Завод по ремонту трамвайных вагонов

Ленинградский завод по ремонту городского электротранспорта

Ленинградский завод по ремонту городского электротранспорта

Назаров Василий Варфоломеевич (генеральный директор)

Петербу́ргский трамва́йно-механи́ческий заво́д (ПТМЗ) — предприятие по производству трамваев, находящееся в городе Санкт-Петербурге. Единственный завод в России, занимающийся только трамваестроением [1] , по состоянию на 2009 год является единственным поставщиком подвижного состава для трамвайной системы Санкт-Петербурга.

История

Образован в 1929 году как вагоноремонтный завод (ВАРЗ). В 1933 году перепрофилирован на производство трамваев для города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург). Выпускал трамваи ЛМ и ЛП. На церемонии выхода из цеха первого трамвая присутствовал С. М. Киров. Весной 1934 года ВАРЗ перебазировался на Чугунную улицу [2] . С началом Великой Отечественной войны завод был перепрофилирован для выпуска боеприпасов и ремонта двигателей. С 1944 года вновь выпускает трамваи. В 1966 году на заводе построен первый сочленённый шестиосный трамвай в СССР — ЛВС-66. С 1986 года начинается серийное производство сочленённых шестиосных вагонов ЛВС-86. В 1970-80-х годах носил название Ленинградский завод по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ).

В 1993 году предприятие было акционировано и получило современное название — «Петербургский трамвайно-механический завод».

с 2003 года входит в группу «Дедал» и с 2005 года управляется компанией «Дедал-Вагоны» (управляющая компания предприятий «Вагонмаш» и «Петербургский трамвайно-механический завод». [3]

По состоянию на сентябрь 2006 года завод выпускает вагоны ЛМ-99 различных модификаций, поставляемые в Санкт-Петербург, Москву и другие города России.

В июне 2006 года ПТМЗ построил опытный образец вагона ЛВС-2005, прототип новой линейки низкопольных вагонов.

В сентябре 2007 года завод заключил экспортный контракт с КП «Одессагорэлектротранс» на поставку 11 четырёхосных трамвайных вагонов ЛМ-99 ЭМН [4] .

В 2008 году началась опытная эксплуатация трамвая модели ЛМ-2008.

В апреле 2008 года завод выиграл открытый конкурс на поставку трамвайных вагонов для государственных нужд Петербурга. Заключение контракта анонсировано на конец апреля, предполагается заключить два контракта на общую сумму более 645 млн. рублей. Из заказанных ГУП «Горэлектротранс» 45 вагонов: [5]

  • 16 шестиосных вагонов «Пионер» модели 71-152,
  • 29 четырёхосных вагонов 71-134А «Соло».

Летом 2008 года ПТМЗ выиграл конкурс на поставку двух трёхсекционных вагонов вместимостью по 350 человек для второй очереди Волгоградского скоростного трамвая. Первый экземпляр будет выпущен к 1 января 2009 года, второй – к июлю 2009 года [6] .

Летом 2008 года петербургскими чиновниками было заявлено, что в 2009 году ПТМЗ может лишиться права поставки трамваев для Санкт-Петербурга, т. к. продукция завода вызывает ряд нареканий [7] .

Источник

Вагоноремонтный завод —
Петербургский трамвайно-механический завод

Петербургский трамвайно-механический завод
Год основания
Архитекторы:
Год постройки: 1929-1934
Стиль:

Вагоноремонтный завод —

Петербургский трамвайно-механический завод

1929 — Вагоноремонтный завод (ВАРЗ) (с 1933 — производство трамваев)

1934 — перебазировался на Чугунную ул.

1970-80-е — Ленинградский завод по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ)

1975 — Ленинградский трамвайно-троллейбусный завод
1993 — ОАО Петербургский трамвайно-механический завод

2003 — группа «Дедал» (в составе)

2005 — компания «Дедал-Вагоны» (в составе)

На фрагменте плана Треста ГРИИ
границы ПТМЗ(ВаРЗа) —
слева (красный контур),
службы пути — справа
(зелёный контур).
(добавил Александр ОТ )

Яндекс-панорама 2011 г.
(добавил — lenarch)

Завод был образован в 1929 г. как вагоноремонтный завод (ВАРЗ).

Поначалу планировалось сделать завод только ремонтным, но по предложению бывшего тогда секретарем обкома ВКП С. М. Кирова решили оснастить завод оборудованием, позволяющим создавать новые вагоны. В 1928 г. был разработан технический проект, закладка завода состоялась в 1929 г. Пуск планировался на 1 января 1934 г., но в строй завод вступил лишь 15 мая.

Вагоны, которые стал выпускать ВАРЗ, проектировались тоже в Ленинграде. Коллективом конструкторов руководил Д. И. Кондратьев, электрическое оборудование разрабатывал В. Е. Скобелев. Созданные в 1933 г. новые 15-метровые четырехосные вагоны получили официальное название ЛМ-33 (моторный) и ЛП-33 (прицепной). В народе их прозвали «американками» за внешнее сходство с пульмановскими железнодорожными вагонами.

В годы ВОВ завод работал для фронта, изготавливая боеприпасы, детали снарядов, ремонтируя танковые и авиационные двигатели.

С 1944 г. вновь вернулся к своей основной деятельности. Ленинградские трамвайщики с 1933 г. первыми в стране начали строить четырехосные вагоны большой вместимости (довоенные ЛМ/ЛП-33 и экспериментальный поезд 1936 г.).

Возрастающие потребности населения и требования градостроительства учитывались при создании новых типов трамвайных вагонов в 1950-1980-е гг.

В 1968 г. разработаны вагоны ЛМ-68, впоследствии модифицированные (ЛМ-68М).

В 1975 г. произошло объединение с троллейбусным заводом. ВАРЗ стал выпускать троллейбусные поезда ЗИУ-9+ЗИУ-9.

В 1970-1980-х гг. предприятие носило название Ленинградский завод по ремонту городского электротранспорта (ЗРГЭТ).

В 1980-1997 гг. велась разработка и выпуск новых вагонов: шестиосные ЛВС-80, ЛВС-86, ЛВС-97, восьмиосные ЛВС-89, ЛВС-93.

В 1993 г. завод был преобразован в ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод».

В конце 1990-х гг. запущены в серию современные трамваи ЛВС-97, ЛМ-99, ЛМ-2000. В то же время завод вел серийное производство троллейбуса ПТЗ-5283.

С 2003 г. входит в группу «Дедал». С 2005 г. управляется компанией «Дедал-Вагоны» (управляющая компания предприятий «Вагонмаш» и «Петербургский трамвайно-механический завод»).

На 2009 г. ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» является единственным предприятием СНГ, которое осуществляет одновременно строительство четырехосных и многоосных современных низкопольных трамвайных вагонов одно- и двустороннего движения.

Проходная ВАРЗа,
начало 1960-х гг.
(добавил begemout ).

Здание за проходной
(справа проходная в кадре),
вид с севера
(добавил fauna14 )

В настоящее время (?) продукцию завода составляют трамвайные вагоны

— ЛВС-2005 (71-152) — шестиосный сочленённый

— ЛМ-2008 (71-153) — четырёхосный

— ЛВС-2009 (71-154) — восьмиосный сочленённый

— ЛВС-2009М (71-154М) — восьмиосный сочленённый,

из которых первые два типа используются в Санкт-Петербурге. ( Alex_odessit )

В 2010 г. Правительством СПб утвержден проект перепланировки территории ПТМЗ.

Проходная ПТМЗ.
Фото — Александр ОТ, 16.11.2010.

Проходная. Вид с
территории завода.

«Останки» трамвая.
Фото — Александр ОТ , 19.03.2013.

Проходная, дворовый фасад.
(сейчас здесь отдел аренды)
Фото — Виктор М, 09.2016.

Лестница
проходной
Фото — Виктор М,
09.2016.

ЛМ-33+ЛП-33
Фото Л. Андреевского
из книги Путеводитель по
Ленинграду 1937 г.

ЛМ-36+ЛП-36
фото 1937
«Ежегодник ленинградского
отделения союза советских
архитекторов» (книга 1940)

первый ЛМ-57
фото 1957
электронная энциклопедия
«Трамвай СПб, 1860-2000»

ЛВС-66
(Михаил Исаев 1983)

ЛМ-67
(Михаил Исаев 07.1984)

ЛМ-68
(Михаил Исаев 06.1984)

ЛМ-68М
(Михаил Исаев 1981)
(фото вагона, построенного
в марте этого же года)

ЛВС-86
(Михаил Исаев 06.2010)

ЛВС-89 1989
(вырезка из газеты)

ЛВС-97
(Михаил Исаев 10.2008)

ЛМ-2008 и ЛВС-2005
(Михаил Исаев 04.2009)
(2008 на переднем плане)

Источник

ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод»: история, описание, продукция

ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» (ПТМЗ) долгое время оставался единственным отечественным машиностроительным предприятием, специализировавшимся на сборке исключительно трамваев и технических средств на их основе. После сокращения трамвайных путей в Петербурге спрос на подвижной состав резко упал. В 2013 году компания признана банкротом, производственная деятельность приостановлена.

Начало пути

История Петербургского трамвайно-механического завода (ПТМЗ) восходит к 20-м годам прошедшего столетия. Ленинград к этому времени оправился от тягот Гражданской войны. Развивался общественный транспорт, основой которого было трамвайное сообщение. В 1929 году началось возведение специализированного предприятия по ремонту подвижного состава.

Строительство поначалу шло с большим трудом. Только после вмешательства первого секретаря обкома и горкома ВКП(б) С. М. Кирова работа оживилась. Киров предложил изменить к тому же профиль завода и не только ремонтировать, но и строить трамвайные вагоны. Сразу же был образован отдел по проектированию трамваев. Старт молодого предприятия состоялся 15.05.1934 года. Первой продукцией стали четырехосные 15-метровые вагоны серий ЛП-33 (прицепные) и ЛМ-33 (моторные). До войны заводчане успели изготовить 464 единицы.

Трудовой подвиг

У Петербургского трамвайно-механического завода героическая история. Когда враг окружил Ленинград, многие заводчане добровольцами отправились защищать город. В заводских цехах главным образом усилиями голодных подростков и женщин наладили выпуск боеприпасов, ремонтировали технику, моторы. Однако как только гитлеровцев отбросили от Северной Пальмиры, предприятие вернулось к проектированию новых и восстановлению старых трамваев.

Технологический прорыв инженерами был совершен в 1947 году: освоена сборка более прочных цельнометаллических вагонов, имеющих 4 оси. Первыми образцами стали модели ЛП-47 и ЛМ-47. В последующие десятилетия их заменили 49, 57, 68-е модели и их модификации.

Дальнейшее развитие

Начиная с 1966 года Петербургский трамвайно-механический завод выпускает шестиосные трамваи, состоящие из двух вагонов, находящихся в сцепке. Преимущество новой техники очевидно – почти двукратное увеличение пассажиропотока. Первой такой моделью была ЛВС-66, которую позже сменила ЛВС-86. Следующим шагом стало производство восьмиосной техники, состоящей из трех вагонов.

1990-е годы завод пережил с трудом. Заказы от муниципалитета Петербурга сократились. Выручали поставки в другие города РФ и Украины. Между тем заводское КБ следило за мировыми тенденциями, конструируя более современные и комфортабельные модели, в том числе низкопольные. Это ЛМ-2000, ПТЗ различных модификаций, ЛВС-2005, ЛМ-99 ЭМН, ЛМ-2008, 71-154М и другие.

Ремонт трамваев и изготовление запчастей

Помимо производства вагонов на Петербургском трамвайно-механическом заводе производился капремонт и техобслуживание выпущенной ранее техники как для нужд горэлектротранса, так и для эксплуатантов из других городов. В основном ремонтировались вагоны четырехосные типа ЛМ-68, 68М, КТМ и шестиосные серии ЛВС (с контакторной и импульсной системами управления).

Особенностью ремонтной базы на заводе являлось наличие мостовых кранов, способных перемещать кузовы вагонов от одной зоны до другой (специализированной) для определенного вида технологического процесса. Такая система позволяла при увеличенном объеме работ внедрять поточный метод ремонта.

Производственная структура

Структура производства ремонта вагонов была построена так, что в основной зоне выполнялся ремонт кузовных работ, а по периметру основной зоны располагались подпитывающие цеха основного производства:

Каждый из подпитывающих цехов был оснащен специальным оборудованием, станочной базой, оснасткой, испытательными станциями.

При ремонте вагонов завод часто прибегал к унификации узлов и деталей морально устаревших за период эксплуатации. Оригинальность технологической структуры ремонта позволяло освоить производство большой номенклатуры запчастей, вплоть до изготовления новых узлов и деталей:

  • Электрооборудования: контакторы, реле, резисторы, тяговые и вспомогательные электродвигатели, панели, токоприемники, жгуты силовых и вспомогательных цепей и др.
  • Механического оборудования: тележки и их детали, тормозные системы, рельсовые тормоза и др.
  • Пневмомеханического оборудования.
  • Арматуры.
  • Элементов пола, сидений и внутренней отделки.

Закат

Пережив «лихие 90-е», ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод» неожиданно оступился в «тучных 2000-х». К этому времени предприятие совместно с «Вагонмашем» принадлежало группе компаний «Дедал», специализировавшейся в области вагоностроения.

В 2008 году компания выиграла несколько крупных конкурсов на поставку десятков современных трамваев администрациям Петербурга и Волгограда. Также продукция поставлялась в Барнаул, Москву, Донецк, Киев, Одессу и другие города. На волне успеха намечалась масштабная реконструкция, вынашивались планы возведения крупного производственного комплекса. Для этих целей брались кредиты.

Однако вскоре основной клиент – муниципальные власти С.-Петербурга – фактически отказался от продукции Петербургского трамвайно-механического завода. Официально причина была в несоответствии качеству продукции. Однако большую роль сыграло сокращение городских трамвайных маршрутов в рамках борьбы с дорожными пробками. В 2013 году ПТМЗ объявлен банкротом, производственная деятельность на нем больше не осуществляется, площади сдаются арендаторам.

Контакты Петербургского трамвайно-механического завода: улица Чугунная, корп. 2, С.-Петербург, РФ, 194044.

Источник

Читайте также:  Капитальный ремонт двигателя тойота ипсум
Оцените статью