- Обслуживание тормозных механизмов: нужно ли делать? И зачем?
- Какое бывает обслуживание тормозных механизмов
- Периодичность обслуживания тормозных механизмов
- Выводы
- Замена передних и задних тормозных колодок
- Когда нужно менять тормозные колодки
- Замена тормозных колодок на передних дисковых тормозах
- Замена тормозных колодок на задних барабанных тормозах
- Проверка работы тормозов после замены колодок
- Видео: замена передних тормозных колодок ВАЗ 2108-21099, 2110-2115, Калина, Приора, Гранта
- Диагностика и ремонт тормозных колодок
Обслуживание тормозных механизмов: нужно ли делать? И зачем?
Отвечаем сразу: обслуживание тормозных механизмов — обязательная часть эксплуатации автомобиля. Мы уже писали о замене тормозной жидкости , но для правильной работы системы требуется уход не только за гидравликой, но и за механической частью. Сегодня поговорим подробнее о тормозных механизмах: что, как и когда необходимо обслуживать.
Какое бывает обслуживание тормозных механизмов
Для эффективной остановки нужно чтобы все элементы системы работали без сбоев, потому обслуживание проводится комплексно. Этапы обязательной проверки:
1. Чистка и смазка направляющих. Детали должны ходить плавно, без затруднений. Без регулярной очистки направляющие забиваются грязью, покрываются коррозией, узлу требуется дополнительное усилие чтобы отвести суппорты назад. Сначала суппорты подклинивают — увеличивается износ колодок и дисков. Если запустить ситуацию — суппорт может заклинить полностью.
2. Регулировка стояночного тормоза. Изменения происходят незаметно — со временем колодки прижимаются на пределе, тросы растягиваются, а в критический момент стояночный тормоз может отказать и не удержать автомобиль на склоне.
3. Проверка гидравлики. На металлических элементах магистрали не должно быть перегибов, деформации, глубоких царапин. На гибких шлангах — трещин, потертостей и повреждений. Везде, а особенно в точках соединений, проверяют на потеки. При необходимости доливают тормозную жидкость, прокачивают гидравлику.
4. Оценка состояния колодок и дисков. Проверяют степень износа, наличие борозд на диске. Детали меняют по износу, даже если на приборной панели еще не появился соответствующий значок.
Периодичность обслуживания тормозных механизмов
1. Постоянный контроль. За тормозной системой наблюдают ежедневно — следят за изменениями, посторонними звуками, усилением люфта. Если появился скрип, нажатие на педаль стало заметно мягче или загорелся значок неисправности тормозной системы — нужно как можно скорее ехать в сервисный центр. Подробнее о сигналах неисправности читайте в заметке « Значки на приборной панели ».
2. При каждой замене резины . При снятом колесе проще провести визуальный осмотр механизмов, чистку, смазку, удаление грязи, ржавчины. Содержание направляющих в чистоте обеспечивает срабатывание без рывков, предотвращает заклинивание суппортов.
3. На каждом ТО . При пробеге 10000 км или 1 раз в год нужно проверять гидравлику: уровень жидкости, состояние магистралей, плавность работы механизмов.
4. Раз в 2 года . Замена тормозной жидкости. В ArtGalleryAuto используется аппаратная замена — специальная установка выдавливает все отложения, прочищает систему, гарантированно выводит воздух.
5. Каждые 100 тыс. км пробега или 5 лет . Рекомендуется полное техобслуживание тормозной системы с проверкой, оценкой состояния, заменой изношенных деталей.
Выводы
Проверять и обслуживать тормозные механизмы нужно не от случая к случаю — есть четкий режим осмотра, чистки и смазки каждого элемента. Не стоит слишком надеяться на ABS, EBD, BAS и другую электронику — без исправно работающих механизмов «умные» системы не помогут остановиться.
Источник
Замена передних и задних тормозных колодок
Обслуживание тормозной системы автомобиля – это, прежде всего, периодический осмотр и при необходимости замена тормозных колодок. Конечно, можно доверить эти операции специалистам автосервиса, а можно выполнить их самостоятельно, сэкономив время и деньги и получив уверенность в качестве работ и удовлетворение от их выполнения.
В рамках данной статьи мы подробно рассмотрим вопросы, которые помогут проводить техническое обслуживание тормозной системы своими руками:
- С какой периодичностью и как проводить диагностику тормозных механизмов?
- Первые признаки, свидетельствующие о необходимости замены тормозных колодок.
- Последовательность операций при замене и есть ли особенности у различных моделей автомобилей.
- Отличается ли содержание операций при замене колодок дисковых и барабанных тормозов, и нужно ли проводить дополнительные действия после установки новых колодок?
А в конце статьи смотрите видео-инструкцию по замене передних тормозных колодок на автомобилях ВАЗ 2108-21099, 2110-2115, Лада Калина, Приора, Гранта.
Когда нужно менять тормозные колодки
Тормозная система автомобиля, как одна из самых ответственных с точки зрения безопасности, требует регулярного осмотра. Опытные автомеханики рекомендуют осматривать состояние тормозных колодок одновременно с проведением технического обслуживания автомобиля – каждые 10 тыс. км. Эта рекомендация особенно актуальна для автомобилей, вышедших из гарантийного срока.
Для принятия решения о необходимости замены колодок при осмотре обращают первоочередное внимание на следующие обстоятельства:
- Остаточная толщина фрикционного слоя. Единых правил здесь нет, однако приближение толщины к отметке 2 мм свидетельствует о необходимости скорой замены.
Как правило, тормозные колодки современных автомобилей оборудованы датчиками индикации недопустимого износа. Это могут быть как устройства механического типа (издают резкий скрип при достижении накладкой определенной толщины), так и электромеханического (индикация на приборной панели). Поступление соответствующего сигнала свидетельствует о необходимости немедленной замены колодок.
- Наличие механических повреждений не связанных с естественным износом колодок: сколы, трещины и т.д.
- Наличие повреждений «ответной» части (относится к дисковым тормозам): борозды, трещины, волнистость (приводит к неравномерному износу поверхности колодки).
Помимо результатов осмотра могут быть и другие внешние проявления необходимости замены колодок:
- увеличение тормозного пути;
- резкий шум (скрип, скрежет) при торможении не связанный с индикатором недопустимого износа;
- неадекватная реакция автомобиля при торможении (резкие удары, толчки).
Среди факторов, влияющих на надежность тормозной системы в целом, необходимо отметить следующие:
- Качество изготовления и материалов колодок.
- Манеру езды водителя.
- Состояние дорог (преобладание чистого покрытия или агрессивной среды, грязи, абразивных включений и т.д.).
- Климатические особенности региона эксплуатации.
- Естественный износ при торможении.
Качественные тормозные колодки – это залог надёжной работы тормозных механизмов, и поэтому экономить на их стоимости целесообразно в разумных пределах. В самом деле, если экономия в 20% при покупке колодок обернётся 30% снижением их ресурса, то это будут скорее лишние затраты.
С другой стороны бытует мнение, что если качественные тормозные колодки (например, для автомобилей премиум-класса) «не совсем подходят» к конкретному авто, их можно «подогнать» (отрезать, подпилить, подточить). Делать это категорически не рекомендуется: любое механическое воздействие на фрикционный материал и подложку (кроме, разумеется, работы в штатном режиме) может привести к раннему разрушению колодки.
Рекомендация для выбора тормозных колодок проста: покупайте колодки хорошего качества и штатного размера для конкретной модели авто.
О том, какие тормозные колодки лучше, читайте здесь.
Кстати, при замене тормозных колодок новички часто задают вопрос: надо ли менять колодки с двух сторон, если с одной стороны они ещё находятся в удовлетворительном состоянии? Ответ однозначный – менять нужно одновременно с двух сторон, так как в противном случае появляется опасная ситуация неравномерного износа и не одновременного срабатывания тормозов.
Понятно также, что при агрессивной манере езды да ещё по грунтовым дорогам с повышенным содержанием абразива, осматривать состояние тормозной системы необходимо чаще рекомендуемых интервалов. То же относится и к автомобилям с автоматической коробкой передач – у них износ колодок, как правило, происходит быстрее, чем в машинах, оборудованных механической коробкой.
Замена тормозных колодок на передних дисковых тормозах
Перед тем как менять передние тормозные колодки необходимо выполнить ряд простых операций:
- Установите автомобиль на ровной поверхности и подложите под колёса упоры для предотвращения дальнейших перемещений машины.
- Откройте капот и снимите крышку бачка с тормозной жидкостью (чтобы облегчить впоследствии перемещение поршня рабочего цилиндра).
- Ослабьте крепление колеса, поднимите автомобиль домкратом и снимите колесо.
Далее, выверните рулевое колесо, чтобы обеспечить лучший доступ к суппорту (заодно и лучшую обзорность – на рисунке 1 выше дисковый тормозной механизм Toyota Camry) и осмотрите поверхность тормозного диска.
Конструкция крепления тормозных колодок в разных марках и моделях автомобилей может несколько отличаться, однако практически у всех моделей есть общие конструктивные элементы. К таким элементам следует отнести крепление суппорта или его части (крышки): ослабив один из болтов (2) и полностью вывернув другой, можно поднять крышку суппорта, освободив доступ к колодкам (3).
Так как суппорт соединен шлангами с источником тормозной жидкости, не допускайте, чтобы в процессе работы он повисал на них. Полностью или частично снятый суппорт желательно проволокой закрепить на деталях подвески, убедившись в отсутствии нагрузки на трубопроводы.
Следующий этап – демонтаж старых тормозных колодок и установка новых. После демонтажа следует внимательно осмотреть поверхность старых колодок, и оценить состояние тормозного диска.
Перед установкой новых колодок необходимо «вдавить» шток поршня рабочего цилиндра в прилегающую поверхность суппорта. Так как толщина новых тормозных колодок больше, чем у изношенных, поэтому им необходимо дополнительное пространство.
Эту операцию удобно проводить при помощи струбцины, как показано на следующем рисунке и на видео в конце статьи.
В качестве прокладки между штоком и зажимом струбцины можно использовать старую тормозную колодку.
Если струбцины под рукой нет, тогда старые колодки в суппорте (а значит шток поршня рабочего цилиндра) отжимают небольшой монтажкой (или большой плоской отверткой) до разборки самого суппорта.
Следует помнить о необходимости закрывать крышку бачка с тормозной жидкостью. Дело в том, что тормозная жидкость гигроскопична и длительный контакт с атмосферой ей на пользу не идёт. Подробно о тормозных жидкостях читайте по этой ссылке.
Далее новые колодки устанавливают в суппорт и крепят их там так, как предусмотрено конструкцией авто. Дальнейшую сборку производят в последовательности обратной разборке.
По завершении замены тормозных колодок следует несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы убедиться, что всё стало на свои места.
Замена задних колодок на дисковых тормозных механизмах выполняется аналогичным образом.
Замена тормозных колодок на задних барабанных тормозах
Задние тормозные колодки барабанных тормозов меняются значительно реже более нагруженных передних колодок. И хотя конструктивно барабанные тормоза выглядят сложнее дисковых, замена их, как правило, даже несколько более простая процедура.
Главное в этой процедуре запомнить расположение всех пружин и тяг с тем, чтобы при сборке установить их точно так же, иначе тормоз работать не будет.
Последовательность операций такова:
- Выполняются первые три пункта из процедуры замены дисковых тормозов. Важно при этом снять автомобиль с ручного тормоза, который является составной частью барабанных тормозов.
- Отвернуть гайки, крепления барабана и если он «закис» стронуть его с места простукиванием и демонтировать.
- Внимательно изучить расположение пружин, фиксаторов и тяг.
- Освободить ручной тормоз и все пружины и тяги. Вынуть старые колодки.
- Собрать новые колодки с тягами и пружинами;
- Установить собранные комплекты внутри тормозного механизма.
После установки новых тормозных колодок выполняется обязательная проверка работы тормозов.
Проверка работы тормозов после замены колодок
При проверке работоспособности тормозов, прежде всего, следует удостовериться в качестве сборки механизма – тормоза должны работать плавно, без рывков и посторонних шумов.
Кроме того, и это особенно важно для передних дисковых тормозов, для новых колодок необходима приработка поверхностей трения (так называемая, «притирка»).
Если дисковые тормоза собраны правильно, то приработку осуществляют следующим образом:
- первые 150-300 км пробега после замены используют серии так называемых мягких (не более 50% от максимального усилия на педали сцепления) торможений, которые носят кратковременный характер (чтобы избежать перегрева поверхностей трения);
- в период приработки рекомендуется провести не менее 30-50 циклов остановки с постепенным незатянутым торможением и временем каждой остановки не менее 3-5 секунд (чтобы дать тормозным механизмам несколько остыть).
Проверка качества сборки ручного тормоза проводится ещё до снятия машины с домкрата: затягиванием ручника и попыткой провернуть колесо. Сборка барабанного тормоза в целом оценивается в процессе приработки на ходу.
Следует иметь в виду, что скрип и посторонние шумы не всегда бывают следствием некачественной сборки или некачественных колодок. Причинами таких шумов могут быть мелкие камушки, попавшие в тормозной механизм или погодные условия, связанные с повышенной влажностью или образованием конденсата.
Если неправильно подобран фрикционный материал накладок и новая колодка «пылит», то в барабанном тормозном механизме шумовые последствия этого обнаруживаются значительно скорее, чем в дисковом, так как пыли там просто некуда деваться.
Видео: замена передних тормозных колодок ВАЗ 2108-21099, 2110-2115, Калина, Приора, Гранта
Источник
Диагностика и ремонт тормозных колодок
Ремонт тормозных колодок — безусловно, важное дело, поскольку несмотря на поговорки типа «тормоза придумали трусы» — они ежедневно предотвращают миллионы аварий. Ну, представьте себе, что все автомобили мира враз лишились тормозов! Ужас, не так ли, именно по этой причине состояние тормозной системы должно быть отменным, оттягивать или экономить на ремонте тормозов ни в коем случае нельзя.
В работе тормозной системы , безусловно, важно все, однако зачастую все почести достаются совсем не тому, кто их по-истине достоин, я имею ввиду тормозные колодки. Именно эти миниатюрные труженики способны останавливать на бешеной скорости многотонную махину, предотвращая аварийную ситуацию, и все вытекающие последствия…
Сегодня речь пойдет о диагностике неисправностей, а также ремонт тормозных колодок , о том как самостоятельно определить необходимость реставрации или замены этих элементов тормозной системы .
Неисправность тормозных колодок, впрочем, как и всей тормозной системы, чревата не только опасностью на дороге, но и дополнительными расходами. Увеличивается расход топлива, а также повышенный износ деталей суппорта .
Когда пора задумываться о ремонте колодок?
Начнем с того, что для своевременного выявления каких-либо неисправностей необходимо регулярно, как говорится заглядывать на все вышеуказанные детали, кроме того следует прислушиваться к любым посторонним звукам (трения, свист, стук и т.д.). Кроме того, увеличенный тормозной путь и неэффективное торможение — явный признак неисправности тормозных колодок или тормозной системы.
Если тормозные колодки стучат, причин может быть несколько, к примеру: износ тормозного диска , слабые пружины и т.д. Каждая из этих “болезней” — «лечится», разница лишь в том, насколько запущена поломка, а также от того каким способом будет происходить ремонт — своими руками или на СТО. Для самостоятельного ремонта в продаже имеется все, начиная мельчайшими запчастями, заканчивая полными наборами и ремкомплектами для ремонта тормозных колодок.
Иногда, кстати, свист совсем не повод полагать, что колодкам пришел конец, новые колодки могут свистеть из-за того, что происходит притирка, что вполне нормально, и проходит само собой после нескольких дней эксплуатации.
Само понятие « ремонт тормозных колодок » обычно применяется в совокупности с техобслуживанием всей тормозной системы. Однако в сервисах есть услуга под названием — «реставрация тормозных колодок», однако она с каждым днем все менее популярна, так как рынок предлагает широчайший выбор самых разных тормозных колодок.
Проводить диагностику тормозных колодок необходимо для того, чтобы визуально определить износ колодки, а также необходимость ремонта или замены. При этом следует обратить внимание на то, что износ колодки обязательно должен быть равномерным. В противном случае необходима тщательная диагностика тормозного диска, а также оси и обоих тормозных механизмов. Также необходимо проверить поршень рабочего тормозного цилиндра.
Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что слишком увлекаться «спасением», то есть реставрацией рабочих поверхностей тормозной системы не стоит. Однако, для того чтобы сохранить их в хорошем состоянии и не менять ежемесячно из-за неравномерного износа, нужно следить не только за их поверхностью, но и за исправностью всех остальных, связанных с тормозной системой узлами, и вовремя их обслуживать.
Обслуживание должно быть квалифицированным, то есть с использованием правильных материалов и приспособлений. Дисковые тормоза, несмотря на простой принцип – довольно сложный механизм, который постоянно работает при огромных нагрузках. Особое внимание необходимо уделять смазке для тормозных колодок или суппортов тормозных механизмов.
Смазки, типа «негрол» для дисковых тормозов не подходят, поскольку к дисковым тормозам предъявляются совершенно иные требования.
Классификация смазки для тормозной системы
Существуют специальные смазочные материалы, предназначенные для обслуживания суппортов дисковых тормозов, они условно делятся на три типа.
1. Противозадирные высокотемпературные пасты. Такие применяются для обработки скоб, а также обратных металлических поверхностей тормозной колодки, на противоскрипных пластинах.
2. Смазки для деталей суппорта, которыми смазываются: штифты, болты, кромки поршней, втулки и сальники. Для этих целей прекрасно подойдут традиционные силиконовые смазки для РТИ и пластмассовых деталей из-за высоких температурных требований к смазке.
3. Универсальная смазка для суппорта – предназначена для движущихся деталей, среди которых пластмассовые и эластичные.
Подводя итоги всего сказанного выше, хочу резюмировать: с целью минимизации потерь, которые возникают при ремонте тормозной системы — необходимо вовремя производить диагностику и микро-ремонт всех мелких неисправностей. Профилактика, как вы помните, дешевле и эффективнее лечения, вот то же самое и с ремонтом. Регулярно следите за износом тормозных колодок, контролируйте износ тормозных дисков и своевременно обслуживайте всю тормозную систему автомобиля.
Источник