- Ленинградский завод по ремонту городского электротранспорта
- История
- Вагоноремонтный завод — Петербургский трамвайно-механический завод
- ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод»: история, описание, продукция
- Начало пути
- Трудовой подвиг
- Дальнейшее развитие
- Ремонт трамваев и изготовление запчастей
- Производственная структура
- Закат
Ленинградский завод по ремонту городского электротранспорта
Ленинградский завод по ремонту городского электротранспорта
Петербургский трамвайно-механический завод | ||||
Год основания |
---|
Архитекторы: | |
Год постройки: | 1929-1934 |
Стиль: |
Вагоноремонтный завод —
Петербургский трамвайно-механический завод
1929 — Вагоноремонтный завод (ВАРЗ) (с 1933 — производство трамваев)
1934 — перебазировался на Чугунную ул.
1970-80-е — Ленинградский завод по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ)
1975 — Ленинградский трамвайно-троллейбусный завод
1993 — ОАО Петербургский трамвайно-механический завод
2003 — группа «Дедал» (в составе)
2005 — компания «Дедал-Вагоны» (в составе)
На фрагменте плана Треста ГРИИ
границы ПТМЗ(ВаРЗа) —
слева (красный контур),
службы пути — справа
(зелёный контур).
(добавил Александр ОТ )
Яндекс-панорама 2011 г.
(добавил — lenarch)
Завод был образован в 1929 г. как вагоноремонтный завод (ВАРЗ).
Поначалу планировалось сделать завод только ремонтным, но по предложению бывшего тогда секретарем обкома ВКП С. М. Кирова решили оснастить завод оборудованием, позволяющим создавать новые вагоны. В 1928 г. был разработан технический проект, закладка завода состоялась в 1929 г. Пуск планировался на 1 января 1934 г., но в строй завод вступил лишь 15 мая.
Вагоны, которые стал выпускать ВАРЗ, проектировались тоже в Ленинграде. Коллективом конструкторов руководил Д. И. Кондратьев, электрическое оборудование разрабатывал В. Е. Скобелев. Созданные в 1933 г. новые 15-метровые четырехосные вагоны получили официальное название ЛМ-33 (моторный) и ЛП-33 (прицепной). В народе их прозвали «американками» за внешнее сходство с пульмановскими железнодорожными вагонами.
В годы ВОВ завод работал для фронта, изготавливая боеприпасы, детали снарядов, ремонтируя танковые и авиационные двигатели.
С 1944 г. вновь вернулся к своей основной деятельности. Ленинградские трамвайщики с 1933 г. первыми в стране начали строить четырехосные вагоны большой вместимости (довоенные ЛМ/ЛП-33 и экспериментальный поезд 1936 г.).
Возрастающие потребности населения и требования градостроительства учитывались при создании новых типов трамвайных вагонов в 1950-1980-е гг.
В 1968 г. разработаны вагоны ЛМ-68, впоследствии модифицированные (ЛМ-68М).
В 1975 г. произошло объединение с троллейбусным заводом. ВАРЗ стал выпускать троллейбусные поезда ЗИУ-9+ЗИУ-9.
В 1970-1980-х гг. предприятие носило название Ленинградский завод по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ).
В 1980-1997 гг. велась разработка и выпуск новых вагонов: шестиосные ЛВС-80, ЛВС-86, ЛВС-97, восьмиосные ЛВС-89, ЛВС-93.
В 1993 г. завод был преобразован в ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод».
В конце 1990-х гг. запущены в серию современные трамваи ЛВС-97, ЛМ-99, ЛМ-2000. В то же время завод вел серийное производство троллейбуса ПТЗ-5283.
С 2003 г. входит в группу «Дедал». С 2005 г. управляется компанией «Дедал-Вагоны» (управляющая компания предприятий «Вагонмаш» и «Петербургский трамвайно-механический завод»).
На 2009 г. ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» является единственным предприятием СНГ, которое осуществляет одновременно строительство четырехосных и многоосных современных низкопольных трамвайных вагонов одно- и двустороннего движения.
Проходная ВАРЗа,
начало 1960-х гг.
(добавил begemout ).
Здание за проходной
(справа проходная в кадре),
вид с севера
(добавил fauna14 )
В настоящее время (?) продукцию завода составляют трамвайные вагоны
— ЛВС-2005 (71-152) — шестиосный сочленённый
— ЛМ-2008 (71-153) — четырёхосный
— ЛВС-2009 (71-154) — восьмиосный сочленённый
— ЛВС-2009М (71-154М) — восьмиосный сочленённый,
из которых первые два типа используются в Санкт-Петербурге. ( Alex_odessit )
В 2010 г. Правительством СПб утвержден проект перепланировки территории ПТМЗ.
Проходная ПТМЗ.
Фото — Александр ОТ, 16.11.2010.
Проходная. Вид с
территории завода.
«Останки» трамвая.
Фото — Александр ОТ , 19.03.2013.
Проходная, дворовый фасад.
(сейчас здесь отдел аренды)
Фото — Виктор М, 09.2016.
Лестница
проходной
Фото — Виктор М,
09.2016.
ЛМ-33+ЛП-33
Фото Л. Андреевского
из книги Путеводитель по
Ленинграду 1937 г.
ЛМ-36+ЛП-36
фото 1937
«Ежегодник ленинградского
отделения союза советских
архитекторов» (книга 1940)
первый ЛМ-57
фото 1957
электронная энциклопедия
«Трамвай СПб, 1860-2000»
ЛВС-66
(Михаил Исаев 1983)
ЛМ-67
(Михаил Исаев 07.1984)
ЛМ-68
(Михаил Исаев 06.1984)
ЛМ-68М
(Михаил Исаев 1981)
(фото вагона, построенного
в марте этого же года)
ЛВС-86
(Михаил Исаев 06.2010)
ЛВС-89 1989
(вырезка из газеты)
ЛВС-97
(Михаил Исаев 10.2008)
ЛМ-2008 и ЛВС-2005
(Михаил Исаев 04.2009)
(2008 на переднем плане)
Источник
ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод»: история, описание, продукция
ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» (ПТМЗ) долгое время оставался единственным отечественным машиностроительным предприятием, специализировавшимся на сборке исключительно трамваев и технических средств на их основе. После сокращения трамвайных путей в Петербурге спрос на подвижной состав резко упал. В 2013 году компания признана банкротом, производственная деятельность приостановлена.
Начало пути
История Петербургского трамвайно-механического завода (ПТМЗ) восходит к 20-м годам прошедшего столетия. Ленинград к этому времени оправился от тягот Гражданской войны. Развивался общественный транспорт, основой которого было трамвайное сообщение. В 1929 году началось возведение специализированного предприятия по ремонту подвижного состава.
Строительство поначалу шло с большим трудом. Только после вмешательства первого секретаря обкома и горкома ВКП(б) С. М. Кирова работа оживилась. Киров предложил изменить к тому же профиль завода и не только ремонтировать, но и строить трамвайные вагоны. Сразу же был образован отдел по проектированию трамваев. Старт молодого предприятия состоялся 15.05.1934 года. Первой продукцией стали четырехосные 15-метровые вагоны серий ЛП-33 (прицепные) и ЛМ-33 (моторные). До войны заводчане успели изготовить 464 единицы.
Трудовой подвиг
У Петербургского трамвайно-механического завода героическая история. Когда враг окружил Ленинград, многие заводчане добровольцами отправились защищать город. В заводских цехах главным образом усилиями голодных подростков и женщин наладили выпуск боеприпасов, ремонтировали технику, моторы. Однако как только гитлеровцев отбросили от Северной Пальмиры, предприятие вернулось к проектированию новых и восстановлению старых трамваев.
Технологический прорыв инженерами был совершен в 1947 году: освоена сборка более прочных цельнометаллических вагонов, имеющих 4 оси. Первыми образцами стали модели ЛП-47 и ЛМ-47. В последующие десятилетия их заменили 49, 57, 68-е модели и их модификации.
Дальнейшее развитие
Начиная с 1966 года Петербургский трамвайно-механический завод выпускает шестиосные трамваи, состоящие из двух вагонов, находящихся в сцепке. Преимущество новой техники очевидно – почти двукратное увеличение пассажиропотока. Первой такой моделью была ЛВС-66, которую позже сменила ЛВС-86. Следующим шагом стало производство восьмиосной техники, состоящей из трех вагонов.
1990-е годы завод пережил с трудом. Заказы от муниципалитета Петербурга сократились. Выручали поставки в другие города РФ и Украины. Между тем заводское КБ следило за мировыми тенденциями, конструируя более современные и комфортабельные модели, в том числе низкопольные. Это ЛМ-2000, ПТЗ различных модификаций, ЛВС-2005, ЛМ-99 ЭМН, ЛМ-2008, 71-154М и другие.
Ремонт трамваев и изготовление запчастей
Помимо производства вагонов на Петербургском трамвайно-механическом заводе производился капремонт и техобслуживание выпущенной ранее техники как для нужд горэлектротранса, так и для эксплуатантов из других городов. В основном ремонтировались вагоны четырехосные типа ЛМ-68, 68М, КТМ и шестиосные серии ЛВС (с контакторной и импульсной системами управления).
Особенностью ремонтной базы на заводе являлось наличие мостовых кранов, способных перемещать кузовы вагонов от одной зоны до другой (специализированной) для определенного вида технологического процесса. Такая система позволяла при увеличенном объеме работ внедрять поточный метод ремонта.
Производственная структура
Структура производства ремонта вагонов была построена так, что в основной зоне выполнялся ремонт кузовных работ, а по периметру основной зоны располагались подпитывающие цеха основного производства:
Каждый из подпитывающих цехов был оснащен специальным оборудованием, станочной базой, оснасткой, испытательными станциями.
При ремонте вагонов завод часто прибегал к унификации узлов и деталей морально устаревших за период эксплуатации. Оригинальность технологической структуры ремонта позволяло освоить производство большой номенклатуры запчастей, вплоть до изготовления новых узлов и деталей:
- Электрооборудования: контакторы, реле, резисторы, тяговые и вспомогательные электродвигатели, панели, токоприемники, жгуты силовых и вспомогательных цепей и др.
- Механического оборудования: тележки и их детали, тормозные системы, рельсовые тормоза и др.
- Пневмомеханического оборудования.
- Арматуры.
- Элементов пола, сидений и внутренней отделки.
Закат
Пережив «лихие 90-е», ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» неожиданно оступился в «тучных 2000-х». К этому времени предприятие совместно с «Вагонмашем» принадлежало группе компаний «Дедал», специализировавшейся в области вагоностроения.
В 2008 году компания выиграла несколько крупных конкурсов на поставку десятков современных трамваев администрациям Петербурга и Волгограда. Также продукция поставлялась в Барнаул, Москву, Донецк, Киев, Одессу и другие города. На волне успеха намечалась масштабная реконструкция, вынашивались планы возведения крупного производственного комплекса. Для этих целей брались кредиты.
Однако вскоре основной клиент – муниципальные власти С.-Петербурга – фактически отказался от продукции Петербургского трамвайно-механического завода. Официально причина была в несоответствии качеству продукции. Однако большую роль сыграло сокращение городских трамвайных маршрутов в рамках борьбы с дорожными пробками. В 2013 году ПТМЗ объявлен банкротом, производственная деятельность на нем больше не осуществляется, площади сдаются арендаторам.
Контакты Петербургского трамвайно-механического завода: улица Чугунная, корп. 2, С.-Петербург, РФ, 194044.
Источник