- Карта опасностей и рисков для профессии: слесарь-ремонтник (подразделение — ремонтно-механический цех)
- Страницы работы
- Фрагмент текста работы
- Оценка профессионального риска здоровью работающих на предприятии по ремонту железнодорожных вагонов
- Assessment of professional risk of health of workers of the enterprise for repair of railway carriage
- Слесарь по ремонту подвижного состава
- Плюсы и минусы профессии
- Требования к работникам
- Личные качества
- Образование и опыт
- Обязанности для разных разрядов
- Первый
- Второй
- Третий
- Четвертый
- Пятый
- Шестой
- Седьмой
- Восьмой
- Престиж и перспективы работы
- Где учиться?
Карта опасностей и рисков для профессии: слесарь-ремонтник (подразделение — ремонтно-механический цех)
Страницы работы
Фрагмент текста работы
КАРТА ОПАСНОСТЕЙ И РИСКОВ
I. Подразделение: ремонтно-механический цех
II. Профессия (должность): слесарь-ремонтник
Виды работ, ситуация,
Существующие меры управления воздействием опасности
(документы по ОТ)
Выполнение работ по обслуживанию и ремонту технологического оборудования
Эксплуатация ручного слесарного инструмента
Эксплуатация ручного электрифицированного инструмента
Повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может пройти через тело человека при эксплуатации электроинструмента
Контроль за наличием и исправностью защитного заземления (зануления)
Присвоение группы по электробезопасности не ниже II
Контроль исправности электроустановочных устройств (розеток, выключателей), защитной изоляции сетевых кабелей, электроинструмента, защитных блокировок и предохранительных устройств
Применение безопасного напряжения при эксплуатации переносных светильников
Соблюдение требований инструкции по ОТ № 51 для слесаря-ремонтника
Повышенная запыленность рабочей зоны (пыль цементная) при обслуживании оборудования РБЦ
Применение СИЗ органов дыхания Соблюдение требований инструкции по ОТ № 51 для слесаря-ремонтника
Регламентированные перерывы в работе (защита временем)
Выступающие предметы, части объектов при стеснённых условиях работы и недостаточной освещенности рабочей зоны
Применение СИЗ головы и тела
Применение сигнальных и предупредительных цветов, надписей
Соблюдение планировок размещения оборудования
Применение дополнительного освещения, переносных ламп
Падение узлов, изделий и др. предметов с высоты при перемещении грузов грузоподъемными механизмами
Применение звуковой сигнализации. Применение СИЗ головы (каска)
Ограждение опасных зон
Контроль правильности строповки грузов
Падение материалов, изделий, деталей, инструмента и других предметов с рабочей поверхности, из рук
Применение СИЗ защиты ног: спецообувь.
Соблюдение инструкций по ОТ № 51 для слесаря-ремонтника
Острые кромки, заусеницы и шероховатость на поверхностях материалов, инструмента
Применение СИЗ рук, тела, головы
Периодический контроль за состоянием инструмента
Воздействие вредных веществ (масла и т.д.)
Перерывы в работе
Применение СИЗ рук, органов дыхания, тела
Подвижные (вращающиеся) части производственного оборудования, электроинструмента при производстве ремонтных работ
Применение защитных ограждений подвижных частей оборудования Соблюдение требований инструкций по ОТ № 51 для слесаря-ремонтника
Применение предупредительных надписей
Повышенная температура поверхности ремонтируемого оборудования
Применение СИЗ рук, тела, головы
Соблюдение требований инструкции по ОТ № 51 для слесаря-ремонтника
Разлетающиеся частицы, осколки рабочих частей инструмента при ремонте оборудования
Применение СИЗ защиты головы, лица, глаз и поверхностей тела (каска защитная, лицевые щитки, защитные очки, спецодежда)
Периодический контроль за состоянием слесарного и электроинструмента
Запуск, включение систем, машин, оборудования в результате ошибочных действий персонала
Допуск к выполнению работ квалифицированного персонала
Применение сигнальных и предупредительных цветов и надписей, знаков безопасности, блокировочных устройств
Расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола) при производстве ремонтных работ
Соблюдение требований инструкции по ОТ № 51 для слесаря-ремонтника и при работе на высоте
Контроль за техническим состоянием защитных ограждений, средств подмащивания и лестниц
Повышенная подвижность воздуха рабочей зоны (сквозняки)
Регламентированные перерывы в работе (защита временем)
Совместная работа с электросварщиком ручной сварки (электрогазосварщиком)
Повышенная температура поверхностей свариваемых материалов
Применение СИЗ рук, тела
Соблюдение требований инструкции по ОТ № 51 для слесаря-ремонтника
Разбрызгивание расплавленного металла при выполнении сварочных работ и резки металлов
Применение СИЗ (костюм и рукавицы брезентовые, сапоги кирзовые, очки защитные)
Соблюдение требований инструкции по ОТ № 51 для слесаря-ремонтника
Источник
Оценка профессионального риска здоровью работающих на предприятии по ремонту железнодорожных вагонов
Целью исследования являлась оценка профессионального риска развития заболеваний у рабочих предприятия по ремонту железнодорожных вагонов. В качестве объекта исследования выбран Воронежский вагоноремонтный завод — филиал АО «Вагонреммаш». Методы: Методика расчета индивидуального профессионального риска в зависимости от условий труда и состояния здоровья работника, разработанная Клинским институтом охраны и условий труда совместно с НИИ медицины труда РАМН (2013 г.), основные профессии; когортное исследование с расчетом относительного риска заболеваемости с временной утратой трудоспособности, отношения шансов, этиологической доли факторов в формировании заболеваемости (объем групп: 250 человек опытная группа — рабочие основных специальностей, 95 человек — группа сравнения). По результатам исследований к приоритетным факторам профессионального риска нарушения здоровья отнесены: химический, шум, нагревающий микроклимат, низкий уровень освещенности. Для отдельных профессий долевой вклад приоритетных факторов в профиль риска (ПВ) достигает 40 %. Показатель индивидуального профессионального риска составляет 0,12 до 0,26 единиц. Высоким уровнем профессионального риска (0,22÷0,26) характеризуются условия труда слесарей по ремонту подвижного состава, станочников (деревообработка), литейщиков (металл), термистов, литейщиков пластмассы. В профессиональных группах со средним и высоким уровнем риска показатель относительного риска заболеваемости с временной утратой трудоспособности выше 1 (RR = 1,75 и 1,39 соответственно), а этиологическая доля производственных факторов в формировании заболеваний составляет от 27,95 (подгруппа со средним профессиональным риском) до 42,88 % (подгруппа с высоким профессиональным риском), что говорит о профессиональной обусловленности заболеваний. В целом наши данные согласуются с результатами ранее проведенных аналогичных исследований на вагоностроительных и вагоноремонтных предприятиях. В целях обеспечения гигиенически безопасных условий труда и сохранения здоровья рабочих необходимо снижение уровня воздействия производственных факторов, в том числе за счет внедрения современного оборудования и усовершенствования технологических процессов.
Assessment of professional risk of health of workers of the enterprise for repair of railway carriage
The aim of the study was to assess the professional risk of developing diseases in workers of the railway car repair enterprise. The Voronezh Car Repair Plant, a branch of Vagonremmash Joint-Stock Company, was chosen as the object of study. Methods: «The methodology for calculating individual occupational risk depending on the working conditions and the health status of the employee», developed by the Klin Institute for Protection and Working Conditions in conjunction with the Research Institute of Occupational Medicine (2013), the main professions; cohort study with the calculation of the relative risk of morbidity with temporary disability, the odds ratio, the etiological share of factors in the formation of morbidity (group size: 250 people, experimental group — workers of the main specialties, 95 people — comparison group). Results. According to the research results, the priority factors of occupational health risk include: chemical, noise, heating microclimate, low light level. For certain professions, the share of the contribution of priority factors to the risk profile (PV) reaches 40 %. The indicator of individual occupational risk is 0.12 to 0.26 units. The high level of professional risk (0.22 ÷ 0.26) is characterized by the working conditions of the mechanics for the repair of rolling stock, machine tools (woodworking), casters (metal), thermists, plastic casters. In professional groups with medium and high risk, the indicator of the relative risk of morbidity with temporary disability is higher than 1 (RR = 1.75 and 1.39, respectively), and the etiological share of production factors in the formation of diseases is from 27.95 (subgroup with secondary professional risk) up to 42.88 % (a subgroup with high professional risk), which indicates the professional condition of the disease. Discussion. In general, our data are consistent with the results of similar studies conducted earlier at the car building and car repair enterprises. In order to ensure hygienically safe working conditions and preserve the health of workers, it is necessary to reduce the level of exposure to production factors, including through the introduction of modern equipment and improvement of technological processes.
Развитие сети российских железных дорог и рост пассажирских перевозок поставили задачу повышения эффективности работы вагонного комплекса, что возможно на основе современных технологий производства вагонов, их технического обслуживания и ремонта. Вагоностроительные и вагоноремонтные предприятия относятся к отрасли транспортного машиностроения, для многих производств которой характерно комплексное воздействие неблагоприятных профессиональных факторов. Вместе с тем внедрение новых технологий и принципов организации производства требует совершенствования методов специальной оценки условий труда, профессионального риска нарушения здоровья работающих, планирования контрольно-надзорных мероприятий по обеспечению гигиенической безопасности производства и охраны труда работников.
Проведенными исследованиями по комплексной гигиенической оценке условий труда, гигиенической оценке профиля и уровня профессионального риска на одном из крупнейших предприятий вагоностроения — ОАО «Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ)» показано, что условия и характер труда работников ведущих цехов вагоностроительного производства (рамно-кузовной, вагонно-сборочный, литейный цех, холодно-прессовый цех) характеризуются повышенным содержанием высокотоксичных химических веществ (ксилол, толуол, ацетон, аммиак, керосин, оксид железа, оксид марганца) и аэрозолей преимущественно фиброгенного действия (АПФД), воздействием физических факторов (шум, вибрация, тепловое излучение), превышающих предельно допустимые уровни, тяжестью и напряженностью трудового процесса, а основные профессии вагоностроительного производства по показателю индивидуального профессионального риска (ИПР) с учетом условий труда, риска травматизма и состояния здоровья относятся к очень высокому риску (от 0,4 и выше) [1, 2].
На примере вагоностроительных предприятий показано, что снижение уровня профессионального риска возможно на основе внедрения системы «бережливое производство», одной из задач которой является поддержание на высоком уровне трудоспособности коллектива за счет обеспечения безопасности условий и характера труда, профилактики травматизма, оптимизации технологических процессов и эргономических характеристик оборудования, создание мотивации у работников к сохранению собственного здоровья [3, 4].
Источник
Слесарь по ремонту подвижного состава
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Если вас привлекают рабочие профессии, то вам следует обратить внимание на должность слесаря по ремонту подвижного состава. Данная специальность привлечет молодых людей, увлекающихся техническими дисциплинами.
Плюсы и минусы профессии
Работа на железной дороге связана с высоким уровнем ответственности. Соответственно, те люди, которые привлечены к данному виду деятельности, должны обладать соответствующим уровнем образовательной подготовки, большим объемом теоретических знаний, а также практических умений. Важнейшей фигурой на железной дороге является слесарь по ремонту подвижного состава, так как он занимается обслуживанием различного транспорта, необходимого для перевозки грузов и пассажиров. В ходе выполнения своих рабочих задач работник определяет наличие дефектов и неисправностей, а также осуществляет профилактическую работу и регулировку.
К плюсам профессии можно отнести:
- актуальность и востребованность;
- высокий заработок.
К недостаткам:
- большую ответственность;
- сложные условия труда.
Прежде чем вы решите получить подобную профессию, очень важно изучить все «за» и «против», чтобы в дальнейшем не пожалеть о своем выборе.
Требования к работникам
Слесарь по ремонту подвижного состава – это человек, который выполняет очень важную работу. Именно поэтому к ремонтникам со стороны работодателей выдвигаются повышенные требования.
Личные качества
В работе слесаря передвижного состава важную роль играют не только профессиональные умения и навыки, но также и личностные характеристики специалиста. Для того чтобы человек мог качественно выполнять свои рабочие задачи, у него должны быть:
- хорошая физическая подготовка;
- выносливость;
- хорошее зрение;
- развитая память;
- аналитический склад ума;
- склонность к логическому мышлению;
- развитое воображение;
- внимание к деталям и т. д.
При описании вакансии работодатели часто указывают данные качества.
Образование и опыт
В первую очередь следует сказать о том, что должность слесаря по ремонту подвижного состава нельзя получить без наличия диплома о соответствующем образовании. Помимо этого, важную роль имеет опыт работы (в процессе трудоустройства работодатели будут отдавать предпочтение тем кандидатам, которые ранее работали по специальности). Однако не только формальные признаки имеют значение. Работодатель может проверить также наличие профессиональных знаний и умений, а именно:
- знание технических особенностей устройств;
- умение осуществлять ремонтные и наладочные работы;
- знание существующих методов проверки аппаратуры, а также умение применять эти способы на практике;
- технику безопасности и т. д.
Обязанности для разных разрядов
Свою профессиональную деятельность слесарь осуществляет согласно официальным документам. К ним можно отнести должностную инструкцию, профессиональный стандарт, единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (или ЕТКС), внутреннюю документацию предприятия и т. д. При этом важно отметить: даже несмотря на тот факт, что перечисленные выше документы являются стандартизированными, каждый работодатель может изменять и дополнять их в зависимости от своих потребностей.
В целом же обязанности специалиста по обслуживанию вагонов и локомотивов зависят от имеющегося у него разряда.
Первый
Специалисты, которые обладают первым разрядом, выполняют довольно простые функции:
- прогонка резьбы на закрепляющих элементах;
- очистка различных комплектующих;
- рубка и опиливание элементов;
- смазка комплектующих;
- заточка специализированных профессиональных инструментов и т. д.
Соответственно, для того чтобы выполнять все эти задачи, специалист обязан знать основы слесарной деятельности.
Второй
Такой слесарь является более квалифицированным сотрудником, поэтому способен выполнять более сложные задачи:
- работа с элементами по 12–14 квалитетам;
- создание простых деталей;
- осуществление сборки и разборки несложных узлов;
- сверление отверстий посредством специальной аппаратуры;
- пробуксовка валов коленчатых тепловозов и т. д.
К обязательным знаниям и умениям такого профессионала следует отнести навык работы и теоретическую подкованность в отношении различных слесарных инструментов и приспособлений.
Третий
Если сотрудник обладает третьим разрядом, то ему доверяют выполнение таких задач:
- работа с деталями по 11–12 квалитетам;
- снятие и установка балок, тележек вагонов, рукавов токоприемников;
- проверка корректности работы пневматического оборудования;
- регулировка устройств и механизмов;
- осмотр и заправка буксов на подшипниках скольжения и т. д.
Для того чтобы слесарь мог качественно осуществлять свои рабочие задачи, он должен быть знаком с правилами регулировки и испытания специализированных устройств и механизмов.
Четвертый
Работники, получившие четвертый разряд, занимаются:
- починкой амортизаторов, вентиляторов и калориферов;
- разборкой колесо-моторных блоков;
- проверкой работы буксов на подшипниках качения;
- установкой уплотнительных колец для поршней и т. д.
Слесарь должен обладать знаниями в области назначения конструкций, а также способов и методов разборки и сборки основных частей ремонтируемых объектов подвижного состава.
Пятый
Обладатель пятого разряда в ходе выполнения своих рабочих задач занимается:
- центровкой дополнительных элементов дизелей тепловозов;
- проверкой блоков и картеров дизеля;
- установкой антивибраторов;
- проверкой правильности функционирования тяговых редукторов;
- запрессовкой втулок и т. д.
При этом важно, чтобы профессионал обладал специализированными знаниями в области конструктивных особенностей и функционального назначения различных узлов и механизмов.
Шестой
Слесарь, который повысил свою квалификацию до шестого разряда, должен уметь:
- осуществлять ремонт и наладку автосцепных устройств;
- центровать дизельную установку;
- притирать золотники;
- устанавливать параллели паровозов;
- ремонтировать вертикальные передачи и т. д.
Слесарь шестого разряда должен обладать теоретическими познаниями относительно методов проверки сборки комплекса узлов и сборочных групп того или иного объекта, подлежащего ремонту.
Седьмой
В обязанности специалиста седьмого разряда входят:
- диагностическая, профилактическая и проверочная работы;
- балансировка ротора турбокомпрессора;
- регулировка автоматики управления;
- наладка коренных подшипников;
- проверка корректности работы гидросистем и т. д.
Для того чтобы безошибочно выполнять перечисленные (а также дополнительные) рабочие задачи, специалист должен подробно знать и понимать особенности устройства оборудования.
Восьмой
Данный разряд считается самым высоким, соответственно, тот специалист, который им обладает, может выполнять самые сложные и комплексные задачи, а именно:
- ремонтировать комплексные узлы и детали конструкций;
- настраивать электронную аппаратуру;
- устранять неполадки в ходе использования подвижного состава;
- обкатывать колесно-моторные блоки;
- испытывать вагоны метро под напряжением и т. д.
К обязательным требованиям к сотруднику восьмого разряда можно отнести наличие теоретических знаний относительно устройства, а также серий используемого транспорта.
Престиж и перспективы работы
Должность слесаря престижная, так как высококлассные специалисты могут получать довольно большую зарплату, размер которой зависит от региона проживания, уровня образования, опыта и конкретного места работы.
Чаще всего данные специалисты работают в железнодорожных депо. При этом с повышением разряда они могут рассчитывать на получение более высоких должностей (например, руководитель отдела, ответственный по охране труда или даже руководитель предприятия).
Где учиться?
Обучение по специальности проходит в средних профессиональных учебных заведениях, куда можно поступить после окончания 9-го класса. При этом рекомендуется отдавать предпочтение специализированным железнодорожным техникумам и колледжам. Заранее стоит иметь в виду тот факт, что сам процесс обучения является довольно сложным, так как он связан с получением большого количества теоретических знаний и практических умений технического характера. Средняя продолжительность обучения – 3 года.
Однако после получения базового образования слесарь по ремонту подвижного состава должен постоянно пополнять свои знания и повышать квалификацию. Только в таком случае он будет оставаться востребованным и актуальным специалистом на рынке труда.
Источник