Замена окон это текущий или капитальный ремонт судебная практика

Содержание
  1. Замена окон это текущий или капитальный ремонт судебная практика
  2. Замена окон это текущий или капитальный ремонт судебная практика
  3. Общество арендует офисные помещения, в которых планирует произвести замену старых пластиковых окон на новые. В договоре имеются условия о проведении арендодателем капитального ремонта, а обязанности по текущему ремонту отнесены на арендатора. В настоящий момент стороны планируют заключить дополнительное соглашение к договору аренды, в котором будет указано, что арендодатель согласен на установку арендатором за свой счет новых окон в арендуемых помещениях без возмещения стоимости окон арендодателем. 1. К какому виду ремонта относится замена окон — к текущему или капитальному? 2. Сможет ли арендатор отнести на себестоимость затраты по установке новых пластиковых окон? 3. Какая формулировка расходов по замене окон (капитальный ремонт, текущий ремонт, неотделимые улучшения, иное) должна содержаться в соглашении к договору во избежание нарушений налогового законодательства?

Замена окон это текущий или капитальный ремонт судебная практика

Главная страница Форум Гарант

Вот собственно возникло стойкое желание осуществить замену деревянных окон в нежилом помещении на пластиковые.
Встал вопрос — это капитальный или текущий ремонт?

Согласно ГрК капремонт —
замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;

Может есть какие-то разъяснения Минстроя?

текущий вроде
Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» (утв. приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1988 г. N 312) в помощь)

4. Текущий ремонт зданий и объектов

4.1. Текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом Прил. 6, а состав основных работ по текущему ремонту — в рекомендуемом Прил. 7.
4.2. Текущий ремонт должен выполняться по пятилетним (с распределением заданий по годам) и годовым планам.
Годовые планы (с распределением заданий по кварталам) должны составляться в уточнение пятилетних с учетом результатов осмотров, разработанной сметно-технической документации на текущий ремонт, мероприятий по подготовке зданий и объектов к эксплуатации в сезонных условиях.
4.3. Приемка законченного текущего ремонта жилых зданий должна осуществляться комиссией в составе представителей жилищно-эксплуатационной, ремонтно-строительной (при выполнении работ подрядным способом) организаций, а также домового комитета (правления ЖСК, органа управления жилищным хозяйством организации или предприятий министерств и ведомств).
Приемка законченного текущего ремонта объекта коммунального или социально-культурного назначения должна осуществляться комиссией в составе представителя эксплуатационной службы, ремонтно-строительной (при выполнении работ подрядным способом) организации и представителя соответствующего вышестоящего органа управления.
Порядок приемки жилых зданий после текущего ремонта должен устанавливаться Минжилкомхозами (Минкомхозами) союзных республик, а объектов коммунального и социально-культурного назначения — соответствующими органами отраслевого управления.
4.4. При производстве текущего ремонта зданий подрядным способом следует применять принципы ценообразования и порядок оплаты выполненных работ, предусмотренные для капитального ремонта.
4.5. Текущий ремонт жилых и подсобных помещений квартир должен выполняться нанимателями этих помещений за свой счет на условиях и в порядке, определяемых законодательством союзных республик. Перечень работ по ремонту квартир, выполняемых нанимателями за свой счет, приведен в рекомендуемом Прил. 8. Эти работы должны выполняться за счет средств эксплуатирующей организации, если они вызваны неисправностью элементов здания (кровли, инженерных систем и др.), техническое обслуживание и ремонт которых входят в ее обязанности.

Приложение N 7
(рекомендуемое)
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ РАБОТ ПО ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ЗДАНИЙ И ОБЪЕКТОВ
.
Оконные и дверные заполнения, светопрозрачные конструкции

1. Смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.).
2. Постановка доводчиков, пружин, упоров и пр.
3. Смена оконных и дверных приборов.
4. Замена разбитых стекол, стеклоблоков.
5. Врезка форточек.
.

не подходит ведь

1.1. Настоящее Положение устанавливает состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее здания и объекты) по перечню согласно СНиП 2.08.02-85 независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Замена окон не влечет за собой изменений характеристик нежилого помещения. Точно не кап ремонт. модернизация,не?

а твое нежилое под «объектов коммунального и социально-культурного назначения» не подходит?

по крайней мере на этот док ссылаются во всяких разъяснениях по нежилым

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР
ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 1973 г. N 279

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
О ПРОВЕДЕНИИ ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

тут написано, что любая замена чего бы то ли было = кап.ремонт.

но здания ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ

Алика Пишет:
——————————————————-
> а твое нежилое под «объектов коммунального и
> социально-культурного назначения» не подходит?
>
> по крайней мере на этот док ссылаются во всяких
> разъяснениях по нежилым

у него ж, поди, с назначением «административно-общественное», а это — хз, но под коммунальные, имхо, не подходит))

Семь Пишет:
——————————————————-
> хз, у нас загвоздка еще в том, что если капремонт,
> то нужен проект на капремонт.
> А это глупость получается — чего там
> проектировать.

модернизация — тоже нужен проект.
кто с тебя спросит, чтО это?
ФНС или кто?
проект на капремонт по замене окон лехко выполнит аккредитованная коммерческая организацыя))
красиво будет.
и за деньги ))

1.6.1. Полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов.

ну повезло)
делайте неполную смену)

На что ссылаться — не ведаю, но мы проводили как текущий и никто нас не наказал.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2011 г. по делу N А53-13387/2010

интересное дельце по ходу попалось: арендатору пришлось доказывать, что произведен именно кап.ремонт.
не доказал.

> от 28 января 2011 г. по делу N А53-13387/2010

интересно, почему общежитие отнесли к категории производственных зданий и сооружений

СКО? да, они «оригиналы». мы на них тоже с большой осторожностью ссылаемся. Уральский тоже туда.

Мазухина Анна Пишет:
——————————————————-
> СКО? да, они «оригиналы». мы на них тоже с большой
> осторожностью ссылаемся. Уральский тоже туда.

хорошо, что тебя не слышит товарищ Абгемахт.

1.1. Настоящее Положение устанавливает состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее здания и объекты) по перечню согласно СНиП 2.08.02-85 независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

и никто не открыл СНиП 2.08.02-89 и приложение 1 к нему. Там четко указано, какие здания

К какому ремонту (текущему или капитальному) нужно отнести частичную замену окон и дверей в государственном (муниципальном) учреждении (замена производится в одной группе детского сада)?

Читайте также:  Лайфхаки для ремонта ванной комнаты

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопросы отнесения работ по замене окон и дверей к капитальному или текущему ремонту не относятся к компетенции бухгалтерской службы государственного (муниципального) учреждения и окончательно могут быть разрешены только соответствующими техническими специалистами.

Обоснование вывода:
Вопросы отнесения строительных работ к капитальному или текущему ремонту, реконструкции не относятся к компетенции бухгалтерской службы государственного (муниципального) учреждения и окончательно могут быть разрешены только соответствующими техническими специалистами. В то же время обеспечение целевого использования средств бюджетных субсидий, средств ОМС и иных целевых средств является одной из функций бухгалтерии (финансово-экономической службы). Поэтому в тех случаях, когда для отнесения расходов на тот или иной вид финобеспечения (на определенный код бюджетной классификации) принципиальное значение имеет характер строительных работ, ответственному сотруднику бухгалтерии желательно в письменном виде перед осуществлением расходов поставить соответствующие вопросы перед руководителем учреждения и (или) профильным структурным подразделением учреждения. И только после получения заключения о квалификации работ в качестве текущего ремонта (капитального ремонта, реконструкции) должны осуществляться кассовые расходы по оплате соответствующих обязательств.
Если же описанный выше порядок работы не соблюдается и сотрудники бухгалтерии (финансово-экономической службы) самостоятельно определяют характер строительных работ с целью отнесения расходов на определенный вид финобеспечения (определенный КБК), то они тем самым, по сути, берут на себя ответственность за возможные последствия такого решения.
Вывод о возможности отнесения конкретных работ к работам по текущему или капитальному ремонту является всего лишь суждением непрофильных специалистов.
Специалисты Минфина России, руководствуясь приведенными выше аргументами, как правило, не дают письменных разъяснений по вопросам определения характера строительных работ с целью отнесения расходов на определенный вид финобеспечения (определенный КБК). При этом они указывают, что предоставление разъяснений по вопросам отнесения работ к капитальному ремонту относится к компетенции Минстроя России, за которым закреплены функции по нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038).
При определении возможности отнесения конкретных работ к работам по капитальному ремонту прежде всего необходимо руководствоваться нормами п.п. 14.2, 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. В свою очередь, указание на порядок квалификации работ в качестве работ по текущему ремонту содержится в ч. 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ.
Подзаконные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми работы могут быть отнесены к текущему или капитальному ремонту, должны применяться во взаимосвязи с положениями Градостроительного кодекса РФ (то есть в части, не противоречащей ему). К таким документам, в частности, относятся:
— Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее — Положение N 279);
— Ведомственные строительные нормативы (ВСН) N 58-88 (р), утвержденные приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312;
— письмо Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий»;
— Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденная постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1.
Положения перечисленных выше документов, продолжающих действовать и в настоящее время, дают определенные основания для отнесения работ по замене окон и дверей к работам по капитальному ремонту (смотрите раздел VI «Окна, двери и ворота» Приложения 8 «Перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений» к Положению N 279, где указано: «Полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов»). Указанные основания используются проверяющими органами для обоснований нарушения применения бюджетной классификации (смотрите, например, решение Курганского областного суда от 17.07.2015 по делу N 21-168/2015). При этом отдельные работы при замене окон и дверей, квалифицированные как работы по капитальному ремонту, также могут послужить поводом для претензий со стороны проверяющих органов (смотрите, например, решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2016 по делу N А70-272/2016, решение Центрального районного суда г. Тюмени Тюменской области от 16.03.2016 по делу N 12-112/2016).
Однако, как мы уже указывали, заключение о соответствии данных положений действующим в настоящее время нормам Градостроительного кодекса РФ и о возможности отнесения работ по замене окон к работам по текущему или капитальному ремонту могут дать только профильные технические специалисты.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Источник

Замена окон это текущий или капитальный ремонт судебная практика

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Общество арендует офисные помещения, в которых планирует произвести замену старых пластиковых окон на новые. В договоре имеются условия о проведении арендодателем капитального ремонта, а обязанности по текущему ремонту отнесены на арендатора. В настоящий момент стороны планируют заключить дополнительное соглашение к договору аренды, в котором будет указано, что арендодатель согласен на установку арендатором за свой счет новых окон в арендуемых помещениях без возмещения стоимости окон арендодателем.
1. К какому виду ремонта относится замена окон — к текущему или капитальному? 2. Сможет ли арендатор отнести на себестоимость затраты по установке новых пластиковых окон? 3. Какая формулировка расходов по замене окон (капитальный ремонт, текущий ремонт, неотделимые улучшения, иное) должна содержаться в соглашении к договору во избежание нарушений налогового законодательства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Замена окон на пластиковые, по нашему мнению, может быть отнесена либо к капитальному ремонту, либо к капитальным вложениям в неотделимые улучшения арендованного помещения.
2. В зависимости от формулировок дополнительного соглашения к договору аренды Общество сможет отнести на расходы в целях налогообложения прибыли затраты по установке новых пластиковых окон двумя альтернативными способами:
— как расходы на ремонт арендованных основных средств в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат;
— путем начисления амортизации неотделимых улучшений в арендованное имущество в течение срока аренды помещений.
3. Рекомендуем предусмотреть в дополнительном соглашении к договору аренды помещений формулировки, которые позволят отнести затраты арендатора на замену окон либо к расходам на капитальный ремонт арендованного помещения, либо к капитальным вложениям в неотделимые улучшения арендованного имущества. Полагаем, что будет неправильным назвать замену окон на пластиковые текущим ремонтом помещений.

Обоснование вывода:
Обязанности сторон по содержанию арендованного имущества определены ст. 616 ГК РФ. Обязанность производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества лежит на арендодателе (если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды). Производить за свой счет текущий ремонт, согласно п. 2 ст. 616 ГК РФ, должен арендатор, если иное не установлено законом или договором аренды.
В рассматриваемом случае распределение обязанностей по содержанию и ремонту имущества, переданного в аренду, предусмотрено договором аренды в соответствии с ГК РФ.
Если арендатор хочет провести капитальный ремонт самостоятельно и за свой счет, то эту обязанность ему следует предусмотреть в договоре (или дополнительном соглашении к нему). При этом следует иметь в виду возложение договором аренды на арендатора обязанности по проведению капитального и текущего ремонта не является согласием арендодателя на производство неотделимых улучшений (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.07.2008 N Ф04-3995/2008(7474-А03-12). Поэтому на проведение неотделимых улучшений должно быть дополнительное согласие арендодателя.
Статьей 623 ГК РФ предусмотрена возможность осуществления арендатором за счет собственных средств и с согласия арендодателя неотделимых улучшений арендованного имущества.
Отметим, что ГК РФ не дает точных указаний, какие именно улучшения следует считать неотделимыми. В п. 2 ст. 623 ГК РФ лишь указано, что таковыми признаются улучшения, которые нельзя отделить от имущества без вреда для него. Таким образом, после того как неотделимые улучшения были произведены, использовать имущество без них уже не получится, так как из-за демонтажа улучшений произойдет нарушение целостности объекта или его потребительских свойств.
К неотделимым улучшениям относятся, например, работы по устройству капитальных перегородок, увеличению их высоты, перепланировке помещений, установке покрытия на пол, замене окон или дверей (постановления АС Московского округа от 28.09.2016 N Ф05-13455/2016, ФАС Уральского округа от 16.07.2007 N Ф09-5388/07-С6, от 03.04.2007 N Ф09-2239/07-С6, от 16.01.2006 N Ф09-4404/05-С4; Третьего ААС от 04.08.2009 N 03АП-2553/2009, определение АС Красноярского края от 22.07.2008 N А33-15043/2006-К1).
1. При разграничении текущего и капитального ремонта и реконструкции, по мнению финансовых органов, следует руководствоваться (письма Минфина России от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794; от 24.03.2010 N 03-11-06/2/41, от 28.07.2009 N 03-03-06/1/494):
— Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000 (утверждено постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279) (далее — Положение);
— Ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (Р) (утверждены приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312) (далее — Нормы ВСН 58-88 (р));
— письмом Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий».
В соответствии с письмом Минфина России от 14.01.2004 N 16-00-14/10 основанием для определения видов ремонта должны являться соответствующие документы, разработанные техническими службами организаций в рамках системы планово-предупредительных ремонтов.
В налоговом законодательстве понятие «ремонт» не раскрывается. В связи с этим можно использовать соответствующие положения отраслевых нормативных актов на основании п. 1 ст. 11 НК РФ.
Согласно определениям, данным в Ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р), при текущем и капитальном ремонте происходят устранение неисправностей и замена конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, поддержание и улучшение эксплуатационных показателей.
В Приложении 3 к Положению приведен примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту. Это Положение на сегодняшний день является единственным документом, регулирующим порядок проведения капитального и текущего ремонта объектов недвижимости, и в настоящее время действует в части, не противоречащей гражданскому законодательству. В соответствии с п. 3.4 Положения к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий, сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей. К капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене отдельных частей зданий (сооружений) или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования в связи с их физическим износом и разрушением на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели (п. 3.11 Положения). При этом перечень капитальных работ приведен в Приложении 8 к Положению.
В п. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ установлено, что при проведении капитального ремонта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Отметим также, что согласно п. 3.8 Методики определения стоимости строительной продукции (МДС 81-35.2004) к капитальному ремонту зданий и сооружений относятся работы по восстановлению или замене их отдельных частей или целых конструкций, деталей и инженерно-технического оборудования — в связи с их физическим износом и разрушением — на более долговечные и экономичные, улучшающие их эксплуатационные показатели.
Исходя из вышеизложенных разъяснений, замену окон на пластиковые, по нашему мнению, можно отнести к капитальному ремонту.
Поддерживают данную точку зрения и суды (постановления ФАС Московского округа от 03.12.2010 N КА-А40/14164-10-2, от 16.01.2003 N КА-А40/8739-02, ФАС Уральского округа от 22.05.2007 N Ф09-3656/07-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 25.09.2006 N Ф04-6044/2006(26466-А81-31), ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2006 N А56-28039/2005, от 12.10.2005 N А56-2062/2005).
Налоговые органы также согласны, что расходы предприятия по замене окон следует рассматривать как расходы по капитальному ремонту (письмо Управления МНС по г. Москве от 14.03.2001 N 03-12/12286).
2. Налогоплательщик согласно п. 1 ст. 252 НК РФ уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Исключение составляют расходы, указанные в ст. 270 НК РФ. Расходами в целях налогообложения прибыли признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Как было указано выше, замена в арендуемом помещении окон на пластиковые в зависимости от формулировок договора аренды (дополнительного соглашения к нему) может быть квалифицирована как осуществление капитальных вложений в неотделимые улучшения арендованного имущества, или как капитальный ремонт арендуемых помещений.
Так, в письме Минфина России от 16.10.2007 N 03-03-06/2/191 указано, что арендатор должен самостоятельно определить, какие расходы являются расходами на ремонт арендованного помещения, а какие — капитальными вложениями в форме неотделимых улучшений в объект арендуемых основных средств, исходя из стоимости неотделимых улучшений, условий договора, составленной сметы на проведение ремонтных работ и т.д.
Если в планируемом дополнительном соглашении к договору аренды на арендатора будет возложена обязанность производить капитальный ремонт арендованных помещений, в частности в виде замены окон, то для Общества затраты на замену окон будут расходами на ремонт арендованных основных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, являются прочими расходами и признаются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Отметим, что налоговое законодательство при определении налоговой базы по налогу на прибыль не ставит ремонтные расходы в зависимость от вида произведенного ремонта (текущего, среднего или капитального) или способа его осуществления (хозяйственный или подрядный) (письмо Минфина России от 03.11.2006 N 03-03-04/1/718).
Таким образом, если договором аренды (или дополнительным соглашением к нему) прямо предусмотрено проведение капитального ремонта в виде замены окон на пластиковые силами арендатора, такие затраты учитываются при налогообложении прибыли Общества в полном размере на основании п. 2 ст. 260 НК РФ.
Если же в дополнительном соглашении арендодатель согласует производство арендатором неотделимых улучшений, налоговый учет у арендатора будет другим.
Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем; а капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования (далее — СПИ).
Капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом СПИ, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19.07.2012 N 03-03-06/1/345.
Обращаем внимание, что амортизироваться могут только те капитальные вложения, которые произведены с согласия арендодателя (абзац 4 п. 1 ст. 256 НК РФ). В противном случае учесть затраты на них нельзя (письмо УФНС России по г. Москве от 24.03.2006 N 20-12/25161, постановление ФАС Поволжского округа от 11.05.2011 N А65-12958/2010).
При общей системе налогообложения амортизация начисляется в течение всего срока аренды, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода улучшений в эксплуатацию. Важно, что при расчете нормы амортизации за основу берется срок полезного использования арендуемого объекта имущества. Так как речь идет о недвижимости, сроки амортизации улучшений могут быть длительными (абзац 6 п. 1 ст. 258, п. 3 ст. 259.1, п. 6 ст. 259.2 НК РФ). Не исключено, что за время действия договора аренды все вложения в улучшения самортизировать не получится. Поскольку улучшения в данном случае перейдут к арендодателю помещений без компенсации, учесть недоамортизированную часть в расходах будет невозможно на основании п. 16 ст. 270 НК РФ (письма Минфина России от 11.08.2017 N 03-03-06/1/51578, от 13.05.2013 N 03-03-06/2/16376).
3. Обществу необходимо предусмотреть в дополнительном соглашении к договору аренды помещений формулировки, которые позволят отнести затраты арендатора на замену окон либо к расходам на капитальный ремонт арендованного помещения, либо к капитальным вложениям в неотделимые улучшения арендованного имущества.
Налоговый учет для этих двух вариантов приведен выше.

Читайте также:  Последовательность ремонта квартиры комнаты

К сведению:
1. Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
2. В бухгалтерском учете капитальные вложения (неотделимые улучшения) в арендованные объекты ОС учитываются в составе ОС (п. 5 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее по тексту — ПБУ 6/01), п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н).
Законченные капитальные вложения в арендованные объекты ОС зачисляются организацией-арендатором в ОС в сумме фактически произведенных затрат, если выполняются условия, предусмотренные п. 4 ПБУ 6/01. Необходимо обратить внимание, что критерии квалификации объектов в качестве ОС согласно п. 4 ПБУ 6/01 не будут выполняться в случаях, если предполагаемый оставшийся срок аренды составляет не более 12 месяцев.
Поскольку ПБУ 6/01 не уточняет, какие именно капитальные вложения в арендованные объекты учитываются в составе ОС арендатора, то необходимо учитывать как неотделимые, так и отделимые, вне зависимости от возмещения их стоимости арендодателем (в отличие от налогового учета).
Д 08 К 60
— учтены расходы на создание неотделимых улучшений;
Д 01 К 08
— неотделимые улучшения включены в состав основных средств;
Д 19 К 60
— отражен НДС, предъявленный подрядчиком;
Д 68 К 19
— НДС принят к вычету.
Стоимость капитальных вложений в арендованные объекты ОС погашается посредством амортизации в течение срока СПИ (п. 17, п. 18 ПБУ 6/01). При этом необходимо самостоятельно принять решение, какие расходы являются расходами на ремонт, а какие — капитальными вложениями в арендованные средства.
Поскольку в п. 20 ПБУ 6/01 напрямую указан срок аренды как основание для определения СПИ объекта ОС, можно установить СПИ неотделимых улучшений арендованного ОС равным оставшемуся сроку аренды.
В рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете можно установить СПИ неотделимых улучшений арендованного ОС равным оставшемуся сроку аренды ОС в соответствии с договором (п. 20 ПБУ 6/01).
Д 20 (26) К 02
— начислена амортизация по объекту ОС в форме неотделимых улучшений.
Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта ОС, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию. При этом список случаев выбытия объекта ОС является открытым. В рассматриваемом случае таким выбытием будет являться окончание договора аренды и возврат объекта аренды:
Д 76 К 91
— арендодатель возместил арендатору затраты на неотделимые улучшения;
Д 02 К 01
— списана амортизация по объекту неотделимых улучшений на момент возмещения и передачи их арендодателю;
Д 91 К 01
— списана остаточная стоимость неотделимых улучшений на момент возмещения и передачи их арендодателю (в случае, если капитальные вложения в неотделимые улучшения не успели самортизироваться).

Читайте также:  Как экономить при ремонте квартиры

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Вопрос: Общество, находящееся на общей системе налогообложения, заключило договор аренды. Общество производит ремонт с согласия арендодателя. Аренда долгосрочная, ремонт закончится раньше. Передача — по окончании срока аренды. В рамках ремонтных работ общество устанавливает кондиционеры, пожарную сигнализацию, меняет напольное покрытие и окна. Стоимость улучшений, вероятно, будет компенсирована. Все расходы по ремонту несет арендатор. Можно ли отнести указанные работы к неотделимым улучшениям арендованного имущества? Каков порядок отражения у арендатора указанных операций в бухгалтерском (с проводками) и налоговом учете? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2019 г.);
— Вопрос: Предприятие связи (ООО) арендует у ИП (собственника) здание. В договоре аренды указано, что текущий ремонт проводится за счет арендатора. Может ли арендатор учесть в целях налогообложения прибыли расходы по замене оконных конструкций (окон), учитывая, что арендодатель согласен на замену, но компенсировать расходы не будет? (журнал «Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение», N 5, сентябрь-октябрь 2019 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Оцените статью