Жизненный цикл ремонта оборудования

От просто ремонта — к управлению жизненным циклом обслуживания

Эдвард Марфа (Eduard Marfa)
Директор по маркетингу продукта Teamcenter в странах Европы, Ближнего Востока и Африки, Siemens PLM Software

Введение

Сегодня системы планового технического обслуживания (ПТО) внедрены практически на всех находящихся в эксплуатации крупных судах. Такие системы очень полезны для контроля выполнения важнейших задач обслуживания техники и выдачи ремонтниками напоминаний о том, что необходимо сделать и какие виды работ не выполнены в срок. Приносимая польза становится всё более очевидной в условиях оптимизации процессов снабжения и сокращения сроков оборачиваемости судов.

Фактически системы ПТО вносят существенный вклад в снижение начальной цены судов и общей стоимости владения, причем именно эти два аспекта были названы приоритетными на Первой Всемирной конференции руководителей судостроительных предприятий в апреле 2010 года.

Многие компании рассматривают этап послепродажного обслуживания как стратегически важный для всего бизнеса в плане себестоимости и решения вопросов снабжения. Причина этого станет очевидной, если сравнить длительность этапа строительства судна (от года до трех лет) с продолжительностью его эксплуатации, составляющей 20­40 лет. Поэтому тщательное планирование техобслуживания — это наличие информации не только о состоянии ремонтных работ на конкретном судне, но и о номенклатуре запчастей и сроках их замены. Предприятиям требуется всеобъемлющий подход ко всей экосистеме планового технического обслуживания.

Трудности

Проектирование, строительство и поддержка жизненного цикла морских судов — задача исключительной технической сложности, которая решается десятилетиями. В случае же разработки военных кораблей только проектирование и строительство могут длиться целое десятилетие, а для обеспечения работ требуются огромные объемы постоянно меняющейся информации.

Однако техническое обслуживание — это не только проведение работ на судне, но и наличие соответствующих ресурсов и ремонтной инфраструктуры. На самом деле стоимость обслуживания и ремонта на протяжении всего срока службы судна может в два­пять раз превысить его начальную цену.

При этом сами суда являются крупногабаритными и очень сложными конструктивно, и требования к их обслуживанию постоянно меняются в зависимости от условий эксплуатации, а также наличия ремонтных мощностей и запчастей в портах захода. Поэтому вопросы технического обслуживания должны рассматриваться судостроителями, судовладельцами и поставщиками услуг как стратегические.

Рост сроков оборачиваемости судов, повышение стоимости ремонтных работ и их низкое качество (что приводит, например, к росту потребления топлива или установке не соответствующих техническим требованиям деталей) влекут за собой падение прибылей и снижение уровня безопасности при эксплуатации. Поддержание работоспособности на протяжении всего срока службы требует получения точной и актуальной информации об их состоянии, требованиях к проведению обслуживания и о процедурах ремонта.

Для повышения общей производительности организациям требуется оптимизация процессов технического обслуживания, которая заключается в отказе от проведения ненужных работ и приведении всех процессов в соответствие общей цели бизнеса при полном соблюдении нормативных требований и правил безопасности. Именно здесь необходим переход от просто систем ПТО к управлению жизненным циклом обслуживания.

Управление жизненным циклом обслуживания изделий

В основе управления жизненным циклом обслуживания с учетом исполнения конкретного изделия лежат два важнейших аспекта: знания и эффективность процессов.

К знаниям относятся полное описание судна, а также управление его реальной структурой, документацией, ведение истории техобслуживания, внесение изменений в жизненный цикл, управление ремонтными работами и ведение логистического учета. Всё это должно быть объединено в единый источник знаний, предоставляемый всем участникам жизненного цикла для поддержки их совместной работы.

Эффективность процессов достигается координацией решений, основанных на едином определении технического объекта и знаниях о его обслуживании. Подобная координация обеспечивает:

  • полнофункциональное планирование обслуживания по техническому состоянию, выполнение обслуживания на основе показателей надежности либо профилактического обслуживания в соответствии с нормативными требованиями;
  • управление материалами и запасами при помощи ведения учета выполняемых операций и обработки заказов на обслуживание;
  • прослеживаемость финансов и активов;
  • обучение и сертификация;
  • мониторинг и прогнозирование технического состояния объектов.
Читайте также:  Запасные части для ремонта оборудования окпд

Все перечисленные аспекты входят в жизненный цикл, который подразделяется на семь важнейших элементов: разработка изделия, управление документами, надежность, доступность и ремонтопригодность, планирование обслуживания, управление исполнениями материальных активов, исполнение работ, управление запасами.

Разработка изделия

Учет вопросов обслуживания на самых ранних этапах разработки при планировании ремонтных операций позволяет использовать имеющиеся проектные данные: CAD­модели, техническую информацию поставщиков, схемы и технологические процессы.

При этом удается не только рассматривать вопросы обслуживания изделия уже на этапе конструирования, но и с самого начала включить в процесс разработки такие вопросы, как подготовка конструкторских спецификаций, а также создание 2D­ и 3D­информации для подготовки руководств по техническому обслуживанию.

Более того, при надлежащем управлении различными конфигурациями как проектов, так и реальных изделий можно выявить, где именно установлен тот или иной узел и какие именно изделия потребуют модификации при внесении конструкторских изменений.

Управление документами

Когда плановое обслуживание становится неотъемлемой частью процесса конструирования, представляется возможным централизованно разрабатывать и хранить все технические руководства по деталям и узлам изделия, а также руководства по техническому обслуживанию и журналы учета судового имущества.

Применение системы управления информационным наполнением технических публикаций гарантирует, что соответствующие специалисты создают документацию в едином и пригодном для повторного использования формате, а все изменения отслеживаются и синхронизируются с конфигурацией изделий.

Надежность, доступность и ремонтопригодность

Требования по надежности судовых систем следует учитывать на самых ранних этапах проектирования. Для планирования процессов технического обслуживания систем изделия необходимо анализировать характер и последствия отказов (FMEA) и проводить обслуживание с целью обеспечения надежности и анализа эксплуатационного риска. Как правило, планирование основывается на предоставляемой поставщиками информации, опыте и анализе данных о реально выполняемых процессах обслуживания и ремонта.

Основой планового обслуживания являются прослеживаемость и фиксация всех ремонтных работ и изменений, вносимых в конструкцию изделия. Необходимо обеспечение возможности проверки соблюдения норм и стандартов, распространяющихся на каждый эксплуатируемый объект.

Для надежной службы судна крайне важно знать периодичность контроля, ремонта и замены каждого узла, а также технические требования к проведению обслуживания. Такие знания тем более необходимы, когда судно длительное время находится в море, проходя огромные расстояния. При своевременном обновлении и правильном применении такие знания повышают надежность и готовность судна к работе, а также его производительность и эффективность.

Планирование обслуживания

Точное представление о составе оборудования конкретного судна, надежности каждой детали, а также наличие документации по процедурам проведения ремонта облегчает внедрение стандартов обслуживания — как профилактического, так и по техническому состоянию.

Такой стандарт может включать задания и указания по проведению работ для каждого инженера, а также списки требуемых деталей и нормы времени выполнения работ. Понимание потребностей технического обслуживания обеспечивает планирование текущих и будущих действий, требующих координации с целью сокращения простоев или задержек с вводом в эксплуатацию.

Управление исполнениями материальных активов

Знание конкретных исполнений имеющихся активов — уже полдела в управлении расходами на жизненный цикл изделия. Точное управление исполнениями активов обеспечивает надлежащее планирование обслуживания, поставок запчастей, наличия необходимого оборудования и сотрудников требуемой квалификации. Прослеживание партий деталей позволяет узнать их применяемость в масштабах всего флота, выявить проблемные детали и повысить надежность на всех этапах жизненного цикла. Кроме того, фиксация изменений, вносимых в конструкцию изделий в ходе ремонта, предоставляет информацию о реальном текущем состоянии судна, необходимую для планирования обслуживания и поставок запчастей.

Читайте также:  Ваз ремонт свечи замена

Исполнение работ

Для быстрого и точного выполнения обслуживания и ремонта требуется выдача заданий на проведение работ и предоставление необходимой информации исполнителю соответствующей квалификации. При этом исполнитель должен регистрировать технические характеристики узлов изделия, записывать важные наблюдения, фиксировать вносимые в конструкцию изменения (замены деталей) и сообщать о несоответствиях, требующих проведения дополнительных работ.

Ремонт и обслуживание выполняются совместными силами сторонних организаций и собственных сотрудников, поэтому актуальной становится проблема управления работой всех этих специалистов. Сюда же относится сквозное управление заявками клиентов на проведение обслуживание, а также оптимизация рабочего времени ремонтного персонала с целью исключения как переработок, так и простоев.

Судостроители должны обеспечить требуемый уровень квалификации исполнителей, а также легкий доступ к документации и журналам технического обслуживания. В хорошо документированной среде ведутся наряд­заказы на проведение обслуживания, имеются интерактивные 3D­инструкции, а также средства контроля текущего состояния работ с регулярным обновлением информации.

Управление запасами

Нередко суда проходят обслуживание и ремонт в самых разных точках земного шара, а для этого требуются не только квалифицированные исполнители, но и нужные детали, которые должны поставляться в место проведения плановых работ.

Это сложная логистическая задача, распространяющаяся не на отдельное судно и даже не на целый флот. Требуется полный учет заявок на ремонт и их сопоставление с имеющимися запасами деталей и номерами моделей судов.

Подобная работа должна выполняться на глобальном уровне с контролем перемещений судов и прогнозированием потребностей при проведении планового обслуживания, когда судно приходит в очередной порт.

Заключение

Плановое техническое обслуживание — глобальная и сложная система логистических процессов. При наличии соответствующих методик и решений по управлению жизненным циклом обслуживания данную задачу удается оптимизировать и повысить эффективность всей логистической цепочки, полностью интегрированной с вашим бизнесом и работой сторонних поставщиков услуг.

Переходя от ПТО к управлению жизненным циклом обслуживания, вы получаете массу преимуществ, среди которых — повышение надежности и готовности судна, сокращение простоев из­за ремонта, а также большая отдача от капиталовложений в активы.

Кроме того, затраты и сроки цикла обслуживания сокращаются благодаря повышению эффективности при обеспечении безопасности и соответствия нормативным требованиям, когда работы проводятся в зависимости от конкретного исполнения изделия.

В целом правильная организация обслуживания способствует улучшению качества работы с заказчиками, что повышает их приверженность вашей компании и обеспечивает стабильное поступление прибыли.

Источник

Стадии жизненного цикла оборудования.

Жизненный цикл оборудования включает следующие стадии:

2. Изготовление и сборка.

3. Транспортирование и хранение.

4. Монтаж (ввод в эксплуатацию).

5. Использование по назначению, включая операции по ТОиР (наиболее продолжительная стадия).

Технический осмотр (ТО) оборудования осуществляется на третьей, четвёртой и пятой стадиях.

Эксплуатация ‒ стадия жизненного цикла оборудования, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается качество оборудования, в общем случае охватывающая ввод в эксплуатацию, использование по назначению, техническое обслуживание, текущие и капитальные ремонты, прекращение эксплуатации, списание (передачу, утилизацию, уничтожение).

Эксплуатация оборудования сопровождается износом его элементов. На кривой износа под номером 1 (рисунок 1) в общем случае обнаруживаются три участка, соответствующие трём стадиям износа. Стадия I ‒ это начальный ускоренный износ, наблюдаемый при приработке. Стадия II, представленная на рисунке прямолинейным участком, является режимом установившегося износа, наблюдаемым при нормальной эксплуатации оборудования. На стадии III скорость износа резко возрастает, другими словами это называется катастрофическим износом. Кривая 2 на рисунке 1 изображает скорость износа.

Рисунок 1 ‒ Теоретическая кривая износа

1.2 Система планово-предупредительного ремонта электроподвижного состава

У системы планово-предупредительного ремонта имеются следующие достоинства:

‒ возможность планирования ремонтных работ;

‒ возможность определения заранее потребного количества оборудования ремонтного хозяйства, количества рабочих и др.;

Читайте также:  Ремонт треснувшего литого диска

‒ возможность совершенствования и модернизации оборудования.

Система планово-предупредительного ремонта состоит из групп технических обслуживаний и ремонтов:

ТО – технические обслуживания;

ТР – текущие ремонты;

СР – средние ремонты;

КР – капитальные ремонты.

Цель ТО – выявление и исправление неисправностей, обнаруженных при осмотре1 в эксплуатации.

Цель ТР – восстановление работоспособности узлов, агрегатов и аппаратов в межремонтные периоды.

Цель СР – восстановление конструкционных параметров узлов, агрегатов и аппаратов ЭПС с возможной частичной их заменой.

Цель КР – обновление локомотива с полным восстановлением ресурса узлов и агрегатов.

ТО1 – техническое обслуживание первого объема выполняется локомотивными бригадами при приемки и сдачи ЭПС.

ТО2 – техническое обслуживание второго объема выполняется комплексными бригадами ПТО на станциях оборота или в основных депо при выходе ЭПС с ремонта.

Технические обслуживания ТО1, ТО2 выполняется для предупреждения появления неисправностей, поддержания электровозов в работоспособном и надлежащем санитарно-техническом состоянии, для обеспечения бесперебойной, безаварийной работы и пожарной безопасности.

ТО3 – техническое обслуживание третьего объема выполняется комплексными бригадами основных депо.

Техническое обслуживание ТО3 выполняется для предупреждения появления неисправностей, настройки электрической аппаратуры, выявления слабых мест в изоляции и дефектоскопии оборудования.

ТО4 – техническое обслуживание по обточке бандажей колесных пар. Выполняется в основном депо и по возможности совмещается с одним из ТР.

Техническое обслуживание ТО-4 выполняется для обточки бандажей колесных пар без выкатки их из-под электровоза при достижении оптимальных для данного участка эксплуатации или предельных величин проката и толщины гребней бандажей.

ТО5 – техническое обслуживание по консервации или расконсервации ЭПС:

‒ в процессе подготовки электровоза для постановки в запас МПС России и длительного содержания в резерве железной дороги (далее РУД) — Т0-5а;

‒ в процессе подготовки электровоза к отправке в недействующем состоянии в капитальный ремонт на заводы или в другие депо, в текущий ремонт в другие депо, в процессе передачи на баланс другим депо или передислокации ТО-56;

‒ в процессе подготовки электровоза к эксплуатации после постройки, ремонта на заводах или в других депо, после передислокации Т0-5в;

‒ в процессе подготовки электровоза к эксплуатации перед выдачей из запаса МПС России или РУД Т0-5г.

ТР – текущие ремонты выполняются в основных ремонтных депо, их подразделяют на ТР1, ТР2, ТР3 (с 2002 по 2004гг. ТРО (объединенный), ТР и ТРУ (усиленный).

Текущие ремонты ТР1, ТР2 и ТР3 выполняются для поддержания работоспособности электровозов, восстановления основных эксплуатационных характеристик и обеспечения их стабильности в межремонтный период путем ревизии, ремонта, регулировки, испытаний и замены деталей, узлов, агрегатов.

СР – средний ремонт выполняется в основном депо или на заводах.

КР – капитальные ремонты выполняются на электровозоремонтных или электровозостроительных заводах. Капитальные ремонты подразделяют на КР и КРП (капитальный ремонт с продлением срока службы).

Техническая диагностика — одна из основных составных частей планово-предупредительной системы технического обслуживания машинно парка. Она позволяет полнее использовать межремонтный ресурс агрегатов, узлов и деталей машин; устранить необоснованную разборку механизмов, нарушающую условия приработки, и тем самым снизить скорость изнашивания трущихся сопряжений; резко снизить простои машинных агрегатов из-за технических неисправностей путем прогнозирования и предупреждения отказов; снизить трудоемкость ремонта и технического обслуживания машин за счет сокращения разборочно-сборочных работ; своевременного и качественного выполнения регулировочных и других профилактических операций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источник

Оцените статью