Учет запчастей при ремонте товара

Как проводится учет автозапчастей

Практически каждая организация имеет в составе своих основных средств автотранспорт, часто и не одно-два наименования. Это значит, что для него необходимо периодически покупать запасные части, кроме того, они могут появиться в результате разборки списываемого авто.

Как провести эти средства по бухгалтерии и отразить на балансе или забалансовых счетах? Можно сделать это автоматически через программу 1-С, нужно только помнить о важных нюансах. Разберемся в статье.

Где юрлицу брать запчасти

Поскольку содержание автомобильного транспорта является постоянной статьей расходов, организации заключают договоры на поставку запасных частей с одним или несколькими поставщиками. Коммерческие организации используют обычные договоры поставки. Если речь идет о транспорте бюджетных организаций, то регламент поставок запчастей выписан в следующих законодательных актах:

  • ФЗ №44 – для казенных учреждений;
  • ФЗ №223 – для автономных организаций;
  • За счет субсидий либо дохода от сопутствующей деятельности (согласно положений вышеупомянутых ФЗ) – для бюджетной сферы.

Вопрос: Организация, основным видом деятельности которой является оптово-розничная торговля запасными частями к автомобилям, в результате инвентаризации выявила неликвидный товар. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете его списание и затраты на утилизацию?
По результатам инвентаризации выявлены неликвидные запасные части балансовой стоимостью 150 000 руб. Комиссией организации составлен акт, в котором вышеуказанные товары признаны неликвидными в связи с длительным хранением и потерей товарного вида. Затраты на утилизацию (вывоз на свалку), оказанные сторонней организацией, составили 12 000 руб. (в том числе НДС 2 000 руб.).
Посмотреть ответ

Читайте также:  Пылесос керхер строительный ремонт

В зависимости от объема будущих заказов их можно делать с единственным поставщиком либо с группой, которых нужно выбирать свободно либо конкурентно (путем конкурса, аукциона, сравнивания коммерческих предложений и т.п.).

ВАЖНО! У одного поставщика можно брать запчасти для фирмы на сумму не более 100 тыс. руб., если закупаемое количество относительно невелико — в течение года на них тратится меньше 2 млн руб. либо 5% всех закупок.

Бухучет запасных частей для авто

Автозапчасти поступают в собственность организаций несколькими путями:

  • приобретаются за соответствующую оплату: наличный либо безналичный расчет;
  • могут выявиться в результате внутренней динамики основных средств: разборки, ремонтных работ, утилизации какой-то части автопарка;
  • могут изготавливаться или приспосабливаться к работе в собственными силами предприятия.

ВАЖНО! Образец ведомости учета расходных материалов и запчастей от КонсультантПлюс доступен по ссылке

Каждый вид отражения запасных частей, предназначенных для ремонта и замены отслуживших свое деталей в автотранспорте, следует учитывать в бухгалтерии по-своему.

Для этого следует издать специальный приказ организации, где будут оговорены следующие ключевые моменты:

  1. Перечисление запчастей, которые могут выдаваться со склада для внутреннего использования по документу с подписью руководящего звена.
  2. Регламент взятия со склада запчастей на продажу.
  3. Формирование резерва запасных частей по утвержденному перечню.

Отражение приобретенных запчастей

Купленные у поставщика автомобильные детали, не важно, в каком количестве и за какую сумму, по сути своей являются материальными запасами. Аналогично к ним относятся и изготовленные на предприятии изделия, в том числе узлы и агрегаты к авто. Так их и нужно проводить по бухгалтерскому учету от постановки до списания. Для этого ПБУ предусмотрен специальный субсчет к счету 10 «Материалы», а именно 10.5 «Запасные части». Порядок:

  1. Постановка вновь поступивших запчастей на учет. В документах отражается фактическая себестоимость приобретенных или изготовленных деталей, то есть сумма, которая была затрачена на то, чтобы они появились в наличии. НДС и другие налоги в нее не включаются.
  2. Оприходование. Для учета запчастей в 1-С существует специальная программа, в которой нужно отразить их технические характеристики. Это нужно для того, чтобы не перепутать одну деталь с другой: ведь запчастей с похожими наименованиями существует множество.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Счетами в корреспонденции к основному могут выступать, в зависимости от способа приобретения, счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. Представим, что ООО «Трансмагистраль» приобрело у поставщика для замены новый аккумулятор для легкового автомобиля. Проводка будет выглядеть так:

  • дебет 10.5, кредит 60 – уплачена сумма за приобретение автоаккумулятора;
  • дебет 19 «НДС», кредит 60 – отражение НДС поставщика;
  • дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», кредит 19 – предъявление НДС к вычету.

Учет запчастей, поступивших от разборки

Время от времени подходит к концу срок полезной эксплуатации любых основных средств, транспорт не исключение. Кроме того, машина может прийти в непригодное для дальнейшего использования состояние после аварии. Если ремонт окажется нецелесообразным, авто спишут, предварительно демонтировав с него все детали, которые могут пригодиться, а также материал, годящийся на металлолом. Все это и нужно поставить на бухгалтерский учет. Происходит это на ту дату, когда было списано транспортное средство. Вся остальная стоимость, что не войдет в результаты демонтажа, списывается по кредиту 91.1 «Прочие расходы».

Счета, на которых отражают стоимость снятых материалов, могут быть следующими:

  • дебет 10, субсчет 10.5 «Запасные части» – для тех деталей, которые намереваются эксплуатировать в рамках предприятия;
  • дебет 10, субсчет 10.6 «Прочие материалы» – для тех материалов, которые данная организация использовать не правомочна, но они годятся на переработку (металл, утиль).

ВНИМАНИЕ! Стоимость запчастей, отраженная на этих счетах, определяется как текущая рыночная на дату постановки на учет, то есть цена, которую бы за них дали, если из продать прямо сегодня. Для удобства принято применять те же цифры, что и при налоговом учете.

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. В результате списания старого грузовика у компании в распоряжении остались детали и материалы на сумму, которую определила комиссия. Проводка:

  • дебет 10.5, кредит 91.1 – оприходование запасных частей для дальнейшего использования.

Учет запчастей, оставшихся после ремонта

Иногда в процессе ремонта автопарка еще рабочие запчасти заменяют на новые для модернизации, производят тюнинг и т.п. Снятые детали еще пригодны к эксплуатации либо подлежат ремонту, и их также нужно определить на учет. Проводка будет такой же, как и в случае с материалами от утилизации машины: дебет 105, кредит 91. Что касается стоимости, отражаемой на балансе, она не поменяется от состояния детали:

  • если запчасть в порядке, она принимается по текущей рыночной стоимости;
  • если ее решат отремонтировать, то расходы на это просто спишутся с текущего месяца;
  • в тех редких случаях, когда решение о ремонте и его осуществление предпринимается сразу, себестоимость детали увеличат на ремонтные затраты плюс расходы по доставке в автосервис.

Учет отпуска запасных частей

Когда запчасти идут «в дело» – все равно, в продажу или в эксплуатацию, нужно правильно провести оценку их себестоимости. Для этого нужно определить в учетной политике, какой именно способ будет принят на фирме:

  • учитывается себестоимость каждой детали отдельно;
  • средняя себестоимость запчастей;
  • метод ФИФО – отражение себестоимости в порядке поступления запчастей на баланс, так называемый «кто раньше пришел, тот первым уходит».

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Какой бы ни был способ закреплен в нормативных актах фирмы, если запчасти разнородные и не могут заменить друг друга, их надо оценивать каждую по своей себестоимости.

Запчасти списываются в эксплуатацию по дебету счета 20 «Основное производство» или «Вспомогательные производства».

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. На складе находится несколько аналогичных автомобильных редукторов. Они поступили в разное время, поэтому стоимость их разная. Один из них забирают для использования в основном производстве. В зависимости от выбранной политики себестоимость списания может быть:

  • такой же, какой она была при поступлении;
  • средней от себестоимости всех имеющихся редукторов;
  • такой, какая была у первого поступившего редуктора.
  • дебет 20, кредит 10.5 – отражена себестоимость списанного в эксплуатацию редуктора.

Окончательное списание запчастей

Если дальнейшее применение снятой запасной части уже невозможно, а ремонт ее нецелесообразен, ее нужно списать уже бесповоротно. Однако она все еще имеет некоторую материальную ценность: цену лома (утильсырья). Организация сдает металл или сырье на специализированные пункты, получая за это определенные деньги. Эти средства и нужно оприходовать.

ПРИМЕР ПРОВОДКИ. Старая машина, разбитая в результате аварии, не подлежит восстановлению. Фирма сдала ее на пункт приема металлолома. Была произведена оценка, и на счет фирмы поступила некая стоимость металлолома, которая будет совпадать с текущей стоимостью списываемого авто. Проводки будут выглядеть так:

  • дебет 10.5 «Запасные части», кредит 91.1 «Прочие расходы» – оприходование металлических частей авто (по цене лома);
  • дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», кредит 91.1 «Прочие доходы» – отражение продажи металлолома;
  • дебет 91.2, кредит 10.5 – списана стоимость металлолома.

Источник

Запасные части: от прихода до списания

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 1

Основными хозяйственными операциями транспортной компании, которые бухгалтер участка «Материалы» отражает в учете, являются, конечно же, поступление, списание, а также движение запасных частей. Кроме этого, в процессе деятельности выявляются вполне жизнеспособные детали и узлы, полученные в результате демонтажа транспортных средств. Трудности у бухгалтеров возникают и при учете запчастей, которые были подвергнуты ремонту. В данной статье уделено внимание бухгалтерскому аспекту таких операций.

Принятие запасных частей на учет Общие правила

Чтобы грамотно организовать бухгалтерский учет запасных частей в организации транспорта, следует воспользоваться рекомендациями, изложенными в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (далее — Указания по учету МПЗ), Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте .

Утверждены Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н.
Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.

Итак, запасные части подлежат оприходованию на учет по общим правилам, а именно: МПЗ принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. п. 5, 6 ПБУ 5/01).

Для учета запасных частей Инструкцией по применению Плана счетов предусмотрен отдельный субсчет к счету 10 «Материалы» — 10-5 «Запасные части», на котором учитываются их наличие и движение. Бухгалтер транспортной организации при приеме на учет от поставщика запасных частей приходует их в бухгалтерской программе, подробно описывая все технические параметры, дабы не произошло ошибки при их дальнейшем списании из-за большого количества аналогичных наименований МПЗ. Для контроля при списании запасных частей бухгалтер обычно прибегает к помощи компетентного лица (например, начальника гаража (иного лица, уполномоченного давать разрешение на осуществление ремонта ТС)), который хорошо ориентируется и в наименованиях поставщиков запасных частей, и в датах приобретения комплектов для ремонта. Корреспондирующими счетами к счету 10 могут выступать счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», а также 71 «Расчеты с подотчетными лицами», если покупка запчастей осуществляется через подотчетных лиц транспортной организации.

Пример 1. ООО «Транспортная компания» приобрело для замены новый аккумулятор для автомобиля «КамАЗ» стоимостью 7670 руб. (в том числе НДС — 1170 руб.).

В бухгалтерском учете транспортной компании будут сделаны следующие записи:

Запчасти получены при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации ОС

В бухгалтерском учете запасные части могут появиться на балансе не только в результате их покупки именно по назначению (для осуществления ремонта транспортного средства), но и в результате демонтажа. Например, после аварии выявляются пригодные для эксплуатации либо подлежащие сдачи в металлолом запасные части. Такие хозяйственные операции в бухгалтерском учете находят свое отражение по дебету счета 10, субсчета 10-5 (для запасных частей, пригодных к эксплуатации), 10-6 «Прочие материалы» (для запасных частей, которые не могут быть использованы как таковые в данной организации (металлолом, утильсырье)), и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 91-1 «Прочие доходы» (п. 79 Указаний по учету МПЗ, Инструкция по применению Плана счетов).

Пунктом 9 ПБУ 5/01 установлено, что фактическая себестоимость запасных частей, остающихся от выбытия транспортных средств, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Для целей ПБУ 5/01 под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов. Кстати, приходуются такие запчасти на дату списания транспортного средства. Для удобства большинство бухгалтеров в бухгалтерском учете используют ту же стоимость запчастей, что и в налоговом учете.

Пример 2. В результате выбытия ТС транспортной компанией оприходованы на баланс организации запасные части, пригодные для эксплуатации, по цене 3600 руб. (стоимость определена по заключению комиссии).

В бухгалтерском учете транспортной компании будет сделана следующая запись:

Запасные части получены в результате замены действующих запчастей на новые

Случаи, при которых происходит замена одних запчастей на аналогичные, могут быть разными: это и текущий (капитальный) ремонт ТС, и установка тюнинг-комплектующих для автомобиля. Иногда в процессе замены выявляются запасные части, пригодные для дальнейшей эксплуатации (либо те, что будут пригодны после осуществления ремонтных работ). Задача бухгалтера — грамотно их оприходовать. Как и в предыдущем примере, для отражения такой хозяйственной операции в бухгалтерском учете будет иметь место проводка по дебету счета 10, субсчет 10-5, кредиту счета 91, субсчет 91-1.

Отметим, что в соответствии с п. 12 ПБУ 5/01 фактическая себестоимость МПЗ, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению. О чем эта норма?

Формирование первоначальной стоимости МПЗ будет зависеть от того, пригодна ли запасная часть к дальнейшему использованию или требует обязательного ремонта. В первом случае бухгалтер примет ее в качестве материалов по рыночной стоимости (в сумме, утвержденной комиссией). Если же по прошествии времени транспортная компания примет решение о ремонте — затраты на его осуществление не увеличат уже сформированную первоначальную стоимость, а будут списываться на расходы текущего месяца.

Если же запасная часть отдана в автосервис для проведения ремонтных работ сразу же после снятия с автомобиля — себестоимость МПЗ формируется с учетом фактических затрат организации на их доставку и приведение в состояние, пригодное для использования (основание — п. п. 9, 11 ПБУ 5/01). Это подтвердил и Минфин в Письме от 10.09.2007 N 03-03-06/1/656. Иными словами, бухгалтер транспортной организации увеличит стоимость запасной части (которая учитывается на счете 10-5) на стоимость ремонтных работ.

Пример 3. В результате проведения тюнинг-работ автомобиля «Газель», принадлежащего ООО «Транспортная компания», была осуществлена замена бортовой платформы. Рыночная стоимость снятой с автомобиля запасной части (согласно заключению комиссии) составляет 10 000 руб. После того, как старую платформу установили на другой автомобиль, было решено провести кузовные и покрасочные работы. Стоимость ремонтных работ составила 7080 руб. (в том числе НДС — 1080 руб.).

В бухгалтерском учете транспортной компании будут сделаны следующие записи:

Так как бортовая платформа, снятая с тюнингованного автомобиля, была готова к эксплуатации и установлена на другой автомобиль, стоимость дальнейших ремонтных работ не увеличивает фактическую себестоимость детали, а списывается на затраты текущего месяца.

Отпуск запасных частей Общие правила

При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценка производится одним из следующих способов:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (способ ФИФО).

Как известно, применение одного из указанных способов по группе (виду) МПЗ производится исходя из допущения последовательности применения учетной политики (п. 16 ПБУ 5/01).

Пример 4. Воспользуемся данными примера 1. Допустим, ООО «Транспортная компания» отпуск МПЗ в производство осуществляет способом «по средней себестоимости». На балансе организации числятся несколько автомобильных аккумуляторов с аналогичными техническими свойствами, но приобретенных по разной цене (а именно 4600 руб., 5400 руб. и 5330 руб. без учета НДС). Несмотря на то что в эксплуатацию передан аккумулятор, отраженный в балансе по цене 5330 руб., в учете на дату передачи в эксплуатацию отразится иная сумма.

В бухгалтерском учете транспортной компании будет сделана следующая запись:

Частности.

Дальнейшая судьба запчастей, полученных в результате демонтажа, может складываться по-разному. Возможна их продажа в виде отдельных блоков либо сдача в металлолом специализированной организации. Иногда демонтированные запасные части в дальнейшем планируется использовать для ремонта автомобилей аналогичной марки.

Как уже рассматривалось выше, отпуск материалов в производство и иное их выбытие производятся способом, закрепленным в учетной политике организации. В то же время независимо от выбранного способа запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой их единицы (п. 17 ПБУ 5/01). Это, по мнению автора, как раз можно отнести к нашей ситуации.

Пример 5. ООО «Транспортная компания» после случившейся аварии с участием принадлежащего ей автомобиля ГАЗ 33-07 и последующего демонтажа не подлежащего восстановлению ТС сдало его на специализированный пункт приема металлолома. После произведенной оценки металлолом был оприходован в бухгалтерском учете по рыночной стоимости — 8000 руб.

Так как в данной статье мы рассматриваем только вопросы бухгалтерского учета, расчеты с бюджетом по НДС при реализации запасных частей, в том числе при сдаче металлолома, не приводятся.

Документальное оформление

Принятие на учет запасных частей оформляется в зависимости от способа их поступления. Если транспортная организация приобретает запчасть у поставщика, первичным документом служат товарная накладная (форма N ТОРГ-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132), а также приходный ордер (форма N М-4, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а). Если же запасные части приходуются на баланс организации в результате выбытия транспортных средств, унифицированной формы бланка для этих целей не предусмотрено и его следует разработать самостоятельно. Благо нормативные документы по учету МПЗ нам это позволяют: исходя из конкретных условий деятельности организации последняя может, помимо форм первичных учетных документов, содержащихся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению материально-производственных запасов. При этом указанные формы должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» (п. 100 Указаний по учету МПЗ). Причем данные о принятых на учет запасных частях должны соответствовать данным, указанным в разд. 4 «Сведения о принятии к бухгалтерскому учету демонтированных основных деталей и узлов» акта о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).

Одним из первичных учетных документов по отпуску запасных частей со складов организации является требование-накладная формы N М-11 (п. 100 Указаний по учету МПЗ).

Четких указаний по документальному оформлению проведения ремонтных работ ТС в настоящее время нет. Приведем для примера некоторые документы, которые используют в работе транспортные компании и которые, по мнению автора, позволяют экономически обосновать проведение ремонтных работ. Итак, первое, что целесообразно осуществить, — осмотр автомобиля, что фиксируется путем составления соответствующего акта. В нем должны быть отражены наименование деталей, подлежащих замене, и их дальнейшее назначение (ремонт, сдача в металлолом, утиль). Повторим, что эти документы должны быть разработаны и утверждены в учетной политике транспортной организации. Неплохо было бы оформить акт установки, который обеспечит контроль за движением запасных частей, как для работников финансовой службы, так и непосредственно для работников транспортной службы, ответственной за проведение ремонта. Кроме того, понадобится документ, с помощью которого снятые и пригодные (не пригодные) к эксплуатации запасные части можно оприходовать на баланс, — акт об оприходовании запасных частей или металлолома.

Источник

Оцените статью