Текущий ремонт автомобилей Камаз
Объем текущего ремонта автомобиля зависит от характера работ, которые определяются при возникновении неисправностей или при техническом обслуживании машин. Объем работ при текущем ремонте машин обычно не превышает 30 чел.-ч.
Содержание операций технологического процесса текущего ремонта может быть различным, так как оно зависит от количества и характера выявленных неисправностей, способов их устранения.
Выполняется текущий ремонт машины в соответствии с маршрутной схемой технологического процесса. Он начинается с уточнения неисправностей и определения способов их устранения. При необходимости автомобиль перед ремонтом очищается от загрязнений и подвергается мойке. Неисправные приборы, механизмы, узлы и агрегаты могут ремонтироваться непосредственно на машине или после снятия их с автомобиля.
Виды работ, выполняемых при текущем ремонте автомобилей Камаз
Распространенными видами работ по устранению дефектов при текущем ремонте автомобилей являются сварочные, жестяницкие, арматурные и кузовные. Они выполняются при восстановлении изношенных деталей, заварке трещин, отколов, наложении заплат на пробоины. Жестяницкие и сварочные, арматурные и кузовные работы включают операции по разборке, сборке, правке и сварке поврежденных деталей кузова, кабины, крыльев, оперения. В жестяницко-сварочных отделениях изготавливаются необходимые для ремонта дополнительные ремонтные детали (ДРД): панели, вставки, заплаты и др.
При разборочно-сборочных работах трудозатраты при текущем ремонте составляют 60—65 % от общей трудоемкости текущего ремонта автомобилей. Эти работы выполняются в ремонтных мастерских на постах, оборудованных механизированным инструментом (пневматическими или электрическими гайковертами).
Ручная слесарная обработка деталей производится после закрепления их в тисках на верстаке при помощи напильника, ножовки, шабера, дрели с набором сверл или другого специализированного инструмента или приспособлений. Примером слесарной обработки деталей может служить восстановление испорченной резьбы с помощью плашки (для наружной резьбы) или метчика (для внутренней резьбы). Повреждение внутренней резьбы в корпусных деталях устраняется путем рассверливания поврежденной резьбы и постановки резьбовых вставок.
Отремонтированные механизмы устанавливаются на автомобиль, при необходимости выполняются их подгонка и регулировка.
Кузнечные работы производятся в кузнечно-рессорном отделении автотранспортного предприятия (АТП) при ремонте или изготовлении деталей с применением нагрева. В этом же отделении ремонтируются рессоры, имеющие пониженную упругость, заменяются отдельные поломанные листы рессор и т. д.
Изгиб передней балки устраняется правкой при капитальном ремонте.
Обойные работы включают обивку спинок и подушек сидений, изготовление чехлов для сидений автомобилей и утеплительных чехлов для двигателей. Подушки и спинки сидений разбираются на специальном верстаке, оборудованном вытяжным устройством для удаления пыли. Поврежденные металлические каркасы и основы сидений направляются в арматурный участок для ремонта, а сломанные или ослабевшие пружины заменяются новыми.
При выполнении медницких работ широкое распространение получила пайка. Она применяется при ремонте радиаторов топливных баков, топливопроводов деталей приборов электрооборудования и системы питания. Под пайкой понимается процесс соединения нагретых частей металла, остающихся в твердом состоянии, путем введения в зазор между ними расплавленного припоя, металла или сплава, имеющего меньшую температуру плавления, чем основной металл. Расплавленный припой заполняет все неровности (шероховатости) соединяемых поверхностей, смачивает их и, затвердев при охлаждении, скрепляет эти поверхности.
Для медницких работ применяются припои, которые делятся на мягкие, или легкоплавкие, плавящиеся при температуре ниже 500 °С, и твердые, или тугоплавкие, плавящиеся при температуре выше 500 °С. К мягким припоям относятся припои марок ПОС-30 и ПОС-40, в состав этих припоев входят олово и свинец; к твердым — ПМЦ-36 и ПМЦ-48. В состав последних входят медь и цинк.
Мягкие припои применяются для пайки радиаторов и топливных баков; твердые припои — для пайки воздухо-, масло- и топливопроводов. Для пайки деталей из алюминиевых сплавов применяются алюминиевые припои (силумины).
Радиаторы, бензобаки, топливо- и маслопровода и другие детали также ремонтируются на медницком участке.
Электротехнические работы включают текущий ремонт приборов электрооборудования, аккумуляторных батарей, генераторов и стартеров.
Текущий ремонт агрегатов и узлов — Камаз
Текущий ремонт агрегатов производится путем частичной их разборки, замены или ремонта неисправных узлов и приборов, восстановления деталей, кроме базовых (картеров, рам). Разборка узлов и агрегатов ведется так, чтобы можно было проверить техническое состояние деталей и при необходимости заменить негодные.
Особенность технологии текущего ремонта агрегатов состоит в том, чтобы в процессе разборки без необходимости не нарушалось взаимное расположение приработанных поверхностей деталей в подвижных сопряжениях, так как при естественной достигнутой приработке сопряженных поверхностей деталей в процессе эксплуатации автомобилей исключается необходимость повторной приработки этих деталей.
Снятые при разборке агрегаты, подлежащие по своему техническому состоянию капитальному ремонту, не вскрываются. Они в полной комплектности отправляются на обменные пункты или агрегатно-ремонтные заводы.
Ремонт сцепления. При текущем ремонте сцепления (в случае необходимости) меняются фрикционные накладки дисков сцепления. Новые накладки приклепываются латунными или алюминиевыми заклепками с помощью специального устройства на гидравлическом прессе. Задиры и царапины на поверхности ведущего диска устраняются шлифованием. После ремонта ведомый диск проверяется на биение плоскостей, которое должно быть не более 1 мм.
Ремонт карданного вала. В случае нарушения динамической балансировки карданного вала и появления вибрации он снимается с автомобиля и проверяется на специальных стендах и приспособлениях. Дисбаланс может быть вызван прогибом вала, наличием вмятин труб вала, погнутостью фланцев и другими неисправностями. При превышении биения выше допустимого (0,8 мм) вал правится при помощи пресса. Он устанавливается для этого на специальные призмы и балансируется на балансирных станках.
Ремонт радиаторов. Радиаторы могут иметь следующие дефекты: течь в паяных швах, течь трубок сердцевины, повреждения бачков (трещины, вмятины), охлаждающих пластин, засорение трубок и отложение накипи.
Поврежденные места радиаторов определяются следующим образом: отверстия патрубков закрываются пробками и радиатор погружается в ванну с водой. Через пароотводную трубку при помощи ручного насоса или из воздушной магистрали воздух нагнетается до давления 0,08 МПа. По выходящим пузырькам воздуха на поверхности радиатора определяется место повреждения, которое отмечается чертилкой. Вынутый радиатор просушивается, а места течи запаиваются мягким припоем. Пайка выполняется паяльником или погружением предварительно протравленных поврежденных мест изделия в расплавленный припой.
Деформированные охлаждающие пластины выпрямляются при помощи специальной гребенки или плоскогубцами. При текущем ремонте допускается заглушка отдельных поврежденных трубок.
Отремонтированный радиатор проверяется на герметичность под давлением 0,08 МПа погружением его в воду вышеуказанным способом. Работы по текущему ремонту аккумуляторов выполняются в отделении ремонта аккумуляторов электротехнического участка. Батареи, требующие ремонта, очищаются от загрязнений, и поверхность крышек аккумуляторов нейтрализуется 10 %-м раствором кальцинированной соды или нашатырного спирта. После очистки батарея насухо протирается ветошью. Ремонту подвергаются батареи, имеющие механические повреждения, трещины в заливочной мастике, обломы выводов и межэлементных соединений. Все работы по ремонту выполняются в соответствии с технологическими картами и с применением соответствующего оборудования и инструмента.
Неплотности и трещины в кислотоупорной мастике батарей обнаруживаются по просачиванию электролита. Трещины разделываются под угол 90—120° и заливаются горячей мастикой.
Ремонт тормозов. При текущем ремонте тормозов сменяются фрикционные накладки тормозных колодок, а при наличии на внутренней поверхности тормозного барабана глубоких рисок и задиров или значительного местного износа их внутренняя поверхность растачивается на станках для расточки барабанов. На этих же станках обтачиваются накладки тормозных колодок.
Ремонт кабин, платформ. Небольшие вмятины и прогибы на кабинах, платформах устраняются правкой с применением специального набора инструментов, куда входят молотки различной формы, оправки, поддержки. Промышленность выпускает специальные наборы таких инструментов, например набор ГАРО 214-1. Глубокие вмятины восстанавливаются методом вытягивания и рихтовки металла с последующей зачисткой поверхности. Глубокие царапины устраняются плавкой припоями или синтетическими порошками и клеями путем нанесения их на деформируемую поверхность.
Трещины, пробоины, разрывы после выравнивания поверхности завариваются при помощи газовой сварки, после чего поверхность зачищается и шлифуется.
Окрашивание машин. После окончания текущего ремонта машины производится подкрашивание отдельных мест поверхностей кабины и платформы для устранения местных повреждений лакокрасочного покрытия.
Технологический процесс окрашивания включает подготовку поверхности под окрашивание, грунтовку, шпатлевку, шлифование, нанесение промежуточных и внешних слоев покрытия, сушку. Качество выполнения текущего ремонта определяется при движении автомобиля путем прослушивания работы всех агрегатов и наружным осмотром.
Ремонт генератора. Характерными неисправностями генератора являются износ щеток, ослабление пружин, межвитковое замыкание, износ вала ротора и др.
При текущем ремонте генераторов, стартеров, приборов электрооборудования и зажигания производится их разборка на отдельные узлы и детали, которые подвергаются контролю и дефектации. Непригодные мелкие детали (втулки, щетки, подшипники, контакты и др.) заменяются на новые. Детали, подлежащие ремонту, восстанавливаются.
Текущий ремонт двигателей — Камаз
Текущий ремонт двигателя производится путем его разборки, замены или восстановления деталей и устранения неисправностей.
При текущем ремонте двигателя допускается замена следующих деталей: поршневых колец, поршневых пальцев, тонкостенных вкладышей коренных и шатунных подшипников, прокладки головки блока. Неисправности устраняются выполнением слесарно-механических работ. Шатуны в случае изгиба или скручивания правятся после закрепления их в приспособлении с индикаторами путем деформации с помощью ломика или захвата.
Прилегание клапанов к их седлам восстанавливается путем притирки рабочих фасок клапанов к их седлам. При большом износе фасок клапанов и их гнезд производится предварительная шлифовка седел и фасок клапанов конусными абразивными кругами с использованием шлифовального приспособления. После шлифования фасок клапанных гнезд клапаны притираются при помощи ручной пневматической дрели абразивной пастой до образования фасок на рабочей поверхности гнезда и клапана шириной не менее 1,5 мм. Фаски должны иметь матовую поверхность по всей окружности и обеспечивать герметичность прилегания клапана к седлу.
Технологический процесс текущего ремонта автомобилей Камаз
Технологический процесс — это часть производственного процесса, заключающаяся в последовательном выполнении операций по изменению состояния детали или положения деталей при сборке механизмов и агрегатов. Технологические процессы могут быть следующих видов: операционный, маршрутный и маршрутно-операционный.
В операционном технологическом процессе содержание операций указывается с перечислением режимов обработки (скорости резания, подачи, машинного времени, инструмента).
В маршрутном технологическом процессе указывается последовательность операций.
Рис. 9. Маршрутная схема технологического процесса текущего ремонта автомобиля Камаз
В маршрутно-операционном технологическом процессе указывается и то, и другое.
Маршрутная схема технологического процесса текущего ремонта автомобиля представлена на рис 9.
Источник
Приложение 5. Особенности выполнения ремонтных работ
Текущий ремонт автомобиля Камаз 4308 заключается в устранении возникающих неисправностей и повреждений, обнаруживаемых в процессе эксплуатации или технического обслуживания, путем ремонтных операций, связанных с частичной или полной разборкой агрегатов, сборочных единиц или их заменой, а также с заменой отдельных деталей (кроме базовых).
Базовой деталью агрегата является наиболее сложная и дорогая деталь (корпус, основание, каркас, блок и т.д.), к которой крепятся все другие детали.
Перед разборкой агрегата или какой-либо находящейся на нем сборочной единицы надо провести проверку общего состояния агрегата с использованием диагностического оборудования и собрать как можно больше данных о нем. Это поможет определить причину неисправностей.
Для более быстрой и тщательной проверки агрегат перед осмотром нужно очистить от грязи и вымыть. Снимать, транспортировать и устанавливать агрегат следует при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями, гарантирующими полную безопасность работ.
При выполнении операций ремонта необходимо руководствоваться следующими об щими принципами.
Разбирать и собирать детали любой сборочной единицы или агрегата на специальном стенде или верстаке, пользуясь специальным инструментом и приспособлениями, перечень которых приведен в приложении 8.
Сборку всех сборочных единиц и агрегатов проводить в последовательности, обратной разборке. Поэтому при разборке располагать детали в определенном порядке, отмечая подсборки и т.д.
Детали, соединенные сваркой, клепкой или неподвижными посадками, разбирать только в тех случаях, когда это вызывается условиями ремонта. Вывинчивать шпильки только тогда, когда это необходимо по условиям разборки агрегата или сборочной единицы, при замене шпильки и детали.
Не обезличивать пары деталей, которые устанавливаются на двигатель только комплектно: крышки коренных подшипников с блоком, шатуны с крышками шатунов, плунжерные пары ТНВД, поршень с цилиндром ручного топливоподкачивающего насоса, шток с втулкой штока топливного насоса низкого давления, ведомое и ведущее зубчатые колеса главной передачи мостов.
Прокладки осторожно отделять от плоскостей прилегания с помощью отвертки; выпрессовывать детали только с помощью инструментов, а при их отсутствии с помощью специальных выколоток или легкими ударами медного (деревянного) молотка.
Для проверки технического состояния все детали после разборки очистить от пыли, накипи, нагара, лаковых отложений, ржавчины, промыть и просушить. Не промывать детали из алюминиевых и цинковых сплавов в щелочных растворах.
Контроль деталей начинать с тщательного внешнего осмотра, для выявления дефектов на ответственных деталях пользоваться лупами или магнитным дефектоскопом. Детали, прошедшие проверку на магнитном дефектоскопе, должны быть размагничены.
При осмотре следует выбраковывать:
— детали, имеющие значительные задиры, отколы или выкрашивания, следы обгорания;
— детали с трещинами на рабочих поверхностях и в местах, испытывающих при работе большие нагрузки (например, на коленчатых валах и шатунах трещины недопустимы);
— крепежные детали, имеющие повреждения резьбы более двух ниток;
— болты и гайки с изношенными гранями, а также винты с забитыми или сорванными прорезями головок;
— шплинтовочную проволоку и стопорные шайбы с отгибающимися краями;
— резиновые детали, потерявшие эластичность;
— шланги с трещинами и расслоениями;
— трубопроводы с вмятинами, уменьшающими их сечение, или с трещинами на развальцованных концах;
— смятые латунные муфты;
— металлические панели и детали оперения, имеющие на поверхностях вмятины, трещины и пробоины;
— топливные баки, имеющие места вмятин, течи, нарушения слоя покрытий или окраски.
Перед сборкой необходимо подготовить все детали следующим образом:
— зачистить забоины и заусенцы на сопрягаемых поверхностях деталей;
— восстановить резьбу, поврежденную в допустимых пределах;
— заварить трещины или раковины в ненагруженных местах деталей (например, в стенках жидкостных рубашек и выпускных газопроводов); .
— после сварки швы зачистить для придания надлежащего внешнего вида детали;
— плоскости разъема, у которых коробление незначительно превышает допустимое, исправить шабровкой;
— проверить на герметичность водяные и масляные полости деталей и сборочных единиц, а также топливопроводы высокого и низкого давления;
— удалить антикоррозийное покрытие, применяемое при хранении деталей;
— детали и сборочные единицы топливоподкачивающего ручного насоса и форсунок тщательно промыть чистым летним дизельным топливом, прецизионные детали (плунжерные пары, нагнетательные клапаны и распылители) — бензином. После промывки обдуть детали сжатым воздухом.
Нельзя протирать детали топливной аппаратуры обтирочным материалом.
Перед сборкой уплотнительные прокладки, резьбы в отверстиях под пробки и резьбы в сквозных отверстиях смазать уплотнительной невысыхающей пастой, а войлочные манжеты пропитать смазкой.
Под готовностью к сборке понимается, что все сборочные единицы, подлежащие восстановлению, восстановлены или заменены новыми и находятся в готовности к сборке. Во время сборочных работ нужно осмотреть каждый механизм и убедиться в том, что ничего не было упущено при восстановлении.
Сборку необходимо осуществлять в условиях, гарантирующих чистоту деталей.
При затягивании соединений, уплотняемых резиновыми прокладками, не следует допускать больших усилий, иначе прокладки будут разрушены. Резьбовые соединения при сборке затягивать, обеспечив моменты, рекомендуемые в приложении 7.
При запрессовке подшипников качения инструмент должен упираться в запрессовываемое кольцо.
При установке сальников и манжет надо пользоваться оправками.
После ремонта сборочных единиц и их замены на автомобиле Камаз 4308 нужно произвести обкатку, чтобы убедиться в исправности всех механизмов и систем и правильности их взаимодействия.
При постановке на ремонт автомобиля Камаз 4308 следует:
— затормозить его посредством стояночной тормозной системы, включить низшую передачу, выключить подачу топлива и подложить упоры (башмаки) под колеса;
— нельзя выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.);
— нельзя ремонтировать автомобиль при работающем двигателе, за исключением проверки работы двигателя и тормозных систем;
— при пуске двигателя надо соблюдать меры предосторожности: вначале убедиться, что рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, а впереди автомобиля никого нет; перед пуском двигателя дать предупредительный сигнал;
— при замене агрегатов снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, мосты, главные передачи мостов нужно при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), гарантирующими полную безопасность работ. Нельзя поднимать (вывешивать) автомобиль за пальцы буксирных вилок;
— не следует снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом и канатом без специальных захватов;
— при снятии двигателя, коробки передач, мостов нужно предварительно слить масло в специальную посуду;
— при работе под поднятой кабиной автомобиля надо обязательно зафиксировать положение ограничителя предохранительной шпилькой. При опускании кабины убедиться в надежности закрывания запорного механизма и правильной установке предохранительного крюка в пазе опорной балки;
— при снятии и постановке рессор на автомобилях следует предварительно их разгрузить от массы автомобиля поднятием его за раму подъемным механизмом с последующей постановкой на козелки;
— нельзя приступать к демонтажу шин до полного выпуска воздуха из них; накачивать шины после сборки колеса нужно в специальном ограждении, которое предохраняет от травмирования при случайном выскакивании замочного кольца из канавки обода. При накачке шин в дорожных условиях надо положить колесо замочным кольцом вниз;
— при приготовлении электролита, а также перед заливкой электролита в батареи нужно надеть защитные очки, резиновые перчатки, резиновые сапоги и фартук из кислотостойкого материала;
— для приготовления электролита следует применять стойкую к действию серной кислоты посуду (керамическую, пластмассовую, свинцовую);
— нельзя вливать воду в концентрированную серную кислоту;
— при случайном попадании брызг серной кислоты на кожу надо немедленно, до оказания медицинской помощи, снять кислоту чистой ветошью, промыть пораженные места струёй воды и затем нейтрализующим раствором десятипроцентного нашатырного спирта или кальцинированной соды;
— при осмотре аккумуляторных батарей во время обслуживания нельзя пользоваться открытым огнем (спичками, свечками и т.д.);
— во время зарядки не следует наклоняться к аккумуляторным батареям; при работе металлическими инструментами не нужно допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разнополярным выводам батарей;
— нельзя разбирать тормозные камеры с пружинным энергоаккумулятором без пресса или специального приспособления
Источник