- Строители затягивают сроки ремонта квартиры: что делать, как не платить подрядчику, неустойка
- Строители затянули ремонт: что делать заказчику?
- Право требовать возмещение убытков
- Что такое убытки?
- Неустойка за просрочку ремонта квартиры
- Как фиксируется просрочка?
- Как оформить претензию о взыскании неустойки за просрочку ремонта квартиры?
- Как вручается претензия?
- Претензия вручена: что дальше?
- Ремонт без долгостроя
- На фото:
- Земные материи
- На фото:
- Фальстарт по-русски
- О пользе документации
- На фото:
- На фото:
Строители затягивают сроки ремонта квартиры: что делать, как не платить подрядчику, неустойка
Затягивание сроков ремонта строителями (подрядчиками) – одна из самых распространенных проблем в практике. Завершение работ по ремонту и отделке жилья порой откладывается на месяцы – из-за обоснованных (и не обоснованных) причин. В этот период просрочки заказчики теряют время, деньги и нервы: ведь что может быть мучительнее ожидания? Более того, затягивание ремонта нередко приводит к убыткам: зачастую из-за незавершенных работ люди не могут въехать в собственную квартиру! Они вынуждены все эти месяцы жить в съемной квартире, оплачивая при этом арендную стоимость.
По этой теме на сегодняшний день в различных источниках в Интернете (информационные статьи, форумы) существует полная неразбериха. Некомпетентные источники дают неправильные советы с устаревшей (2008 – 2010 год) или юридически неграмотной информацией.
Мы изучили вопрос, и пришли к выводу, что в свободном доступе практически нет правильного руководства о том, что делать, если строители затянули срок ремонта, и какие есть права у заказчика в этом случае.
Юрист нашего сайта подробно рассказала, как поступить в этой ситуации (спойлер: все достаточно просто!).
Строители затянули ремонт: что делать заказчику?
Несоблюдение сроков – распространенное явление при проведении ремонтных работ. С точки зрения закона – это нарушение, за которое автоматически наступает ответственность. Причем заявлять свои требования заказчик имеет право на каждом этапе ремонта.
Мы рассматриваем случаи, когда ремонт производится в жилом помещении – квартире, комнате, частном доме. То есть, услуги про отделке и ремонту оказываются физическому лицу (собственнику или арендатору, нанимателю квартиры) в бытовых целях. Сюда не относится ремонт офисных и других помещений, используемых для любого бизнеса в коммерческих целях.
Законом, который регулирует ситуации, связанные с услугами физлицам в бытовых целях является федеральный закон «О защите прав потребителей».
Согласно статье 28 этого закона, в случаях, когда нарушаются прописанные в договоре сроки ремонта, заказчик (то есть потребитель данных услуг) по своему выбору имеет право:
- назначить исполнителю (подрядчику) новый срок – то есть потребовать завершить все работы до конкретной даты;
- поручить выполнение этой работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов (расходы должны быть подтверждены документально);
- потребовать уменьшения стоимости выполненной работы (требование оформляется в форме претензии);
- отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Право требовать возмещение убытков
Кроме вышеуказанных прав, заказчик (потребитель) имеет право потребовать также полного возмещения убытков, причиненных в связи с затягиванием сроков выполнения работ.
Что такое убытки?
Согласно ГК РФ (ст. 15):
- расходы, которые пострадавшее лицо уже произвело или должно будет произвести,
- утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб),
- а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
То есть, к убыткам по ремонту можно отнести:
- Стоимость аренды жилья за период просрочки ремонта (если нет другой собственной квартиры и прописки в ней);
- Любую порчу или повреждение материалов для ремонта, если это связано с просрочкой, и т.д.
Неустойка за просрочку ремонта квартиры
В дополнение ко всем вышеуказанным правам, за срыв срока окончания ремонта, заказчик может требовать уплату неустойки в размере 3% от цены работы за каждый день просрочки.
Например: Подрядчик по договору обязан выполнить ремонтные работы на общую сумму 100 000 рублей. В договоре прописан срок окончания ремонта, но к этой дате работ было выполнено только на сумму 70 000 рублей. Оставшаяся часть работ (на сумму 30 000 рублей) была полностью завершена только через 22 дня. В этой ситуации размер неустойки составляет: 19 800 рублей.
Как фиксируется просрочка?
Срыв сроков окончания ремонта фиксируется при подписании акта сдачи-приемки работ.
То есть, например: в договоре на ремонт квартиры указан срок завершения ремонта: до 15 мая 2020 года. А фактически, все работы были выполнены подрядчиком и сданы по акту сдачи-приемки работ только 1 июня. Дата подписания акта заказчиком и будет являться подтверждением факта просрочки (в данном случае на 16 дней).
Как оформить претензию о взыскании неустойки за просрочку ремонта квартиры?
Требование выплатить неустойку за просрочку ремонта квартиры составляется в письменном виде. Закон не устанавливает унифицированной формы, но на практике к такому документу предъявляется ряд требований.
Содержание претензии с требованием о выплате неустойки за просрочку выполнения работ:
- Наименование строительной фирмы, ИП или ФИО частного мастера;
- Ссылка на пункты договора и точное описание событий в хронологическом порядке;
- Период просрочки и полный расчет суммы неустойки;
- Указание нарушенных статей закона «О защите прав потребителей»;
- Требование выплатить сумму неустойки в конкретный срок;
- Реквизиты для безналичного перечисления средств (по желанию);
- Дата, подпись.
Важно! Размер неустойки не может превышать общую стоимость работ (или этапа работ) по договору. Если согласно расчету сумма неустойки выше, то она должна быть снижена до стоимости просроченных работ.
Скачать образец требования о взыскании неустойки:
Мы предлагаем 2 варианта образцов: о взыскании неустойки, а также неустойка + убытки, для скачивания перейдите по ссылке>>>
Как вручается претензия?
Оформленную в письменном виде претензию важно вручить подрядчику, и иметь на руках подтверждение такого вручения. Это важно, поскольку направление претензии является досудебным порядком урегулирования спора. Это обязательная процедура, установленная законом. Если спор мирно решить не удастся, и вам придется подавать исковое заявление в суд, его не примут без подтверждения того, что претензионный порядок был соблюден (то есть, без подтверждения того, что в адрес подрядчика была направлена претензия, он ее получил, но добровольно не выполнил ее требования).
Способы надлежащего вручения претензии:
- Лично вручить представителю подрядчика под роспись;
- Направить подрядчику заказным письмом с уведомлением о вручении;
- Направить курьерской доставкой;
- Отправить телеграмму с кратким текстом претензии.
В общем, подойдет любой способ, позволяющий достоверно доказать, что адресат получил претензию на руки.
Претензия вручена: что дальше?
Статья 31 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает 10-дневный срок для добровольного выполнения исполнителем (подрядчиком) всех законных требований потребителя (заказчика). Если по истечении 10 дней от подрядчика не поступит ответа на претензию или не будут перечислены суммы неустойки и/или убытков – можно подавать иск в суд и требовать принудительного взыскания этих сумм.
Подача искового заявления в суд для потребителя осуществляется бесплатно (не облагается госпошлиной). При подаче в суд потребитель вправе помимо сумм неустойки и убытков потребовать еще и возмещение понесенных расходов (например, за услуги юриста), а также штраф в размере 50% от общей суммы по иску. Штраф взыскивается не в доход государства, а в карман потребителя. Эта мера была введена в закон для того, чтобы стимулировать исполнителей услуг выполнять требования потребителей на добровольной основе и не нагружать суды.
Опытные подрядчики знают об этой норме закона, и, чаще сего, платят добровольно, стараясь не доводить до суда (так им выйдет дороже).
Источник
Ремонт без долгостроя
Помимо лирики и красивого дизайн-проекта у любого ремонта есть важная техническая составляющая. Что затягивает сроки ремонта квартир? И как с этим бороться.
На фото:
Чтобы не пришлось «лезть на стены» от злости на строителей, продумайте заранее техническую составляющую дизайн-проекта.
Земные материи
Любой дизайн-проект состоит из внешней (декоративной) и «внутренней» технической части. Например, сейчас в новых жилых комплексах бизнес-класса созданы так называемые службы технического надзора, которые контролируют правильность и соблюдение этапов производства работ, качество их выполнения согласно конкретным техническим предписаниям, ограничениям застройщика и строительным нормам и правилам (СНиП). Это новая для нашей страны практика.
Обидно, что зачастую заказчики и не догадываются об этих предписаниях и выясняется все, когда проделана половина работы по дизайн-проекту.
Например может выясниться, что есть проблемы с отметками пола по отношению к стоякам канализации. А существующие окна слишком близко расположены к потолку. В результате многие задумки архитектора либо невозможно воплотить, либо возможно, но с нестандартными (дорогостоящими) решениями.
На фото:
Русские скажут: ремонтировали так долго, что штукатурка со стен уже начала отваливаться. Европейцы же увидят в этом дизайн-концепцию брутального лофта.
Кто такой руководитель проекта? Архитектурный надзор чаще всего выполняет архитектор или смышленый прораб. Но на проекты класса люкс чаще всего приглашают посредника — руководителя проекта. Он, с одной стороны, отвечает за техническую привязку проекта к существующим реалиям пространства. То есть отвечает перед заказчиком и архитектором за точность соблюдения дизайн проекта. С другой стороны — управляет прорабом и бригадой рабочих, выполняя надзор (впоследствии — сам же и согласовывает необходимую документацию с разрешительными органами).
Кто такой руководитель проекта? Архитектурный надзор чаще всего выполняет архитектор или смышленый прораб. Но на проекты класса люкс чаще всего приглашают посредника — руководителя проекта. Он, с одной стороны, отвечает за техническую привязку проекта к существующим реалиям пространства. То есть отвечает перед заказчиком и архитектором за точность соблюдения дизайн проекта. С другой стороны — управляет прорабом и бригадой рабочих, выполняя надзор (впоследствии — сам же и согласовывает необходимую документацию с разрешительными органами).
Фальстарт по-русски
Вы, наверное, обращали внимание на разницу в российских и европейских интерьерах. Даже если оба интерьера выполнены в эклектике классического стиля, в российском можно увидеть неподдельную вычурность: все будто бы роскошно, но слеплено из разных кусков. А вот европейские более гармоничны и проработаны.
Я ни в коем случае не хочу обидеть заказчиков, но именно они навязывают стиль работы русскому архитектору. Проект начинает реализовываться в стадии полуфабриката, «быстрее-быстрее» и его доводят до готовности по принципу: «Сроки горят! Это просто мрак. Давайте переделывать или так сойдет».
В Европе ни один заказчик не позволит себе приступить к ремонту без проработки своего интерьера. В России ввязываются в ремонт и получают закономерный долгострой.
Например, при проектировании перегородок европейский архитектор уже абсолютно точно знает габариты дивана, который будет стоять в комнате. В России же нередки ситуации, когда приходится выставлять окна и поднимать мебель подъемным краном. Только потому, что это обойдется дешевле, чем демонтировать пол стены (разбирать проем, куда не проходит мебель). А все потому, что заказчик тридцать раз передумал, решил заменить тот диван на этот, а потом на еще один.
О пользе документации
В России очень многое делается на авось: вот лишь один показательный пример из моей практики. Монтируем душевую кабину с гидромассажем, и я замечаю, что не достаточна разница уровней для слива сточных вод из душевой кабины по отношению к месту врезки в канализацию. Попросили технический чертеж и инструкцию по инсталляции (сейчас все нормативные документы можно посмотреть на сайтах производителей), однако заказчик уверенно заявил, мол, все схемы одинаковые и не нужно «париться».
На фото:
Встроенный в пол поддон смотрится очень красиво, но для квартир — увы — плохо подходит: кто же знает, что придется поднять пол в ванной минимум на 15-20 см.
Не поленился, съездил в шоу-рум производителя и поползал под кабиной: опасения подтвердились — для нормального слива из этой душевой кабины ее пришлось бы поднимать относительно пола в санузле минимум на 10 см.
Узнав об этом, заказчик категорически отказался от существующего дизайн-проекта санузла. Из-за невысокого роста ему придется буквально «взбираться» в поддон, да и детям неудобно.
Архитектор был вынужден менять существующую планировку и расположение всех приборов в санузле.
Но и это не вся беда: уже после монтажа на новом месте выяснилось, что кабине не подведен телефонный провод. Но подводить его было уже поздно — на стенах и полу красовалась дорогая керамика, демонтировать которую заказчик не разрешил.
На фото:
Заказчик купил душевую кабину с телефоном. Но потому, что нерадивые строители забыли вывести в нужном месте телефонный кабель, человек пострадал финансово: придется либо сбивать плитку, либо признать — переплатил за ненужную функцию.
Я могу много перечислять проблем и ситуаций, которые заставляют считать ремонт «стихийным бедствием». После череды таких незапланированных событий не удивительно, что сроки ремонта квартир затягиваются в два-три раза. А сам заказчик потом с видом потерпевшего рассказывает знакомым страшную «историю одного ремонта». Чтобы этого не происходило, продумывайте не только дизайн, но сразу и техническую сторону любого ремонта!
Источник