- Замена детали или ремонта
- Когда могут отремонтировать, а когда обязаны заменить деталь по ОСАГО?
- Как по закону?
- В каких случаях можно ремонтировать?
- Когда обязаны поменять на новую?
- Что делать если страховщик по ОСАГО ставит деталь в ремонт, а не под замену?
- Окрасят ли деталь?
- Замена неисправной детали: ремонт или модернизация? (Комарова И.)
Замена детали или ремонта
Решение о замене определенной детали (узла, агрегата) автомобиля, или назначение определенного вида ремонта (в основном это касается кузовных элементов), автоэксперт принимает согласно правил и указаний Методического руководства РД 37.009.015-98, которое является основным документом, детализирующим и регламентирующим весь процесс проведения автоэкспертизы. Также при назначении ремонта или замены автоэксперт руководствуется техническими условиями приемки автомобилей в ремонт и что касается автомобилей семейства ВАЗ, руководящим документом «Автомобили. ВАЗ. Кузова. Технология ремонта, окраски и антикоррозийной защиты».
Согласно вышеуказанных документов, автоэксперт принимает решение о замене того или иного элемента кузова или детали автомобиля, руководствуясь экономической целесообразностью восстановления элемента, или его технической возможностью к ремонту. В случае же экономической нецелесообразности восстановления детали (узла, агрегата), в виду индивидуальных особенностей каждого автомобиля (марки, модели, года выпуска и т. д.), то автоэксперт делает заключение о замене данного элемента.
Что касается дорогостоящих агрегатов автомобиля, это двигатель, коробка передач, рулевое управление, мосты, гидроусилитель руля, раздаточная коробка, топливные насосы высокого давления, колесные редукторы и т. д., а также кузова (кабины) автомобиля (а для специализированного транспорта это специальное оборудование, находящееся на шасси автомобиля), то здесь также применяется принцип экономической целесообразности ремонта и требований приемки в ремонт кузовов (кабин) и дорогостоящих комплектующих изделий. Но при принятии решения о замене дорогостоящих комплектующих автомобиля, автоэксперт должен руководствоваться результатами предшествующей этому разборке агрегата и последующей деффектовке, результаты которой (заключение с СТО), как правило прилагаются к экспертному заключению о стоимости восстановительного ремонта автомобиля.
Что же касается автомобилей, находящихся на гарантийном или постоянном фирменном обслуживании (как правило это автомобили иностранного производства), то при назначении ремонта или замены той или иной детали (узла, агрегата) автомобиля, автоэксперт должен руководствоваться спецификой изготовления элемента (материал из которого изготовлена деталь, целостность и неделимость данного узла (агрегата) и т. д.), а также всеми требованиями завода-изготовителя данного транспортного средства, позволяющими довести его до состояния, которое необходимо для возобновления гарантийных или фирменных обязательств. Состояние гарантийного (фирменного) обслуживания, должно подтверждаться соответствующими записями в сервисной книжке автомобиля.
Источник
Когда могут отремонтировать, а когда обязаны заменить деталь по ОСАГО?
- При назначении ремонтных воздействий страховщики обязаны использовать Единую методику ОСАГО.
- Важнейшую роль при этом играет технология предприятия-изготовителя. Именно технологией производителя автомобиля предусмотрено, какие детали и при каких повреждениях можно ремонтировать, а какие нужно менять.
- В любом случае замене подлежат элементы, которые отвечают или задействованы в системах безопасности авто.
- Но деталь может быть переустановлена не только полностью (в сборе), но и только её составной частью.
- При спорах со страховщиком о замене или ремонте всё будет зависеть от результатов экспертизы.
- Также деталь могут не поставить в окраску, так как есть исключения.
Очень часто владельцы поврежденных в ДТП автомобилей задаются вопросом, почему им выплатили так мало денег на ремонт по ОСАГО или почему СТО требует доплатить за восстановление машины. Чтобы ответить на данные вопросы, нужно понимать, правильно ли страховая компания считала стоимость ремонта, какие ремонтные воздействия: замена или ремонт назначались по конкретной детали. О том, когда должны менять деталь, а когда ремонтировать, и пойдет речь в данной статье по данным, актуальным на 2021 год.
Как по закону?
Первично, решение о том, менять или ремонтировать поврежденный элемент, принимает эксперт или оценщик страховой компании при осмотре вашего авто. Эти данные он обязан отразить в акте осмотра, который вы в дальнейшем будете подписывать. В связи с этим внимательно изучайте акт перед подписанием и в случае несогласия с ним вносите свои замечания.
В акте осмотра должны быть указаны следующие характеристики:
- вид повреждения детали,
- характер повреждения,
- его объем,
- место расположения.
Считать стоимость восстановительного ремонта по ОСАГО можно только по Единой методике (ЕМР), а посмотреть типовые определения и характеристики повреждений, применяемые при осмотре и расчетах, можно в Приложении 2 к ЕМР.
Именно по этим характеристикам и будет приниматься решение о замене или ремонте конкретной детали, запчасти или узла.
При этом, главными документами при оценке повреждений и выбора способа их устранения будет техническая документация изготовителя транспортного средства. Ведь по ОСАГО восстановительный ремонт должен соответствовать технологии предприятия-изготовителя.
В каких случаях можно ремонтировать?
При назначении восстановления какого-либо элемента машины необходимо, чтобы соблюдались следующие принципы:
- результат ремонта должен соответствовать доаварийному состоянию автомобиля,
- должна быть техническая возможность ремонта,
- и непременна экономическая целесообразность такого восстановления.
Если хотя бы один из вышеуказанных принципов нарушается, то значит, что провести качественный и полноценный ремонт детали не получится.
Более того, ремонт конкретного компонента, узла или агрегата может быть прямо запрещен по технологии изготовителя. К таким деталям, как правило, относятся детали из полимерных материалов (в основном, пластика), пластиковые элементы приборов освещения и элементы систем безопасности.
Но возможность ремонтных воздействий зависит еще от вида и характера повреждений детали.
Такие элементы, как бамперы, спойлеры, молдинги очень часто после ДТП имеют повреждения в виде изломов. А изломы элементов из полимерных материалов у большинства производителей не подлежат ремонту. А вот небольшие трещины размером до 10 см могут быть склеены.
При повреждении креплений элементов (разрывы) все зависит от того, есть ли у производителя соответствующий ремонтный комплект для них. Если нет, то элемент подлежит замене.
Когда обязаны поменять на новую?
Замена может назначаться как целиком на всю деталь или элемент, так и на его составную часть. При этом, должны устанавливаться новые запасные части, как правило, оригинальные (исключение, если производитель допускает установку неоригинальных запасных частей).
В зависимости от конструкции элемента, например, двери, замене может подвергаться как вся дверь, так и только наружная её панель, если такая присутствует и была повреждена. Но если повреждения панелей двери располагаются в месте, где ходит стекло, тогда дверь меняют целиком.
Если деформации подвергается элемент или составная часть элемента которые предназначены для пассивной и общей безопасности, то они подлежат только замене.
Приведем пример некоторых повреждений оперения кузова (элементов кузова) при которых должна назначаться исключительно замена детали:
- разрыв,
- складки металла,
- залом металла,
- глубокая деформация с вытягиванием металла,
- сложное повреждение ребер жесткости.
Детали с такими повреждениями требуют замены на новые.
Но если повреждения не сильные, то страховщики часто назначают ремонт, так как это дешевле, чем её замена на новую.
Что делать если страховщик по ОСАГО ставит деталь в ремонт, а не под замену?
В ситуации, когда страховая компания недобросовестно исполняет свои обязательства и неправильно считает ущерб от ДТП, ставя в калькуляции ремонт вместо замены детали, необходимо обращаться к ней письменно с заявлением о разногласиях (ранее это была досудебная претензия). При этом не обязательно проводить свою независимую экспертизу, достаточно обратиться по стандартной форме и указать на ошибки страховщика.
Пунктом 11 статьи 12 Закона об ОСАГО установлено, что при наличии противоречий между потерпевшим и СК относительно повреждений автомобиля независимая экспертиза организуется страховщиком. Об этом необходимо напомнить компании и потребовать проведения такой экспертизы.
Если страховщик не удовлетворит ваши требования, тогда стоит направить обращение финансовому уполномоченному. Он вправе назначить и провести свою экспертизу, по результатам которой и вынесет решение. Подробную статью о правильном обращении к финупу мы приводили ранее.
На данном этапе вам желательно направить уполномоченному не только своё обращение и минимальный необходимый комплект документов, но также и фотографии повреждений. Особенно стоит уделить внимание спорному элементу. Качественные фотографии помогут эксперту, который будет делать экспертизу, более точно определить необходимое ремонтное воздействие. Качество фотографий страховщика, которые они предоставляют финансовому уполномоченному, может быть плохое, поэтому лучше фотографировать самим.
Если вас не устроит решение финупа, и вы будете твердо уверены, что деталь обязаны менять, а не ремонтировать, тогда этот вопрос будет уже разрешаться в суде. Порядок подачи искового заявления мы также приводили в специальной статье.
При этом надо учитывать, что в суде по данному вопросу придется просить назначить судебную экспертизу, а она стоит достаточно много денег. Поэтому необходимо изначально соотносить возможные затраты на доказывание своей правоты в суде и риски оплаты расходов в случае, если результат экспертизы и решение суда будет не в вашу пользу.
Таким образом, общий порядок действий такой:
- при обнаружении, что страховщик посчитал восстановление детали, а не замену, в первую очередь пишем заявление о разногласиях в страховую с требованием провести независимую экспертизу,
- при неудовлетворении ваших требования или отрицательном результате обращаемся к финансовому уполномоченному,
- и, наконец, обращаемся в суд, если решение финупа вас не устроит.
Окрасят ли деталь?
Новую деталь или ту, которую отремонтировали после ДТП, необходимо красить. По методике ОСАГО окраска назначается в минимально допустимом технологией производителя объеме.
Но есть условия, при которых такая покраска не назначается:
- если была сквозная коррозия,
- когда до ДТП уже требовалась окраска более 25% поверхности,
- если цвет поврежденной детали не соответствует основному цвету кузова (за исключением спецокраски).
Если машину ремонтировали в автосервисе по направлению страховщика, то гарантийный срок на окраску будет 12 месяцев. Но не обязательно ждать, пока дефекты проявятся, указать на некачественную окраску детали можно и даже нужно еще при приемке автомобиля.
Даже не будучи экспертом, можно заметить некоторые распространенные недостатки окраски:
Если вы обнаружите что-то из перечисленного, обязательно укажите это в акте выполненных работ или другом, который будет составлен при приёме машины после ремонта.
Источник
Замена неисправной детали: ремонт или модернизация? (Комарова И.)
Дата размещения статьи: 22.04.2016
Основные средства, к примеру оборудование, обычно состоят из множества деталей. И если какая-либо из них ломается, то для того, чтобы объект вновь стал работоспособным, ее нужно просто заменить. Но как такая операция для целей налогообложения прибыли рассматривается: как обычный ремонт или же как модернизация ОС? От ответа на этот вопрос зависит и порядок списания соответствующих затрат в налоговом учете.
Порядок учета расходов на ремонт основных средств установлен ст. 260 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс). Пунктом 1 данной нормы закреплено, что расходы на ремонт ОС, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Сразу скажем, что Кодекс позволяет компаниям «резервировать» расходы на предполагаемый ремонт. Однако это право организации, а не обязанность (п. 3 ст. 260 НК РФ, Письмо Минфина от 19 октября 2012 г. N 03-03-06/4/104). И в случае если принято соответствующее решение, то расходы на ремонт списываются за счет одноименного резерва.
Ремонт в учете
Необходимо помнить, что для целей налогообложения прибыли признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы. То есть затраты в любом случае должны отвечать критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса.
Если мы говорим о затратах на ремонт амортизируемого имущества, то возможны две ситуации: компания делает его самостоятельно либо с помощью подрядчиков.
Первый случай в плане налогового учета считается более сложным. Однако на самом деле все довольно просто:
1) стоимость материалов и инструментов, приобретенных для ремонта, включаем в состав прочих расходов на дату их передачи для выполнения ремонтных работ (п. п. 2 — 5 ст. 272 НК РФ);
2) «входной» НДС по названным материалам и инструментам принимаем к вычету в общем порядке — после принятия их на учет и при наличии соответствующих счетов-фактур (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ);
3) зарплату сотрудников, которые заняты ремонтными работами, равно как и начисленные на нее взносы во внебюджетные фонды, списываем на последнее число месяца, за который они начислены (п. 4 ст. 272 НК РФ).
В бухгалтерском учете расходы на ремонт ОС (амортизационные отчисления, расходы на материалы, страховые взносы и зарплата), произведенный силами налогоплательщика, отражаются проводками:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 02 (10, 69, 70).
Во втором случае, когда ремонт осуществляется с привлечением подрядчиков, соответствующие расходы признаются на дату подписания акта о выполнении работ (п. п. 2 — 5 ст. 272 НК РФ). В свою очередь «входной» НДС, предъявленный подрядчиком, принимается к вычету после подписания названного акта на основании счета-фактуры, выставленного подрядчиком.
В бухгалтерском учете затраты на ремонт, произведенный подрядчиком, оформляем следующей проводкой:
Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Модернизация ОС
В то же время далеко не все «манипуляции» с основными средствами в целях исчисления налога на прибыль относятся к ремонту. Так, согласно п. 5 ст. 270 Кодекса расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов ОС, за исключением расходов, указанных в п. 9 ст. 258 Кодекса (амортизационная премия), не учитываются в целях налогообложения. Такие затраты в силу положений п. 2 ст. 257 Кодекса увеличивают первоначальную стоимость ОС. И, соответственно, они списываются через механизм амортизации.
Отличительные признаки
Очевидно, что организациям более выгодно все расходы на усовершенствование ОС рассматривать именно как затраты на ремонт. Ведь в этом случае их можно будет учесть единовременно, а не списывать через амортизацию. Однако столь же очевидно, что вольный подход к разрешению данного вопроса вряд ли встретит одобрение со стороны налоговых органов.
Таким образом, для целей налогообложения прибыли необходимо четко разделять, когда имеет место обычный ремонт ОС, а в каких случаях — его модернизация, реконструкция и т.п.
Для разрешения данной проблемы нам опять же придется обратиться к положениям п. 2 ст. 257 Кодекса. Данной нормой определено, что к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых ОС, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
В свою очередь, реконструкцией считается переустройство существующих объектов ОС, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. Ну и, наконец, к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей ОС или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Так в чем же, собственно говоря, отличие между ремонтом и модернизацией? В первую очередь данные мероприятия различаются по цели их проведения. Ремонт делается для восстановления и поддержания в исправном, то есть в рабочем, состоянии объекта ОС. Цель же модернизации, реконструкции и т.п. — усовершенствовать объект. То есть у объекта при этом меняются его технические характеристики — повышается мощность, производительность и т.д. и т.п. То есть определяющее значение имеет изменение технологического или служебного назначения оборудования или приобретение им других новых качеств. При этом стоимость проведения работ, в соответствии с гл. 25 Кодекса, не является критерием для разграничения ремонта и модернизации (см., напр., Письмо Минфина от 22 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/289).
Ремонт «плюс» модернизация
В теории все более-менее понятно. На практике же подобного рода разграничения далеко не всегда очевидны. Самая распространенная ситуация — в связи с поломкой оборудования нужно заменить его определенную деталь. В данном случае цель такой замены — восстановить работоспособность оборудования. Как видим, имеются все признаки ремонта, но. Вопросов не возникает только в том случае, если сломанная деталь будет заменена на точно такую же. Тогда, действительно, оборудование, можно сказать, возвращается в исходное состояние. А раз нет каких-либо изменений, которые отразились бы на технологических характеристиках объекта, то «ремонтные» затраты списываются в налоговом учете единовременно.
Между тем на практике далеко не всегда можно сломанную деталь заменить на точно такую же — ее просто может не быть в продаже или вообще сняли с производства, поскольку она устарела, не выдерживает заявленных нагрузок и т.д. и т.п. Если получится найти запчасть для оборудования, у которой будут аналогичные характеристики, то риск того, что ремонт будет переквалифицирован в модернизацию, не так уж и велик.
Наиболее спорным вопросом является правомерность отнесения расходов на ремонт, если замена произведена на такую деталь, которая по своим техническим параметрам превосходит вышедший из строя механизм.
Официально и. неопределенно
Подобные вопросы не раз были предметом рассмотрения контролирующих органов. Собственно говоря, и позиция чиновников достаточна определенна. К примеру, рассматривая замену деталей в компьютере, Минфин указывает на то, что замена в компьютере любой детали может привести к изменению эксплуатационных характеристик. А стало быть, когда замена системного блока и мышек для компьютера, осуществляемая по причине их морального износа, влечет за собой изменение эксплуатационных характеристик компьютера и приводит к изменению его функционального назначения, указанные затраты относятся к расходам по модернизации ОС и увеличивают его первоначальную стоимость (см., напр., Письмо Минфина России от 14 ноября 2008 г. N 03-11-04/2/169). В Письме от 6 ноября 2009 г. N 03-03-06/4/95 представители Минфина России пришли к выводу, что замена отдельных элементов компьютера на новые по причине морального износа не может рассматриваться как ремонт компьютера и является его модернизацией.
Однако здесь все же остаются вопросы: а что если деталь меняется на более «продвинутую» не потому, что ее «предшественница» морально устарела, а поскольку та сломалась? И как интерпретировать то, что при замене на «продвинутую» деталь ее функциональное назначение останется неизменным?
На самом деле несколько ранее (см. Письмо Минфина России от 18 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/358) чиновники были более конкретны. Они заявили, что замена неисправных деталей на новые, с улучшенными характеристиками, однозначно является техническим перевооружением основного средства — со всеми, что называется, вытекающими.
Судебный «фильтр»
Поскольку в последних разъяснениях чиновников определенности недостаточно, прояснить ситуацию можно посредством анализа соответствующей судебной практики. А она свидетельствует о том, что расходы на замену детали на более улучшенную вовсе не нужно «амортизировать».
Так Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 1 декабря 2015 г. по делу N А78-3907/2015 выяснил, что при замене неисправных деталей на более современные запчасти эксплуатационные показатели объекта при этом улучшились. Тем не менее судьи сочли, что замена все равно не является модернизацией. Они указали, что главной целью ремонта является замена изношенных или неисправных деталей конструкции, устранение выявленных неисправностей, наличие которых делает затруднительной эксплуатацию основного средства. При этом новые детали, установленные на место изношенных, могут быть более современными и улучшать эксплуатационные характеристики самого объекта. Но это все «вписывается» в ремонт.
В Постановлении ФАС Центрального округа от 9 февраля 2010 г. по делу N А14-14803/2008/500/24 судьи отметили, что в целях восстановления работоспособности станка установка более современных деталей, не повлекшая принципиальных изменений его технических показателей, не может являться доказательством технического перевооружения и модернизации.
А ФАС Московского округа в Постановлении от 23 июля 2008 г. N КА-А40/6654-08 по делу N А40-43400/07-108-247 указал, что при разграничении модернизации и ремонта ОС определяющее значение имеет не то, как изменились его эксплуатационные характеристики, а тот факт, что сохраняется работоспособность инвентарного объекта, не изменившего своих функций в целом. Следовательно, затраты по замене вышедших из строя элементов основного средства в любом случае относятся к расходам на ремонт ОС.
Кто не рискует
Как видим, судебная практика по рассматриваемому вопросу складывается в пользу налогоплательщиков. Между тем стоит признать, что компаниям это свое право, скорее всего, придется отстаивать в суде. Думается, что при таких обстоятельствах, прежде чем идти на конфликт с налоговиками, следует взвесить все «за» и «против» и как минимум ответить себе на вопрос: а стоит ли оно того? В зависимости от конкретной ситуации ответ на него может разниться.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
Вернуться на предыдущую страницу
Источник