйства Минтранса России (далее — Росавтодор)
3.2. Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации проводит государственную экспертизу предпроектной и проектной документации, подлежащей рассмотрению и утверждению Правительством Российской Федерации.
3.3. Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России (далее — Главгосэкспертиза при Госстрое России) проводит государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию мостов и тоннелей протяженностью более 500 метров, строительства и реконструкции федеральных автомобильных дорог всех категорий и территориальных автомобильных дорог 1-11 технических категорий, финансируемых полностью или частично за счет средств федерального бюджета, государственных кредитов и кредитов, получаемых под государственные гарантии, а также других средств, поступающих в качестве государственной поддержки (далее — средств федерального бюджета), а также по экспериментальным и базовым проектам для массового применения при строительстве и реконструкции автомобильных дорог.
Главгосэкспертиза при Госстрое России проводит государственную экспертизу указанных выше объектов с участием Росавтодора.
3.4. В соответствии с Положением о разграничении функций между Госстроем России и Государственной службой дорожного хозяйства Минтранса России по проведению государственной экспертизы и утверждению предпроектной и проектной документации объектов строительства транспортного комплекса Росавтодор проводит государственную экспертизу по дорожным проектам на основании ежегодно утверждаемого Росавтодором совместно с Главгосэкспертизой при Госстрое России перечня.
3.5. Росавтодор совместно с Главгосэкспертизой при Госстрое России ежегодно определяют и утверждают перечни объектов из числа, указанных в п.3.3 настоящего Положения, рассматриваемых соответственно Росавтодором и Главгосэкспертизой при Госстрое России. Росавтодор в десятидневный срок после согласования и утверждения указанных перечней направляет их заинтересованным организациям.
3.6. Государственную экспертизу дорожных проектов, подлежащих рассмотрению Росавтодором, осуществляет Государственное учреждение по проведению государственной вневедомственной экспертизы Минтранса России (далее — Росдорэкспертиза).
3.7. Органы государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации проводят государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию территориальных автомобильных дорог III-V категорий, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
3.8. В отдельных случаях для проведения комплексной экспертизы проектов на строительство и реконструкцию крупных и сложных дорожных объектов, когда реализация проекта может оказать воздействие на окружающую природную среду двух или нескольких субъектов Российской Федерации, в соответствии с Положением о государственной экологической экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.93* N 942, могут быть созданы межотраслевые экспертные комиссии с участием представителей всех заинтересованных экспертных органов. Сводное заключение должно быть подписано руководителями всех участвующих экспертных органов.
* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: «от 22.09.1993». — Примечание «КОДЕКС».
4. Порядок представления проектных материалов и организация проведения
государственной экспертизы дорожных проектов
4.1. До представления предпроектной и проектной документации на государственную экспертизу заказчики дорожных проектов обязаны проверить ее комплектность, наличие всех необходимых согласований, соответствие утвержденному техническому заданию, а также провести рассмотрение и экспертизу проектных решений с подготовкой соответствующего заключения, подписанного руководителем или главным инженером организации Заказчика.
4.2. Заказчики предпроектной и проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог, мостов и других дорожных сооружений на федеральных автомобильных дорогах по объектам, подлежащим государственной экспертизе в Главгосэкспертизе и Росавтодоре, с учетом положений раздела 3 настоящего Положения, представляют дорожные проекты в Росавтодор с положительным заключением по представленной документации.
4.3. Представление предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию федеральных объектов на государственную экспертизу в Главгосэкспертизу осуществляет Росавтодор, а по дорожным объектам, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации, органы, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Представление на экспертизу проектов дорожных объектов в органы государственной вневедомственной экспертизы субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, определяемом субъектом Федерации.
4.4. Представленная в Росавтодор для проведения государственной экспертизы предпроектная и проектная документация направляется для рассмотрения в Росдорэкспертизу.
4.5. По объектам, подлежащим рассмотрению в Главгосэкспертизе при Госстрое России
4.5.1. Росдорэкспертиза в недельный срок с момента получения документации:
а) регистрирует представленные документы;
б) проверяет их комплектность и наличие всех необходимых согласований.
В случае выявленных указанных выше недостатков Росдорэкспертиза возвращает документацию Заказчику с соответствующей мотивировкой.
В случае выявления некомплектности или выявления недостатков в предпроектной и пpoектной документации, требующих доработки, Заказчик обязан возвратить эту документацию на доработку проектной организации.
4.5.2. Росавтодор после проведения регистрации и проверки представленной документации, в соответствии с п.4.5.1 настоящего Положения, с участием соответствующего структурного подразделения Росавтодора, направляет материалы в Главгосэкспертизу при Госстрое России.
4.6. По дорожным проектам, представляемым на государственную экспертизу в Главгосэкспертизу, Росдорэкспертиза готовит свое экспертное заключение, которое в соответствии с установленным порядком направляется в Главгосэкспертизу не позднее 30 дней с даты направления документации на экспертизу.
4.7. Росдорэкспертиза, соответствующие структурные подразделения Росавтодора, организации-заказчики предпроектной и проектной документации участвуют в ее рассмотрении и подготовке сводного заключения Главгосэкспертизой.
4.8. По объектам, подлежащим рассмотрению Росавтодором, Росдорэкспертиза в срок не более 15 дней:
а) регистрирует представленные документы;
б) проверяет комплектность документации и наличие всех согласований;
в) готовит и предварительно согласовывает с Заказчиком проект договора о проведении экспертизы;
г) направляет Заказчику:
проект договора о проведении экспертизы (при условии соответствия представленных документов установленным требованиям);
уведомление о сроках представления недостающих материалов (в случае несоответствия представленных документов установленным требованиям).
4.9. При неполучении от Заказчика в течение 30 дней подписанного им договора о проведении экспертизы или непредставлении Заказчиком в указанный срок запрашиваемых документов государственная ведомственная экспертиза не проводится, а все документы в 7-дневный срок возвращаются Заказчику.
4.10. Проведение государственной экспертизы дорожных проектов осуществляется Росдорэкспертизой по поручению Росавтодора в следующем порядке:
а) регистрация и предварительное рассмотрение документации с учетом п.4.5.1 настоящего Положения;
б) подготовка и заключение договора с Заказчиком на проведение экспертизы (п.4.8 и 4.9 Положения);
в) подготовка заключения и направление его Заказчику;
г) рассмотрение Заказчиком с участием проектной организации замечаний Росдорэкспертизы и подготовка сводки замечаний;
Источник