Занимаются ремонтом воздушных линий

Организация эксплуатации и ремонтов воздушных линий

Система эксплуатационного обслуживания ВЛ включает техническое обслуживание и ремонт.
К техническому обслуживанию ВЛ относятся работы по систематическому и своевременному предохранению отдельных конструкций и деталей от преждевременного износа путем проведения профилактических измерений и устранения мелких повреждений и неисправностей, а именно:
— обходы и осмотры ВЛ;
— установка, замена и осмотр трубчатых разрядников;
— измерение сопротивления соединений проводов (болтовых, плашечных и болтовых переходных);
— контроль тяжения в оттяжках опор;
— проверка и подтяжка болтовых соединений и гаек анкерных болтов;
— осмотр конструктивных элементов ВЛ при приемке их в эксплуатацию;
— наблюдение за работами, проводимыми вблизи линии электропередачи сторонними организациями;
— замена отдельных элементов ВЛ и выправка отдельных опор;
— измерения и испытания, направленные на повышение уровня их технического обслуживания;
— мероприятия, связанные с охраной линий;
— чистка изоляции;
— вырубка деревьев (угрожающих разрастанием в сторону линий на недопустимые расстояния), обрезка сучьев на отдельных деревьях, расчистка участков трассы от кустарника;
— замена нумерации и предупредительных плакатов.

3 Эксплуатация ВЛЭП

3.1 Осмотры и их периодичность, содержание

Воздушные линии периодически осматривают электромонтеры по обходу трасс и инженерно-технический персонал. Периодичность осмотра ВЛ напряжением выше 1000 В в зависимости от местных условий и назначения линии устанавливает главный инженер электрической сети, но не реже 1 раза в 6 мес. Инженерно-технический персонал осматривает линии не реже 1 раза в год.
Верховые осмотры линий с выборочной проверкой состояния проводов в местах крепления их на опорах производят не реже 1 раза в 6 лет, внеочередные осмотры — при гололеде, после грозы, бури, автоматического отключения ВЛ.
Выявленные во время обхода дефекты отмечают в листе обхода, а дефекты, требующие устранения, заносят в журнал дефектов. При обнаружении неисправностей, угрожающих бесперебойной работе линии, вызывают дежурную бригаду для ликвидации повреждения. Лицо, обнаружившее повреждение, должно находиться на месте до приезда дежурной бригады и отключения поврежденного участка линии.
Однако не все дефекты могут быть выявлены в результате осмотра с земли. Поэтому на линиях 35 кВ и выше один раз в шесть лет проводится верховой осмотр проводов, тросов, гирлянд изоляторов на каждой опоре линии. При этом более тщательно проверяют состояние проводов, тросов, изоляторов, арматуры, деталей крепления проводов и тросов к опоре, наличие шплинтов и замков в арматуре. Во время верхового осмотра производят выборочную выемку проводов и тросов из поддерживающих зажимов и зажимов дистанционных распорок для выявления повреждений проводов плашками зажимов, от вибрации или воздействием электрической дуги при перекрытиях. Верховые осмотры проводят как на отключенных линиях, так и под напряжением. В последнем случае для выборочной выемки проводов из зажимов используются специальные изолирующие устройства. Верховые осмотры линий напряжением ниже 35 кВ проводят по мере необходимости.
Предусматривают также проведение один раз в шесть лет проверки состояния антикоррозионного покрытия металлических опор и траверс железобетонных опор, металлических подножников опор и анкеров оттяжек с целью определения необходимости повторной защиты их от коррозии. Для этого подножники и анкеры оттяжек выборочно вскрывают на участках, где ожидается наибольшая коррозия (сырые места, места с агрессивными водами и т. п.).
Кроме периодических осмотров на линиях проводят внеочередные осмотры при наступлении гололеда, во время ледохода и паводка, при лесных и степных пожарах, после автоматических отключений линии (аварийные осмотры). В местах интенсивного загрязнения изоляции проводят внеочередные осмотры при образовании сильных туманов. В этом случае осмотры могут проводиться в темное время суток, когда лучше видны разряды по загрязненной поверхности, имеющие вид белых и желтых искр. Внеочередные осмотры проводятся также на участках, вблизи которых производятся работы посторонними организациями.
Осмотры трасс на участках производства работ посторонними организациями позволяют проверить соблюдение этими организациями всех требований по охране линий. Задачей монтера при таких осмотрах является также проведение инструктажа о необходимости соблюдения правил техники безопасности при работах вблизи действующих высоковольтных линий.
Аварийные осмотры проводят после отключения линий, даже если затем последовало успешное повторное включение. При этих осмотрах устанавливают причину отключений линий. В случае неуспешного повторного включения необходимо быстро определить место и характер повреждения, возможность включения линии без ремонта, установить объем ремонтных работ и количество необходимых материалов. Аварийные осмотры линий производятся в более короткие сроки, чем другие виды осмотра. При этом привлекается максимальное число монтеров и используется вся имеющаяся техника. Особое внимание обращается на те участки, где наиболее вероятно повреждение: места с пониженными габаритами, пересечения с дорогами, другими линиями и т. д. После грозовых отключений обращается внимание на перекрытие изоляторов, оплавление проводов и арматуры. Вблизи населенных мест особое внимание обращается на провода: набросы оставляют на проводах следы оплавления, вызывают пережоги отдельных проволок, а иногда и всего провода. Результаты аварийных осмотров должны немедленно сообщаться соответствующему инженерно-техническому работнику или дежурному оперативному персоналу. Перед выездом линейной бригады на линию дежурный оперативный персонал определяет по специальным приборам предполагаемое место повреждения и сообщает об этом инженерно-техническому работнику, организующему аварийный осмотр.
После получения результатов аварийного осмотра организуется устранение выявленного повреждения линии. Для этого бригада, которой поручается ликвидация повреждения, обеспечивается необходимыми подъемно-транспортными механизмами, а также материалами и оборудованием из аварийного резерва. В целях скорейшего восстановления повреждения организация аварийно-восстановительных работ должна начинаться одновременно с организацией аварийных осмотров. При этом подбирается состав бригады, приводятся в готовность механизмы, проверяется исправность средств связи.

Читайте также:  Диагностика ремонт дизельного топлива

3.2 Измерения, испытания

Не все неисправности на линиях могут быть выявлены в результате осмотров и ревизий. Поэтому предусматривается периодическое проведение на линиях электропередачи следующих измерений:
— электрической прочности подвесных фарфоровых изоляторов — в первый год эксплуатации и далее в зависимости от величины отбраковки изоляторов, но не реже одного раза в шесть лет. Измерения электрической прочности стеклянных и штыревых изоляторов не производятся, а их состояние определяется при осмотрах;
— сопротивления болтовых соединений проводов — при вводе линии или в первый год эксплуатации и далее один раз в шесть лет. Измерений сопротивления сварных, прессуемых или монтируемых скручиванием соединений не требуется;
— сопротивления заземления опор (проводятся после окончания строительства, переустройства или капитального ремонта заземлителей, при обнаружении на опорах линий 110 кВ и выше следов перекрытий или разрушений изоляторов электрической дугой). В сетях 35 кВ и ниже у опор с разъединителями, защитными промежутками, трубчатыми и вентильными разрядниками и у опор с повторными заземлителями нулевых проводов измерения сопротивления заземления производятся не реже чем один раз в пять лет. Кроме того, измерения сопротивления заземления проводятся у 2% металлических и железобетонных опор линий 35 кВ и ниже в населенной местности, на участках с наиболее агрессивными, оползневыми, выдуваемыми или плохо проводящими грунтами не реже одного раза в 10 лет. Все измерения сопротивления заземления проводятся в периоды наибольшего просыхания грунта;
— сопротивления петли «фаза—нуль» на линиях 0,4 кВ и ниже (производятся при приемке линий в эксплуатацию и в дальнейшем не реже одного раза в 6 лет, а также после подключения новых потребителей);
— степени загнивания древесины — не реже одного раза в три года, а также перед заменой загнивших деталей для проверки правильности отбраковки и допустимости подъема на опору;
— габаритов и стрел провеса проводов и тросов, тяжения в оттяжках опор (производимые по мере необходимости).
Проверка трубчатых разрядников со снятием их с опор выполняется один раз в три года.
Нагрузки и напряжения на ВЛ напряжением до 1000 В измеряют 1 раз в период с 1 октября по 1 января, в часы максимальных нагрузок.
Внеочередные замеры нагрузок и напряжений на этих ВЛ производят после таких работ, как замена проводов одного сечения на провода другого сечения, изменение схемы, переключение ряда вводов с одной фазы на другую (расфазировка) или при получении сообщения от потребителя о ненормальном напряжении. Нагрузку измеряют на головном участке и ответвлениях, напряжение — на головном участке, удаленных концах магистрали и отдельных вводах. Нагрузку и напряжение на линиях напряжением до 1000 В измеряют токоизмерительными клещами с телескопической вышки или опоры, соблюдая при этом правила техники безопасности.
Измерения на ВЛ выше 1000 В выполняют только на головных участках по стационарным приборам, установленным в распределительных пунктах или центрах питания. Результаты измерений заносят в специальные бланки.

3.3 Охранная зона

Охрана линии электропередачи. Электромонтер по обходу трасс ВЛ периодически извещает администрацию заводов, фабрик и других предприятий, прорабов и начальников строительств, начальников жилищно-эксплуатационных контор, по территории которых проходят воздушные линии, о том, что производство каких-либо работ или возведение построек и сооружений вблизи трасс ВЛ без согласования с эксплуатирующей организацией не разрешается; напоминает о необходимости назначения лиц, ответственных за трассы ВЛ на территории предприятий, следит за отсутствием работ в охранной зоне (по 10 м от крайних проводов ВЛ до 10 кВ).

Читайте также:  Руководство по ремонту мерседес ванео

Текущий ремонт воздушных линий и вводов проводит ремонтная бригада или бригада эксплуатационного участка по наряду в соответствии с графиком работ. Перед началом работ мастер учитывает все недостатки, выявленные при осмотре линии, и подготовляет необходимые материалы, инструмент и приспособления.
В объем текущего ремонта входят: выправка и укрепление опор, подтяжка бандажей, проверка крюков и штырей, замена негодных и очистка загрязненных изоляторов, подтяжка отдельных участков проводов линии и вводов, проверка надежности соединений проводов и контактов, проверка предохранителей и перемычек, восстановление нумерации столбов и вводов, проверка габаритов линии и вводов, очистка проводов от набросов, ремонт и окраска кабельных спусков и концевых муфт, проверка состояния верхней части опор и спусков заземления.
На деревянные опоры поднимаются при помощи монтерских когтей и предохранительного пояса. На антисептированных опорах необходимо работать в брезентовых рукавицах, предохранительных очках и специальной брезентовой одежде. Подъем на железобетонные опоры производится при помощи когтей с резиновыми накладками. Наиболее удобно выполнять работы по ремонту воздушных линий с телескопической вышки, имеющей подъемную корзину.
При капитальном ремонте ВЛ заменяют опоры, устанавливают новые приставки, заменяют негодные изоляторы, подтягивают и заменяют провода. Выполняют капитальный ремонт воздушных линий по мере необходимости в зависимости от их состояния. Капитальный ремонт ВЛ производит ремонтная бригада под руководством мастера. Количество человек в бригаде зависит от объема и сроков работ. По окончании ремонта мастер вносит все изменения в схему и паспорт ВЛ и делает отметку в паспорте о проведении ремонта линии.
Ремонт ВЛ производят со снятием напряжения и выполнением необходимых мер в соответствии с правилами техники безопасности (наложение заземления, вывешивание плакатов и пр.).

Источник

Ремонт воздушных линий электропередачи

Ремонт проводов.

При обнаружении повреждения провода на этом месте ставят метку и сообщают бригадиру, который определяет способ ремонта и организует его. При обрыве до 30 % проволок на место их повреждения устанавливают ремонтную муфту, а если повреждено более 30 % проволок, то провод разрезают и соединяют с помощью овального соединителя (рис. 3, а) методом скручивания (можно применять термитную сварку). Расстояние между ремонтными муфтами, соединителем и ремонтной муфтой, а также двумя соединителями должно быть не менее 15 м.
Количество соединителей и муфт на одном проводе в пролете должно быть не более трех, в том числе не более двух соединителей и одной ремонтной муфты. В пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями установку соединителей и муфт не допускают.

Нормальное количество проволок в проводе

Поврежденные проволоки подогнать под один размер, а на концах установить ремонтные муфты

Поврежденные проволоки подогнать под один размер, на дефектном участке вплести проволоки, на одну меньше числа отсутствующих, после чего в местах обрыва установить ремонтные муфты

Поврежденный участок вырезать, установить соединительный зажим

Овальный соединитель с введенными в него проводами:

о — овальный, монтируемый обжатием; 5 — овальный, монтируемый скручиванием; в — овальный, прессуемый для монометаллических проводов; г — то же для сталеалюминиевых проводов

Монтаж ремонтной муфты производят в такой последовательности (см. рис. 3): матрицу и пуансон подбирают в соответствии с маркой ремонтируемого провода; берут овальный соединитель, разрезают по продольной оси, и торцы его развальцовывают напильником; края разводят на расстояние, обеспечивающее свободную укладку в муфту ремонтируемого провода; проволоки укладывают по направлению повива, на расстоянии 200 мм по обе стороны от места повреждения накладывают бандажи; корпус муфты надевают на провод так, чтобы поврежденные жилы были на равном расстоянии от концов муфты; легким постукиванием молотка через прокладку разведенные концы подгибают, материал прокладки должен соответствовать материалу муфты; производят опрессование муфты.
При установке овального соединителя его надвигают на один из концов соединяемых проводов. Второй конец провода вводят в соединитель внахлестку (см. рис. 3, б). Концы соединяемых проводов должны выходить из соединителя на 20—40 мм, на них надевают бандажи. Монтаж проводов овальными соединителями производят с помощью приспособлений.

Скрутку проводов производят так: ослабляют гайку откидного болта 1 (рис. 4); снимают верхнюю откидную плашку 2; соединитель с введенными в него проводами устанавливают в прорезь головки корпуса и, развернув на 90°, кладут плоской стороной один конец на ползушку, а другой конец — на нижнюю плашку 3 так, чтобы концы соединителя выступали на плашки не более чем на 5 мм;
устанавливают верхнюю плашку на соединитель, крепят ее гайками до упора; вставляют рычаг 4 в отверстие головки и закручивают соединительца 4—4,5 оборотов в любую сторону. При скручивании соединителей СОАС- 150-2А и СОАС-185-2А допускают применение дополнительного рычага.

Рис. 4. Заушные узлы приспособления МИ-189А:

а — ползушка; б — поворотная часть

Скрученный соединитель (рис. 3, б) освобождают от плашек или матриц и вынимают из приспособления через прорезь корпуса. Натяжку проводов, соединенных между собой и поднятых на опоры, производят с усилием, достаточным для удержания их на нужном расстоянии от земли. При помощи расчетных таблиц определяют стрелу провеса, откладывают полученную величину на двух рейках. Рейки с отметками подвешивают на двух соседних опорах на высоте мест крепления провода. Монтер располагается на одной опоре так, чтобы уровень его глаз находился у нижней отметки рейки, подвешенной на этой же опоре. Во время натяжки провода монтер «визирует» (смотрит через бинокль на отметку рейки, подвешенной на соседней опоре) и дает команду прекратить натяжку провода, когда нижняя точка поднимаемого провода будет расположена на прямой, соединяющей отметки на рейках.

§ 33. Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи 4-го разряда

Характеристика работ. Ремонт, монтаж, демонтаж и
техническое обслуживание линий электропередачи напряжением 35 — 110 кВ, средств
изоляции и грозозащиты с применением средств механизации. Техническое
обслуживание ЛЭП всех напряжений, ответвлений к помещениям, перемычек,
заземляющих спусков, контуров заземлений. Оформление результатов обследования и
составление технической документации. Подготовка рабочих мест и допуск бригады
к работе на ЛЭП напряжением 35 — 110 кВ. Верховые проверки высоковольтных линий
электропередачи с выемкой проводов и тросов из зажимов с детальной проверкой
подвесной и оттяжной арматуры. Проверка ржавления металлических опор и
металлических траверс железобетонных опор. Проверка состояния механизмов и
защитных средств при выполнении работ на высоте и под напряжением. Очистка и
окраска металлических опор под напряжением в сложных условиях вручную и при
помощи механизмов. Руководство простейшими работами на высоковольтных линиях
напряжением до 35 кВ. Такелажные работы с грузами при помощи грузоподъемных
механизмов и специальных приспособлений.

Должен знать: основные характеристики воздушных линий
электропередачи и их классификацию; категории электроприемников в части
обеспечения их надежности электроснабжения; требования, предъявляемые к
фундаментам опор; технические условия на производство и приемку строительных и
монтажных работ при сооружении фундаментов; технические требования к деревянным
опорам, допуски при сборке деревянных опор; инструменты, применяемые при
замерах опор; марки стали, применяющиеся при изготовлении металлических опор;
конструкцию проводов и тросов, их маркировку и область применения; конструкцию
изоляторов, их технические данные, способы отбраковки; конструкции сцепной
арматуры; конструкцию поддерживающих и натяжных зажимов; устройство защитной
арматуры; дефекты, возникающие в арматуре, разрядниках, молниеотводах на линиях
электропередачи и способы их устранения; технологию антисептирования древесины
опор; приемы работ по безопасности при проведении верхолазных работ и работ под
напряжением; сложные монтажные приспособления, такелажные средства,
грузоподъемные машины и механизмы, применяемые при ремонте высоковольтных линий
электропередачи.

1. Гирлянды изоляторов подвесные на линии напряжением 110
кВ на промежуточной опоре — замена под напряжением.

2. Заземление — устройство, замена заземляющего спуска,
контура заземления.

3. Изоляторы — сборка в двойные и тройные гирлянды,
установка и снятие, замена натяжной и поддерживающей гирлянды изоляторов и
зажима.

4. Линии электропередачи напряжением до 20 кВ — верховые
осмотры, составление схем и паспортов, накладывание заземления, устройство
оттяжек.

5. Линии электропередачи напряжением 35 кВ и выше — ремонт
заземления опор, раскатка и подъем провода и троса на опору, устройство якорей
и расчалок.

6. Опоры сложные и конструкции мачтовых подстанций —
замена.

7. Зажимы соединительные ВЛ-220 кВ — установка, верховая
проверка.

8. Провода и тросы — замер стрелы провеса и визировка,
сращивание способом обжатия и опрессования, раскатка на трассе и подъем на
опоры.

9. Разрядники на линии напряжением 35 кВ — установка и
снятие под напряжением.

10. Шунты на дефектные соединители — установка.

11. Соединители на ВЛ-110 кВ — установка и замена.

Источник

Читайте также:  Реконструкция капитальный ремонт проценты
Оцените статью
Количество поврежденных проволок на длине до 15 м